Логопедический проект по развитию речевого дыхания "Волшебный ветерок"
проект по логопедии (старшая группа)

Богатырева Татьяна Николаевна

Тип проекта: практический, игровой.

Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у  детей с речевыми нарушениями.

Образовательная область: речевое развитие.

Форма проведения:  индивидуальная, подгрупповая.

Продолжительность проекта:  долгосрочный

Сроки проведения: с 1.11.2018 года  по 31.05.2019 года.

Участники   проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители, воспитатели

Актуальность.

В настоящее время неуклонно растет количество детей с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи, при поступлении в школу, составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Следствием несформированной устной речи, фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа и синтеза и неправильного звукопроизношения является прогрессирование дислексии и дисграфии. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs.docx158.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленушка»

0_12916f_f9674312_XXXL-1024x682.jpg

        

Автор: учитель-логопед, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Аленушка»

Богатырева Т.Н.

Борзя, 2018

Тип проекта: практический, игровой.

Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у  детей с речевыми нарушениями.

Образовательная область: речевое развитие.

Форма проведения:  индивидуальная, подгрупповая.

Продолжительность проекта:  долгосрочный

Сроки проведения: с 1.11.2018 года  по 31.05.2019 года.

Участники   проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители, воспитатели

Актуальность.

В настоящее время неуклонно растет количество детей с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи, при поступлении в школу, составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Следствием несформированной устной речи, фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа и синтеза и неправильного звукопроизношения является прогрессирование дислексии и дисграфии. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Произношение звуков тесно взаимосвязано с речевым дыханием, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. 

Если ребенок плохо говорит, искажает, смешивает или заменяет звуки при произношении,  прежде всего нужно проводить работу по формированию правильно-направленной и достаточной  воздушной струи, то есть с развития дыхания.

Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые также помогают научить ребенка правильно произносить звуки.

Все звуки произносятся в фазе выдоха. Существует три направления воздушной струи: для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в', ф, ф'), заднеязычных (к, к', г, г', х, х'), переднеязычных (т, т', д, д'), свистящих (с, с', з, з', ц). характерно направление воздушной струи прямо по центру языка, для произношения шипящих звуков и р, р' – по центру языка вверх, для произнесения звука л, л' – по боковым краям языка.

 Поэтому прежде чем начинать постановку  звуков, нужно провести не только комплекс артикуляционной гимнастики и упражнения на устранении недостатков фонематического слуха, но и комплекс дыхательных упражнений и игр. Дыхательные упражнения можно использовать как часть занятий, так и как индивидуальные занятия.

Цель проекта: Формировать у детей умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на  развитие  речевого дыхания.

Задачи:

  1. Формировать навыки правильного речевого дыхания
  2. Развивать плавный речевой выдох.
  3. Нормализировать просодические компоненты речи.
  4. Формировать силу, плавность и целенаправленность  воздушной струи
  5.  Разработать комплекс занятий и  упражнений на дыхание.
  6.  Подобрать необходимый практический материал  для зоны дыхания в логопедическом кабинете.
  7. Оформить картотеку игр и упражнений.
  8. Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросах развития речевого дыхания, познакомить их с разнообразием дыхательных упражнений.

Планируемые результаты:

1. Сформированность правильного речевого дыхания у детей и развитие достаточной воздушной струи.

2. После освоения правильного речевого дыхания, глубокого вдоха и плавного выдоха речь станет более чёткой, разборчивой.

Конечный продукт проекта:

1.Изготовление  пособий и создание картотеки игр и упражнений по формированию речевого дыхания.

2.Оформление зоны в логопедическом кабинете с картотекой упражнений, игровыми пособиями.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов.

- Изучение методической литературы по данной теме

- Подбор дыхательных упражнений, игр.

-  Изготовление игровых пособий для дыхательных упражнений, игр.

- Составление перспективного плана работы (Приложение 1)

- Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания 

- Разработка рекомендаций по проведению дыхательных упражнений.

2. Основной этап:

Работа с детьми:

-Улучшить функции внешнего дыхания (вдыхаем через нос, не поднимаем плечи при вдохе, в дыхании участвует живот);

- Выработка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха;

- Дифференциация ротового и носового выдоха;

- Развитие фонационного (озвученного выдоха);

- Развитие  речевого дыхания (произношение на выдохе слогов, слов, фраз);

- Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

Работа с родителями:

- Консультация « Польза дыхательной гимнастики»

- Оформление папки-передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»

- Индивидуальные консультации с родителями.

Работа с педагогами ДОУ

- Консультация-практикум  «Игры и упражнения  для развития речевого дыхания у детей».

- Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.

3. Заключительный этап:

- Подведение итогов реализации проекта методом  диагностирования детей.

- Картотека упражнений и дидактических игр на формирование речевого дыхания.

На протяжении проекта необходимо выполнять условия для проведения дыхательных упражнений:

  1. Не повторять упражнение много раз, так как это может вызвать головокружение;
  2. Не выполнять упражнения в пыльном и непроветренном помещении;
  3. Не добиваться полного выдоха;
  4. Следить, чтобы не надувались щеки;
  5. Выполнять упражнения через 1,5-2 часа после еды;
  6. Одежда ребенка не должна быть тесной;
  7. Не заниматься упражнениями при присутствии заболеваний органов дыхания;
  8. Следить, чтобы во время выполнения упражнений мышцы шеи, рук и груди не напрягались, при вдохе не поднимались плечи, а при выдохе – не опускались;
  9. Дидактический и наглядный материал должен быть расположен на уровне рта, должен быть легким и безопасным.

Вывод:

Таким образом, одним из необходимых и значимых условий постановки звуков является выработка воздушной струи. Работу по формированию воздушной струи необходимо начинать на начальном этапе формирования правильного звукопроизношения, вместе с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Целенаправленная, регулярно осуществляемая работа учителя-логопеда с воспитателями и родителями по развитию речевого дыхания у детей позволит добиться положительных результатов.

Использование проектной деятельности необходимо и в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного и полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Приложение 1.

Перспективный план работы

Месяц

День недели

Название упражнения

Упражнения на улучшении функции внешнего дыхания

Ноябрь

«Бегемотик»

«Качели»

«Ныряльщики за жемчугом»

«Дыхание»

Упражнения с целью выработать более глубокий вдох и длительный выдох

Декабрь,

Январь

«Воздушный футбол», «Хомячок», «Ветерок», «Собачке жарко», «Снегопад», мыльные пузыри, «Перышко», вертушки.

Подуть на огонек свечки, сделанной из цветнойбумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках

«Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку и т.п.

Упражнения на развитие фонационного (озвученного выдоха)

Февраль

Длительное протяжное произнесение гласных звуков. 

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з» и на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

«Звуковые клубочки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Март, апрель

«Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».

Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».

Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.

Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.

Фразы с использованием приема наращивания. 

Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.

«Скороговорки»

«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

Поговорки.

Загадки.

Май

Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая игра для развития речевого дыхания «Прожорливые фрукты и овощи»

Логопедическая игра для развития речевого дыхания «Прожорливые фрукты и овощи»...

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста...

Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания "Послушный ветерок"

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный, игровой. Срок осуществления проекта 3 месяца.Образовательная область – «Речевое развитие».Участники проекта...

Логопедический проект на развитие речевого дыхания в старшей группе «Послушный ветерок»

Цель: ознакомление детей с дыхательными упражнениями и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыханияНаз...