Логопедический проект по развитию межполушарного взаимодействия "Кинезиология"
проект по коррекционной педагогике
Кинезиология- это древняя наука, стремительно развивающаяся в настоящее время. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста-залог гармоничного развития правого м левого полушарий мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kineziologiya.docx | 128.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 67 «Виктория»
ПРОЕКТ
«Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ
методом кинезиологии»
Выполнила: учитель-логопед Казакова Л.И.
2018 год
«Развитие детей дошкольного возраста методом кинезиологии»
Информационная характеристика проекта
Автор проекта:
Казакова Любовь Ивановна
Учитель-логопед
Вид проекта:
Инновационный, практико-ориентированный.
Тип проекта: краткосрочный
Срок реализации: апрель-май 2018
База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 67 «Виктория» г. Смоленска.
Участники проекта:
дети подготовительных и старших групп, воспитатели группы, родители дошкольников
Проблема: постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Обеспечение проектной деятельности:
картотека кинезиологических упражнений;
памятки для родителей и воспитателей по проведению кинезиологических упражнений с детьми.
Ожидаемый результат проекта:
дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:
- эффективно корректировать нежелательные формы поведения;
- корректировать отклонения в развитии психических процессов и речи;
-овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
- улучшатся речь, внимание и познавательные процессы.
«Развитие детей методом кинезиологии»
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
М.Монтень.
Обоснование:
Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.
В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной, логопедической работы работы.
Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой
- в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Актуальность проекта.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
С этой целью разработан проект «Развитие детей методом кинезиологии». Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Цель проекта:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Синхронизация работы полушарий.
- Снятие эмоциональной напряжённости.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие мышления.
Для педагогов:
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
- Повышение профессиональной компетентности.
Для родителей:
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
- Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Условия реализации проекта:
- Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Продукты проекта для детей:
1. Картотека кинезиологических упражнений.
Продукты проекта для педагогов:
- Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
- Презентация проекта.
Продукты проекта для родителей:
Памятки по проведению кинезиологических упражнений с детьми
Методическое обеспечение: Литература:
- Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
- Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
Практическая реализация проекта
Вид работы | Где реализуется |
|
кинезиологических упражнений на занятиях
|
Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело) | ||
Массаж ушных раковин «Колечко» «Капитаны» |
указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
| |
«Кулак-ребро-ладонь» |
затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. | |
«Лезгинка» |
в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. |
«Пятачок» «Винни-пух» |
| |
«Яблочко и червячок» «Паутинка» «Я - ученик» «Оладушки» |
вверх, меняем положение пальчиков.
| |
«Змейка» |
пальцы в замок. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. | |
«Горизонтальная восьмерка» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический проект по развитию ритмической и динамической стороны речи «Игры с Пеппи»
В материале описан практико-ориентированный долгосрочный проект по формированию темпо-ритмических характеристик речи детей с ОНР, ФФН, а также для работы с детьми по развитию выразительности речи и пр...
Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...
Логопедический проект по развитию речевого дыхания "Волшебный ветерок"
Тип проекта: практический, игровой.Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у детей с речевыми нарушениями.Образовательная обл...
Проект по развитию межполушарного взаимодействия у детей
Презентация проекта по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Рекомендовано педагогами ДОУ,логопедам и психологам...
Групповой Проект : Тема " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"
Актуальность: Межполушарное взаимодействие- это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегрированную целостно работающую систему, формирующейся под влиянием как генетических...
Логопедический проект по развитию фонетического слуха у детей 6-7 лет на тему "Логопедические игры".
Логопедический проект....
Логопедический проект по развитию речевого дыхания и артикуляционной моторки «Логопедические тропинки» (средний дошкольный возраст 4-5 лет)
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и эмоциональнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающ...