ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является сложным моментом в его жизни. Уровень развития мелкой моторики у дошкольника - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к успешному школьному обучению.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическими навыками письма.
К причинам их возникновения возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястьев и фалангов пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам.
Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:
- плохое запоминание и различение конфигурации букв;
- неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
- ошибки пространственного характера;
- нарушение границ рабочего поля, строки.
Обобщив свой опыт педагогической деятельности по данному направлению, я пришла к выводу о необходимости целенаправленной работы по развитию зрительно-моторной координации у обучающихся, имеющих нарушения зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4»
города Сосновоборска
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
на 2021-2022 учебный год
Составил:
Учитель – дефектолог
МАДОУ ДСКН №4
г.Сосновоборска:
Чильдинова А.В.
Сосновоборск, 2021г.
Актуальность:
Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является сложным моментом в его жизни. Уровень развития мелкой моторики у дошкольника - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к успешному школьному обучению.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическими навыками письма.
К причинам их возникновения возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястьев и фалангов пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам.
Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:
- плохое запоминание и различение конфигурации букв;
- неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
- ошибки пространственного характера;
- нарушение границ рабочего поля, строки.
Обобщив свой опыт педагогической деятельности по данному направлению, я пришла к выводу о необходимости целенаправленной работы по развитию зрительно-моторной координации у обучающихся, имеющих нарушения зрения.
Цель — создание эффективных, оптимальных условий для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки обучающихся с ОВЗ к письму.
Задачи:
- совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
- повышать умственную работоспособность обучающихся с ОВЗ, синхронизацию работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
- развивать плавность, точность, скоординированность движений рук;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, пространственные представления, произвольную сферу.
- консультировать участников образовательного процесса по вопросам подготовки руки к письму обучающихся с ОВЗ.
- создать картотеку игр и упражнений, как средство развития графомоторных навыков;
Источники самообразования: методическая литература, интернет-ресурсы, вебинары, курсы повышения квалификации.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
- улучшение уровня развития графомоторных навыков обучающихся с ОВЗ.
- разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний участников образовательных отношений по вопросам совершенствования графомоторных навыков обучающихся с ОВЗ.
- разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
- обобщение опыта работы.
Этапы работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
3. Пополнить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
4. Обновить картотеку штриховок, обводилок и трафаретов для формирования графо – моторных навыков.
5. Апробировать возможности использования подобранных методик.
Сроки | Форма работы | Практические выходы |
сентябрь | Проанализировать психолого - педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». | Публикация на мини-сайте статьи «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста». |
октябрь | Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. |
Справка по результатам диагностики. |
ноябрь-декабрь | Разработка специального пособия «Рабочая тетрадь по развитию графомотрных навыков у обучаюхихся с ОВЗ», содержащего задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и т.д. | Пособие «Рабочая тетрадь по развитию графомотрных навыков у обучающихся с ОВЗ». Публикация методического пособия на мини-сайте. |
Январь-апрель | Использование методического пособия «Рабочая тетрадь по развитию графомотрных навыков у обучаюхихся с ОВЗ» в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения. | Фотоотчет образовательной деятельности. |
февраль | Консультация родителей (законных представителей) по вопросу «Развитие графомоторных навыков дошкольников». | Публикация консультации на мини-сайте. |
март | Консультация специалистов ДОУ по вопросу «Развитие графомоторных навыков обучающихся в образовательной деятельности». | Публикация консультации на мини-сайте. |
апрель | Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пособие для развития графоторных навыков обучающихся своими руками». | Фотоотчет на мини-сайт |
май | Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на конец учебного года. | Справка по результатам диагностики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...
План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Развите графомотроных навыков у детей с ОВЗ...
Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....
Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...
«Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...