План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни
методическая разработка по математике (старшая группа)
Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.
Формированию математических представлений у детей пятого года жизни способствует использованию разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей направленных на умственное развитие дошкольника.
Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы обучения – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную деятельность. Дидактические игры способствуют развитию психических процессов, формируют познавательную мотивацию, умственные способности и развитие речи, поэтому данная тема является актуальной и требует постоянного изучения и внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_schyot_4-5_let.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни
1 неделя
Понедельник
8.45-9.00 Дидактическая игра «Назови соседей числа»
Цель: Закрепить знание числового ряда 0 – 10.
Содержание: Ребенок выбирает карточку с вагончиком, называет цифры, находит пропущенное число на маленькой карточке и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за. 2. Игра в группе от 2 человек. Водящий показывает большую карточку и просит назвать пропущенное число. Например: «Какое число стоит между числами 4 и 6?», или «Какое число будет следующим в ряду 5, 6…?» Игроки выбирают нужную карточку и показывают ее водящему. Задание можно сделать более интересным внеся элемент соревнования. Кто быстрее покажет или назовет недостающее число?
Средства реализации: Карточки с изображением вагончиков, на окошках написаны цифры, одно окошко без цифры.
10.35-10.45 Дидактическая игра «Домики для гномов»
Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Содержание: К каждому домику подобрать два окошка, чтобы в итоге поучилась цифра, изображенная на крыше.
Много разных карточек - домиков с цифрами на крыше от 6 до 10 и карточки - окошки с цифрами от 0 до 10.
15.40-16.00 Решение задачи «Спор карандашей»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал: «Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо».
«Нет, я самый главный, - возразил красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки».
«Ну нет, это я - самый главный - сказал зеленый карандаш. - Моим цветом дети раскрашивают траву и листья на деревьях».
«Спорьте, спорьте, - думал про себя желтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце».
Вопрос. Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
Цветные карандаши.
Вторник
8.45-9.00 «Путаница»
Цель: Закрепить знания цифр, развивать наблюдательность, внимание.
Содержание: В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей. Набор магнитных цифр.
10.35-10.45 «Покажи столько же, сколько у меня»
Цель: Упражнять детей в счете.
Содержание: Показать карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал воспитатель.
Карточки с изображением предметов от 1 до 9.
15.40-16.00 «Пирожное для гостей»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакал кузнечик.
И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.
Вопрос. Сколько было гостей? (8)
Картинки с изображением насекомых.
Среда
8.45-9.00 «Какая цифра спряталась?»
Цель: Закрепить знания цифр, развивать наблюдательность, внимание.
Содержание: В игре убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Карточки с изображением цифр от 1 до 9.
10.35-10.45 «Где сколько?»
Упражнять детей в счете, развивать память и внимание.
Содержание: Предложить детям найти группы игрушек, мебели, вещей. (По 8,10 и т. д.). Можно заранее поставить группами игрушки, геометрические фигуры.
Наборы игрушек по 6, 8, 9 и т.д.
15.40-16.00 «Угощение для зверят»
Закреплять навыки порядкового счета, развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы. Каким по счету примчался к улью заяц? (Третьим.)
У кого была самая маленькая посуда? (У белки.)
У кого была самая большая посуда? (У медведя.)
Картинки с изображением зверят.
Четверг
8.45-9.00 «Считай правильно - не ошибись!»
Закреплять знания порядка следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете
Содержание: В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Мяч.
10.35-10.45 «Игрушки запутались»
Цель: Упражнять детей в счете, развивать память и внимание.
Содержание: Предложить детям пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Воспитатель меняет местами предметы или игрушки, дети поворачиваются и должны объяснить, что изменилось.
Набор игрушек до 9.
15.40-16.00 «Семья»
Цель: Закреплять навыки порядкового счета, развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Пришла к фотографу семья.
- Сфотографируйте нас, пожалуйста.
- Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Бабушку - в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алешу, посадили на руки к маме.
Вопросы. Сколько всего человек в семье? (7)
Сколько взрослых? (4)
Сколько детей? (3)
Картинки с изображением членов семьи.
Пятница
8.45-9.00 «Угадай, какого числа нет!»
Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Содержание: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того, как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тот, кто первый назовет пропущенное число, получает фишку.
Карточки с изображением цифр от 1 до 9, фланелеграф.
10.35-10.45 «Считаем звуки!»
Цель: Упражнять в счете звуков с закрытыми глазами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.
Содержание: Воспитатель предлагает достать фигуры (цифры) из конверта и положить их в ряд перед собой, затем объясняет задание: «Я буду стучать палочкой о палочку, а вы будите считать звуки с закрытыми глазами. Те, у кого есть карточки, на которых столько же кружков (цифр), сколько раз я постучала, поднимут их.
Сначала сосчитайте и запомните, сколько кружков на карточках или какая цифра. А теперь закройте глаза и слушайте.
2 палочки; числовые фигуры или цифры по 4 карточки на каждого с разным количеством кружков или цифр (4, 5,6,8).
15.40-16.00 «Лесная избушка»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто?
Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).
Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц).
Круглый, колючий (еж).
Серый, злющий, зубастый (волк).
Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (медведь).
Вопрос. Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)
Картинки с изображением животных.
2 неделя
Понедельник
8.45-9.00 «Лесенка для цифр»
Цель: Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
Содержание: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?» и. т. д.
Числовая лесенка.
10.35-10.45«Прятки с цифрами»
Цель: Учить называть пропущенные числа, развивать память и внимание
Содержание: Дети называют пропущенные числа.
Наборное полотно с цифрами.
15.40-16.00 «На лесной полянке»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: Пошли Таня и Костя за грибами. Когда шли мимо берез, Костя нашел подберезовик. Когда шли около дубов, Таня нашла белый гриб. Проходили мимо пенечков, Костя нашел 2 опенка. А когда зашли в сосновый лес, Таня нашла масленок, рыжик и мухомор.
Вопросы. Сколько всего грибов нашли Таня и Костя? (7)
Сколько грибов дети пожарят? (6) Картинки с изображением грибов.
Вторник
8.45-9.00 «Разложи правильно»
Цель: Совершенствовать навыки счета, закрепить умение сравнивать две группы предметов.
Содержание: Выложить в ряд картинки - машинки. Предложить детям положить столько зверят-водителей, сколько машинок (поровну, на оодин меньше, на один больше).
Предметные картинки - машинки, зверята-водители по 5 штук.
10.35-10.45«Повторялки»
Цель: Упражнять детей в счете, развивать память и внимание
Содержание: Воспитатель показывает цифру и просит детей сделать столько же раз какое - либо движение (приседание, поднять руки вверх и т. д.). Затем дети должны объяснить сколько раз они приседали и почему.
Карточки с цифрами от 1 до 9.
15.40-16.00 « День рождения»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: Пришли к Антону на день рождения гости.
Макар подарил ему живого попугайчика, Степан - заводной трактор, Лиза подарила деревянный конструктор, Валя - комплект переводных картинок.
Вопросы. Сколько подарков получил Антон? (4)
Сколько детей было на дне рождения? (5)
Картинки с изображением игрушек.
Среда
8.45-9.00 «Отгадай, что эта за цифра»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Содержание: Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.
Карточки с изображением цифр от 1 до 9
10.35-10.45 «Посчитай яблоки»
Цель: Упражнять детей в счете, развивать память и внимание
Содержание: Схематично изображено несколько тарелок, в каждой из которых - разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит, цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.
Доска, мел.
15.40-16.00 «Рыбалка»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской - больше рыбы наловлю».
Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
Вопросы. Кто больше наловил рыбы? Почему?
Сколько всего рыб наловили волк и лиса? (5)
Картинки с изображением лисы и волка, рыб (карась, лещ, сом, щука, плотва)
Четверг
8.45-9.00 «Волшебная коробочка»
Цель: Закреплять порядковый счет; представление о количественных отношений между числами.
Содержание: В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.
«Чудесный мешочек», два-три вида мелких игрушек
10.35-10.45 «Радуга-дуга»
Цель: Закреплять знания детей о порядковом счете, упражнять в согласовании порядкового числительного с существительным.
Содержание: Дети рассматривают радугу и называют полоски по порядку (первая полоска красного цвета, вторая и т. д.).
Картинка с изображением радуги
15.40-16.00 «Кормушка для птиц»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили ее на дерево и стали наблюдать. Сначала прилетели 2 синички - поклевали сало; полакомиться рябиновыми ягодами решили 3 снегиря; подкрепиться пшеном залетел воробей, а под кормушкой важно расхаживали 3 вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.
Вопросы. Сколько птиц прилетело к кормушке? (9)
Сколько маленьких птиц? (6)
Сколько больших птиц? (3) .
Картинки с изображением птиц (3 снегиря, 3 вороны, 2 синички, воробей)
Пятница
8.45-9.00 «Отгадки к загадкам»
Цель: Упражнять детей в счете.
Содержание: На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько» 6-8 карточек с различным количеством предметов, карточки с изображением цифр от 1 до 9
10.35-10.45 «Цепочка из цифр»
Цель: Закреплять представление о последовательности чисел в пределах 10.
Содержание: Дети рассматривают карточки и раскладывают их по порядку.
Карточки с количеством кружков от 1 до 10
15.40-16.00 «Моя семья»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: У нас большая и дружная семья. Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофер, старшая сестра - учительница, бабушка - пенсионерка, а я хожу в детский сад.
Вопросы. Сколько человек в нашей семье? (6)
Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)
Картинки с изображением членов семьи.
3 неделя
Понедельник
8.45-9.00 «Курочки и цыплята»
Цель: Упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Содержание: Воспитатель: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
Картинки с изображением кур и цыплят по 9.
10.35-10.45 «Птички на веточке»
Цель: Закрепить образование чисел , научить детей вести счет в пределах 9.
Содержание: Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с другим числом.
Наборное полотно, 2 группы картинок (снегири и синички) по 9.
15.40-16.00 «Кто стал чемпионом?»
Цель: Закреплять навыки порядкового счета, развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать. Объявили соревнование: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном.
Первым прибежал заяц. Второй была лиса. Третьей прискакала белка.
Четвертым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь.
Вопросы. Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.)
Какими по счету прибежали к финишу: лиса? лось? еж? (Второй, четвертым, шестым.)
Картинки с изображением зверей (заяц, лиса, белка, лось, волк, еж, медведь).
Вторник
8.45-9.00 «Бусы для куклы»
Цель: Дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.
Содержание: Предложить к группе матрешек прибавить еще одну. Сколько получится матрешек? А если убрать одну матрешку? Как получить 6 матрешек? А 4? И т. д. Набор из 5 матрешек в разноцветных платочках
10.35-10.45 «Мы веселые матрешки»
Цель: Упражнять в порядковом счете, развивать внимание, память.
Содержание: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
Цветные косынки (красная, желтая, зеленая. синяя и т. д.) от 6 до 10 штук.
15.40-16.00 «В гостях у сказки»
Цель: Закреплять навыки порядкового счета, развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришел Кот в сапогах. Потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон, который привел с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка.
Вопросы. Сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям? (9)
Из скольких сказок пришли гости на елку? (7)
Картинки с изображением сказочных героев (Снежная королева, Кот в сапогах, Буратино, Мальвина, Карлсон, Золушка, Дюймовочка, Серый волк, Красная Шапочка).
Среда
8.45-9.00 «Выручай-ка»
Цель: Упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Содержание: Объяснить детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько им скажут. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Набор игрушек.
10.35-10.45 «Кто-кто в домике живет?»
Цель: Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Содержание: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
Мяч.
15.40-16.00 «Подарки»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Семену исполнилось 7 лет. «Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?» - спросил он у мамы.
Мама разрешила. Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле.
Самолет, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису отдал солдатиков и танк. А красивую машину «Чайка», и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые.
Вопросы. Сколько игрушек было у Семена? (9)
Картинки с изображением игрушек.
Четверг
8.45-9.00 «Зайцы в огороде»
Цель: Закреплять у детей умение видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство или неравенство числа предметов в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний. Картинки с изображением зайчиков 5, морковок 5.
10.35-10.45 «Зайка серенький сидит и число не говорит»
Цель: Закрепить навыки счета в пределах 5.
Содержание: В центре круге сидит зайка. Воспитатель говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число (6). Какое число, задумал зайка? Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу - число больше (…) на 1 и т. д.
Шапочка зайца.
15.40-16.00 «Обед для зайчат»
Цель: Закреплять навыки порядкового счета, развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться. А в огороде овощей видимо - невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой - морковку и репу, третий - огурец и кабачок, а самый маленький зайчонок сорвал лук и чеснок. Вдруг увидели зайцы сторожа и бросились наутек. Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать. А старый заяц посмотрел на них да как рассмеется: «Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал? Ведь зайцы его не едят».
Вопросы. Сколько зайцев забралось в огород? (4)
Сколько всего овощей сорвали зайцы? (8)
Сколько из сорванных овощей зайцы съедят? (6)
Картинки с изображением зайцев, чеснок, лук, морковка.
Пятница
8.45-9.00 «Собери фигуру»
Цель: Учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание: Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
Счетные палочки.
10.35-10.45 «Машины»
Цель: Закрепить знания детей в последовательности чисел в пределах 5.
Содержание: Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.
Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.
15.40-16.00 «Своя библиотека»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: «Дети, давайте сделаем свою библиотечку» - предложила Наталья Григорьевна. «Давайте» - обрадовались ребята. На следующий день Сережа принес в детский сад книжку «Красная Шапочка». Люся принесла сказку «Золушка». Таня - книжку «Три медведя». Вася принес сказку «Теремок», а Андрей – «Золотой ключик». Тамара принесла две книжки: «Курочка Ряба» и «Колобок». Но дети сказали: «Эти две сказки мы уже знаем наизусть, давайте подарим их малышам».
Вопросы. Сколько книг дети принесли? (7)
Сколько книг осталось в библиотеке? (5) Картинки с изображением книг.
4 неделя
Понедельник
8.45-9.00 «Живые числа»
Цель: Упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Содержание: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
10.35-10.45 «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: Учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Содержание: Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.
Игрушки.
15.40-16.00 «Концерт»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: Зоя Петровна объявила: «Приходите завтра нарядными, мы пойдем на концерт». Концерт был замечательным. Сначала одна девочка спела украинскую народную песню. Затем девочки и мальчики станцевали танец с цветами. За ними выступили малыши, показали интересную народную игру,
а чей-то папа показал чудесные фокусы. Этот номер мне понравился больше всего. Я дома пробовал повторить эти фокусы, но у меня ничего не получилось.
Вопрос. Сколько номеров было в концерте? (4)
Картинки с изображением
Вторник
8.45-9.00 «Кого больше»
Цель: Учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д. Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленьких» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. «Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем». Набор игрушек до 9.
10.35-10.45 «Незнайка в гостях»
Цель: Учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Содержание: Педагог обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
Кукла Незнайка, карточки с кружками от 1 до 9, игрушки.
15.40-16.00 «Дети на празднике»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: На праздник дети пришли нарядными, с воздушными шарами. Рома принес синий и розовый шары. У Кати один шар был длинным, а другой круглым.
Настя принесла желтый шар, Алеша - красный и зеленый. А Слава принес шарик, привязанный к флажку.
Вопрос. Сколько всего шаров принесли дети? (8)
Картинки с изображением
Среда
8.45-9.00 «Найди пару»
Цель: Учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.
Содержание: Педагог раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.
Карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.
10.35-10.45 ««Повтори- не ошибись!»»
Цель: Продолжать учить Содержание: Педагог показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.
Цифры, разные игрушки.
15.40-16.00 «Степашка и мороженное»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание
Содержание: Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое - вкусно! «А что если молочное еще вкуснее?». И купил молочное. «И сливочного тоже хочется». Съел сливочное. «Что-то я пломбир давно не пробовал»,- подумал Степашка и купил пломбир.
Продавец открыл новую коробку, а там... эскимо. «Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем» - подумал Степашка и купил себе еще три порции.
Вопросы. Сколько всего порций мороженого купил Степашка? (7)
Что теперь будет со Степашкой?
Картинки с изображением мороженного.
Четверг
8.45-9.00 «В какой сетке больше мячей»
Цель: Упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из 2-х смежных чисел больше или меньше другого.
Содержание: Педагог показывает детям две сетки с мячами и предлагает угадать, в какой из них больше мячей. (Водной сетке 6 больших, в другой-7 маленьких мячей), если в одной 6 больших мячей, а в другой - 7 маленьких. Почему вы так думаете? как можно доказать? Выслушав ответы детей, педагог говорит: «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давите, заменим их маленькими кружками. Маленькие мячи - маленькие кружки. Большие большими. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, помести 6 больших кружков на наборном полотне, на верхней полоске. Сколько надо взять маленьких кружков? Саша, помести 7 маленьких кружков на нижней полоске. Коля, объясни, почему 7 больше 6, a 6 меньше 7? «Как сделать, чтобы мячей стало поровну?»: Выясняют два способа установления равенства.
Две сетки с мячами.
10.35-10.45 «Не ошибись»
Цель: Упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Содержание: Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.
На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10 квадратов. 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружочками от 1 до 10.
15.40-16.00 «Звери в гостях у лося»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Купил лось телевизор, пригласил всех зверей мультфильмы смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая.
На большую сели лось и медведь. А на маленькую - белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь.
Вопросы. Сколько зверей смотрели телевизор? (8)
На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?
Сколько зверей уместилось на большой скамейке? (2) Сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (6)
Картинки с изображением: две скамейки- одна большая, другая маленькая, белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь, медведь, лось.
Пятница
8.45-9.00«Собери в корзину»
Цель: Упражнять в счете до 10; учить сравнивать две групп ы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.
Содержание: Педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
Плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
10.35-10.45 «Соберем букет»
Цель: Продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.
Содержание: Педагог предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?
Плоскостные изображения цветов, вазы.
15.40-16.00 «Переезжаем!»
Цель: Закреплять умения выполнять операции над множествами,
развивать логическое мышление, внимание.
Содержание: Мы получили новую квартиру. Все помогали мебель переносить. Шкаф внесли папа и дедушка, диван - дядя Коля и дядя Вова. Стол принесли мама и бабушка, кресло - сестра Оля, а мы с Ромой - по одному стулу.
Вопросы. Сколько предметов мебели в нашей квартире? (6)
Сколько человек переносили мебель? (9)
Картинки с изображением мебели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
Конспект итогового занятия в средней группе...
Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".
Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...
Проект "Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни"
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в ра...
Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни
Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни...