Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В данном материале описывается актуальность инновационной технологии, решаемые задачи и способы работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационная технология - дидактический синквейн. | 375.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон
Речь занимает главное место в процессе психического развития ребенка и неотъемлемо оказывает влияние на развитие мышления и сознания в целом. Уровень развития речи определяет степень возможности познавать окружающий мир.
Дошкольный возраст является тем возрастным этапом, в котором ребенок быстро и активно усваивает разговорную речь, происходит формирование и становление всех сторон языка. Но у детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточность в фонематическом восприятии, в лексико-грамматическом оформлении языка, уровня развития связной речи. Организуя коррекционную деятельность в работе с детьми с ОНР, учитель-логопед использует различные игровые методы, приемы, формы работы. Но современный мир дает нам возможность применять инновационные технологии, применяя личностно-ориентированный, деятельностный, дифференцированный подходы, в соответствии ФГОС ДО, что обеспечивает достижение более высокого уровня качества образовательной услуги.
Для совершенствования и оптимизации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОНР интересно и продуктивно использование новой технологии ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН, дающая возможность свободно мыслить, обобщать, классифицировать, анализировать, проявлять творчество.
При внедрении данной технологии необходимо решение следующих задач:
- Уточнение, расширение и активизация словарного запаса (понятие: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее признак предмета», «слово, обозначающее действие предмета»);
- Учить подбору к словам-предметам слова-признаки и слова-действия;
- Познакомить с понятием: предложение. Учить составлять предложения по предметной, сюжетной картинке, используя схему предложения, стихотворное высказывание;
- Резюме, высказывание своего отношения вышесказанного в синквейне, отражающее суть предмета или явления.
Алгоритм синквейна напоминает форму пирамиды:
- Название. Это одно слово, существительное.
- Описание этого предмета. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль данного слова.
- Действие. Три слова, глаголы, характеризующие действия в рамках этой темы.
- Предложение из нескольких слов, показывающее личное отношение к предмету или объекту.
- Обобщение, синоним названия темы.
Пример:
- Снежинка.
- Пушистая, искристая.
- Падает, кружится, тает.
- Искристая снежинка тает на ладошке.
- Зима.
На начальном этапе работы у детей уточняется, расширяется и совершенствуется словарный запас. Дети овладевают понятиями слово-предмет (живой, неживой), слово-признак, слово-действие. У детей формируется понятие предложение. Для составления предложения накопленный словарь помогает распространять авторское высказывание по данной теме, правильно задавать и отвечать на вопросы.
На последующем этапе продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса. Ведется работа по составлению распространенного предложения, характеризующее отношение автора к данной теме
Для более легкого и успешного выполнения задания по составлению синквейна, с детьми предварительно организуют дидактические игры по развитию и накоплению лексико-грамматического строя и развития связной речи: «Скажи какой? какая? какое?», «Угадай по описанию», «Кто в домике живет?», «Кто что делает» и т.д.
Оформление синквейнов могут быть как устными, так и графически изображены на листе бумаги, альбомах, блокнотах и др.
Графические схемы, предлагаемые педагогом, помогают понять суть задания детям, пройти путь последовательно от простого к сложному, повысить мотивацию к речевому творчеству. Изображения схем могут быть разными, в зависимости от возраста и уровня речевого развития. Для детей второго уровня речевого развития можно предложить схему такого плана: верхняя линия – описываемое слово-предмет; два цветка – символизируют два красивых слова о данном слове (слова-признаки); изображения движений человечков – 3-4 слова-действия; паровоз, везущий вагончики является обозначением структуры предложения – составляем предложение из 3-4 слов. Розовая линия – итоговое слово – обобщающее понятие или синоним данной темы. А изображение сказочного героя Незнайки замотивирует и повысит интерес к выполнению задания.
Для детей с третьим уровнем речевого развития можно предложить дидактический синквейн в схематическом изображении.
Очень важным этапом в этой работе должно быть привлечение родителей к данному приему в развитии речи детей. Необходимо провести ознакомительную лекцию по теме «Применение дидактического синквейна в коррекции и развитии речи детей с ОНР», продемонстрировать готовые варианты схем синквейна на разные темы, показать мастер-класс по составлению синквейна, предложить написать совместно с детьми сочинение на любимую тему недели.
Дети, умеющие читать, могут помогать записывать слова в своих альбомчиках. К концу года наличие нескольких альбомов, могут послужить началом создания небольшой библиотеки маленьких творческих сочинений.
Использование дидактического синквейна в практике логопедического воздействия на развитие всех сторон языка неоспоримо положительно. У детей повышается мотивация к коммуникативному взаимодействию, возрастает речевая инициатива, развиваются и формируются все стороны языка, корректируются и развиваются высшие психические функции.
Учитель-логопед МБДОУ №322 «МОРОЗКО»: О.Г.Тихоновцева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Формирование лексико-грамматических категорий...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Приложение к программе учителя-логопеда....
Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР
В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....
Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....