Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
статья по психологии

Загуменная Александра Сергеевна


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Загуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20
комбинированного вида,
zagu19951995@mail.ru

           Аннотация: в данной статье рассматривается характеристика и
значение развития мелкой моторики рук у ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. В статье подобраны и представлены
разнообразные виды средств в развитии мелкой моторики: нейро-
игры, игры с различными природными материалами, игры с
использованием песочной терапии.
Ключевые слова: мелкая моторика; дошкольники; дети с ОВЗ;
песочная терапия; нейро-игры.

Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности в обучении и
нередко встречаются проблемы в поведении. Детям с ограниченными
возможностями здоровья трудно сосредоточиться на занятии,
запоминать и усваивать информацию, зачастую они испытывают
трудности в быстром переключении с одного задания на другое. Но,
есть и другой аспект данной проблемы, это дети с задержками и
дефицитом психического развития, внимания, гиперактивным
поведением, повышенной импульсивностью. У старших
дошкольников с ОВЗ в первую очередь внимание уделяется развитию
мелкой моторики кистей рук, что является своего рода первой
ступенью к формированию готовности к школьному обучению.
Окружающий мир ребенок познает с помощью
тактильно‐кинестетических ощущений. Именно руки, пальцы,
ладони являются одними из главных органов, которые приводят в
движение процесс мыслительной деятельности детей.
Известен такой факт, что интеллект и речь находится на
кончиках пальцев, поэтому необходимо уделять внимание развитию
мелкой моторики рук именно в дошкольном возрасте.
Детям с ограниченными возможностями здоровья необходима
своевременная коррекционная помощь, чтобы избежать в дальнейшем
ухудшения состояния здоровьем. Такой ребенок способен правильно
развиваться в психическом и личностном направлении под
воздействием качественного воспитательного процесса.
В раннем дошкольном детстве, в физиологическом плане, рука
ребенка несовершенна, она имеет свойство постоянно меняться, расти
и развиваться. У старших дошкольников отставание в развитии
тонкой моторики рук мешает овладению ими навыками
самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими
предметами, препятствует развитию игровой деятельности и как
следствие, сопровождается нарушением речи. На практике, мною
используются несколько средств  для развития мелкой моторики
детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Нейро-игры   
2. Песочная терапия                                     
3.Арт‐терапия
4. Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами
5. Упражнения с мячом для коррекции мелкой моторики
          Известно, что интеллект и речь находится на кончиках пальцев,
поэтому нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики.
В педагогической практике, отмечается, что для
сенсорно‐моторного и общего развития детей с ОВЗ наиболее
эффективным становится песочная терапия и нейро-игры. Дети с
раннего возраста контактируя друг с другом в песочнице,
приобретают первые практические навыки в общении. Дети
чувствуют себя комфортно, играя с песком, что несомненно
побуждает их к действиям. Через прикосновения к песчинкам, малыш
развивает руки.
Нейро-игры, в свою очередь это комплекс специальных
упражнений с использованием мелкой моторики (пальцев рук),
направленный на развитие межполушарного взаимодействия,
улучшение нейронных связей и скорости передачи сигналов, развитие
когнитивных (познавательных) функций.
Способствуя решению основных целей работы
педагога‐психолога со старшими дошкольниками с ОВЗ, в своей
практической работе использую отдельные упражнения и игры,
которые способствуют развитию мелкой моторики рук у
дошкольника.
Мною, разработан комплекс на основе нейропсихологического
подхода и включает в себя несколько авторских игр:
«Веселые пальчики»
Инструкция: перед ребенком расположен круг с цветными
кружками по количеству пальцев на одной руке, ребенок должен
расположить каждый пальчик на цветном кружке. Педагог предлагает
выбрать карточки-схемы с хаотичным порядком цветов, задача
ребенка по очереди найти каждому пальчику свой цвет.
«Палец, ладошка, кулак»
Инструкция: перед ребенком рисунок изображения: кисти рук,
кулака и пальцев, далее педагог предлагает ребенку по образцу
повторить положение кулака, руки и пальца.
«Попробуй повтори»
Инструкция: педагог, используя кисти рук предлагает ребенку
повторить различные фигуры по образцу. Далее задание можно
усложнить тем, что ребенка в игре сопровождает только словесный
рассказ, без образца.
Так же, для развития мелкой моторики я использую упражнения
для песочной терапии:
         1.Упражнение«Песочныйдождик»
          Инструкция: Педагог предлагает ребенку сделать песочный
дождь: высыпав песок из кулачка на свою ладонь.
                  2. Игра «Найди отличие»
          Инструкция: Ребенок рисует на песке любую картинку, затем
показывает её педагогу, далее педагог просит отвернуться ребенка и
повернуться только по сигналу, в то время педагог дорисовывает
несколько деталей и показывает полученное изображение ребенку.
Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Ребенок и
педагог могут меняться ролями.
         3. Упражнение «Таинственные следы»
Инструкция: педагог предлагает ребенку изобразить следы
животных.
Вывод: опыт работы в данном направлении приводит к тому, что
использование нейро-игр и песочной терапии позволяет
корректировать общие нарушения мелкой моторики у детей с ОВЗ,
дает возможность всестороннего психического развития,
дошкольнику интересны занятия с педагогом-психологом, так как они
проходят без скуки и монотонности, так же данные методы,
позволяют снимать психо-эмоциональное напряжение.

Список литературы
1. Баряева Л.Б. Игры‐занятия с песком и водой: Пособие для
педагогов и родителей [Текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. –
СПб.,2008.
2. Зинкевич‐Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии
[Текст] / Т.Д. Зинкевич‐Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – М.: Речь, 2003.
3.  Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке.
Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и
родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб.:
Институт специальной педагогики и психологии,1988. - 48с
4.  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис, 2010. -474с.
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.:
Центрполиграф, 2002. -32 с.
Загуменная Александра Сергеевна, педагог-психолог МКДОУ БГО
Детский сад №20 комбинированного вида, г. Борисоглебск

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У многих детей с проблемами развития отмечается: - недостаточность двигательных навыков: - скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; - недоразвитие ме...

Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчиковый игротренинг».

В процессе формирования речи у детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности и это является основанием для развития мелкой моторики....

«Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и...