Логопедический проект по развитию речевого дыхания и артикуляционной моторки «Логопедические тропинки» (средний дошкольный возраст 4-5 лет)
проект по логопедии (средняя группа)

Леонтьева Ирина Александровна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и эмоциональнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.  А важность формирования такой стороны речи, как просодики, (интонация, тембр, дикция, пауза, ударение, темп, ритм, речевое дыхание) в дошкольном возрасте связано еще с тем, что эта сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка- она определяет эмоциональное выражение произносимой речи.   Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса.

Начинать заботиться о правильности и выразительности речи ребенка надо как можно раньше. Зачастую неправильное звукопроизношение, слабый и невыразительный голос, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Стоит помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Данный проект затронет несколько компонентов произносительной стороны речи: звукопроизношение и дыхание.  

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Дыхание так же является залогом успеха при формировании выразительной речи и ее разборчивости.

Другим условием нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной, дыхательной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Проблема формирования  правильной артикуляционной моторики и дыхания в речи любого дошкольника не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logopedicheskie_tropinki_2024.docx842.53 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Калининградская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №21 «АЛЁНКА»

238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, ул. Фабричная, д.2, тел. 74-13-55,                      факс (8-451) 741354

                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

           заведующий МАДОУ

           «Детский сад № 21 «Алёнка»

           ___________   /А.В. Штока/

           Приказ № 106/4 -АД

           от 27.08.2024г.

ПРОЕКТ

по развитию речевого дыхания

и

артикуляционной моторки

«Логопедические тропинки»

(средний дошкольный возраст 4-5 лет)

                                                   

                                               

                          Разработала: учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка»

Леонтьева Ирина Александровна

   

Гурьевск 2024 г.

Логопедический проект

 по развитию речевого дыхания и артикуляционной моторики

Тема проекта: «Логопедические тропинки»

Тип проекта: практико-ориентированный направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Участники   проекта: воспитанники средней группы «Золотая рыбка» 

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-май, 1 раз в неделю)  

Образовательная область: речевое развитие.

Форма проведения: групповая.

Проблема: несформированность артикуляционной моторики и просодической стороны речи  у детей дошкольного возраста.

Форма проведения:        

  • дидактические игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций;
  •  заучивание стихов, рассказывание;
  • работа с родителями – разработка памяток; консультации по запросу, выступление на родительском собрании;

Методы: 

  • поисковый (сбор информации по теме и работа с интернет-ресурсами; анализ и систематизация собранной информации);
  • практический (создание благоприятных условий, обеспечивающей развитие интереса и любознательности);
  • словесные (беседы, заучивание стихотворений);
  • наглядные (организация выставок, рассматривание иллюстраций, оформление информационных стендов).

Актуальность.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и эмоциональнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.  А важность формирования такой стороны речи, как просодики, (интонация, тембр, дикция, пауза, ударение, темп, ритм, речевое дыхание) в дошкольном возрасте связано еще с тем, что эта сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка- она определяет эмоциональное выражение произносимой речи.   Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса.

Начинать заботиться о правильности и выразительности речи ребенка надо как можно раньше. Зачастую неправильное звукопроизношение, слабый и невыразительный голос, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Стоит помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Данный проект затронет несколько компонентов произносительной стороны речи: звукопроизношение и дыхание.  

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Дыхание так же является залогом успеха при формировании выразительной речи и ее разборчивости.

Другим условием нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной, дыхательной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Проблема формирования  правильной артикуляционной моторики и дыхания в речи любого дошкольника не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Цель: сформировать у детей, воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной и дыхательной гимнастики, а также развития силы и выразительности голоса. Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения, через применение комплекса упражнений.

Задачи:

  • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения и дыхания.
  • Развитие таких компонентов речи как: артикуляционная моторика, физиологическое дыхание, речевое дыхание, темп, ритм и координация речи с движениями, слуховое внимание.
  • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарат и  
  • Развитие  речевого дыхания, темпа, тембра, ритма, тона, интонации голоса.
  • Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
  •   Повышение компетенции воспитателей в данной области. 
  •  Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность представлений об органах речи и дыхания, их значении для правильного звукопроизношения и просодики.
  2. Освоение  тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата и голоса в целом.
  3. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной этап состоит из:  

-комплекса упражнений по артикуляционной гимнастики;

- комплекса упражнений по дыхательной гимнастики

-знакомство с правильным укладом при звукопроизношении согласных звуков раннего онтогенеза;

-комплекса упражнений по развитию речевого дыхания с атрибутами

  1. Заключительный
  1. Подготовительный этап:
  • Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов;
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Подбор артикуляционных и дыхательных упражнений.
  • Изготовление картотеки.
  • Составление перспективного плана работы;
  • Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильной артикуляции речевого дыхания.
  • Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по данной теме.
  1. Основной этап:

Работа с детьми

  • Знакомство со строением органов речи посредством игры.
  • Групповое разучивание комплексов артикуляционных и дыхательных упражнений, упреждений на развитие выразительности голоса с использованием красочных иллюстраций.
  • Изготовление пособия своими руками для развития дыхания.
  • Знакомство и игры с героями сказок, для развития тембра, тона и интонации.

Работа с родителями

  • Оформление информационного стенда «Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?».
  • Оформление буклета для родителей «Основные элементы при выполнении комплекса артикуляционной гимнастики».
  • Открытый показ выполнения упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата.
  • Оформление информационного стенда «Что такое речевое дыхание и его значение в речи ребенка?»
  • Оформление буклета для родителей «Развитие просодики -просто и весело».
  • Выступление на родительском собрании в начале и конце года.

Работа с педагогами

  • Консультация «Значение артикуляционной гимнастики в успешном освоении звукопроизношения детей».
  • Консультация «Развитие речевого дыхание у дошкольников»
  • Консультация «Выразительность и сила голоса-как один из компонентов гармоничного развития речи ребенка»

  1. Заключительный этап

- Открытое занятие для родителей и педагогов

- Оформление выставки детских работ.

- Оформление буклетов для родителей.

Перспективный план работы

                День недели

План работы

01.10.24г.-28.10.24г.

1. Беседа.

Повторение и закрепление знаний со строением органов речи посредством игры со сказочным героем.

2. Групповое повторение разученных ранее комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций

3. Анкетирование родителей

11.11.24г.-30.11.24г.

  1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый хомячок» с иллюстрациями, по подражанию, перед зеркалом.
  2. Выполнение упражнений из комплекса дыхательной гимнастики

02.12.24г.-26.12.24г.

  1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый хомячок» с зеркалом

2. Изготовление пособия «Листопад», «Пароход» для выполнения дыхательной гимнастики.

  1.  Выполнение комплекса дыхательной гимнастики упражнений на развитие темпо-ритмической организации речи

09.01.25г.-30.01.25г.

1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый хомячок» с зеркалом

  1. Выполнение упражнений из комплекса дыхательной гимнастики
  2. Изготовления пособия «Снегопад» для комплекса дыхательной гимнастики
  3. Выполнение упражнений по развитию темпа и тембра речи

03.02.25г.-28.02.25г.

1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый хомячок»

2.Выполнение упражнений из комплекса дыхательной гимнастики

3. Выполнение упражнений по развитию темпа и тембра речи

 

03.03.24г.-28.03.25г.

1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый хомячок»

  1. Выполнение упражнений по развитию темпа и тембра речи
  2. Выполнение упражнений по развитию интонации

01.04.24г.-30.04.24г.

1.Открытое занятие для родителей и педагогов с выполнением комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый хомячок», дыхательной гимнастики с атрибутами.

  1.  Выполнение упражнений по развитию темпа и тембра речи и интонации.
  2. Выполнение упражнений на развитие темпо-ритмической организации речи

12.05.25г.-23.05.25г.

1.Выступление на родительском собрании.

2.Подготовка рекомендаций на летний период

3.Закрепление пройденного материала с детьми за период проекта

        

Рекомендации по проведению упражнений

 артикуляционной гимнастики:

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Комплекс ознакомительной артикуляционной гимнастики

Сказка о Весёлом Язычке. Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик: В домике этом красные двери, рядом с дверями белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Веселый хомячок»

Для проведения артикуляционной гимнастики и создания игрового момента в гости к делят приходит хомячок со своими игрушками (иллюстрации чашечки, барабана, дудочки и т.д.). По подражанию дети вместе с логопедом рассматривают иллюстрации (см. Приложение 3) и к каждой иллюстрации выполняют упражнение. С каждым занятием количество упражнений меняется и увеличивается.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Предлагаем Вам комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.
  1. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.  2. Акулы. На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.  3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.  4. Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.  5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.  6. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.  7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.  8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).  9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.  10. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить – па-па-па.

Тренировка губных мышц

Упражнения для развития подвижности губ:  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.  2. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.  3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.  4. Рыбки разговаривают.     - Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).     - Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.     - Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».  5. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.  6. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.  7. Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы.  8. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.  9. Если губы совсем слабые.     - Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.     - Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).     - Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть. 

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.  2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Основные элементы при выполнении комплекса артикуляционной гимнастики.

Комплекс дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.

 

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Бегемоты»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Упражнение «Вьюга»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Упражнение «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание игры: педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

Упражнение «Дует ветер»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры: дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» – педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Развитие голоса

Упражнение «Жук»

Цель: расширение звуковысотного диапазона.

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

Упражнение «Три медведя»

Цель: расширение звуковысотного диапазона.

Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

Упражнение «Гудок паровоза».

Цель: развитие силы голоса.

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

Упражнение «Громко-тихо».

Цель: развитие силы голоса.

Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко) :ОООО; АААА; АУИ АУИ АУИ АУИ; УУУу; ЖЖЖж;ABA ABA ABA ава

Развитие темпа речи

Упражнения со свободным подбором речевого материала.

Выбранные предложения или словосочетания произносятся в нужном темпе:

• Как медленно вертится колесо!

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

Развитие тембра голоса

Игра «Узнай по голосу»

Цель: опознавание, различение и воспроизведение тембра голоса.

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать«Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!» Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

Игра «Кто как кричит»

Цель: Развитие высоты и тембра голоса.

Ход игры: На предлагаемом доме – ферма размещены домашние животные с детенышами. Педагог предлагает ребенку взять любое животное и воспроизвести звук, делая акцент на том, что животное (мама) издает звук ниже. А животное (Детеныш) выше. Как лает большая собака? АВ! АВ!Как лает маленькая собачка? ав! ав! Как мычит корова МУ! МУ! Как мычит теленок му! му!

Формирование темпо-ритмической организации

1. Воспроизведение простых ритмов : (II II II) (III III III) (II II II).

2. Воспроизведение акцентированных ритмов(II III II III II) (III II III II III II) (II II II II).

3. Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: Стучать «по 2 раза»«по 3 раза». Стучать «по 2 раза сильно и по 2 раза слабо».

Развитие интонации

Упражнение «Дождь идет»

Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Логопед называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п.

То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

Упражнение «Весело-грустно»

Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое.

Логопед предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер.)

Список использованной литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие/ В.М. Акименко.-изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс,2009.-87с.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н Логопедические занятия в детском саду.2-я младшая группа.-М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2011.-224с.
  3. Вербовая Н.П., Головина О М., Урнова В.В. Искусство речи. ? М., 1977.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:  Книга для логопедов. 2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-192с.
  6. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.-СПб.: КАРО,2008.-64с.
  7. Османова Г.А. Р.Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей.-СПБ.: КАРО, 2007.-80с.
  8. Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека. - 2-е изд. - М.: Медицина, 2005. - 928 с.
  9. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48 2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120. 3. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81. 4. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998.
  10. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Изд. 2-е. - Р-н/Д: Феникс, 2003. - 416 с.

Приложение 1

Материал к консультации для педагогов

«Развитие речевого дыхание у дошкольников»

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Развитие речевого дыхания у детей, равно как и развитие самой речи происходит постепенно. В дошкольном возрасте чередование вдоха и выдоха во время разговора имеет свои особенности:

  • относительная слабость вдоха и выдоха за счет незрелости дыхательного аппарата; в результате нередко ребенок не может закончить длинную фразу, не вдохнув; ситуация усугубляется при частых респираторных заболеваниях;
  • неумение распределить выдыхаемый воздух; эта особенность хорошо заметна у малышей, которые только недавно начали говорить: громко и четко начав свою фразу, они заканчивают ее очень тихо или не заканчивают вовсе;
  • выраженные паузы в речи из-за необходимости сделать вдох; искажение отдельных звуков за счет неправильного выдоха или произнесения их на вдохе.

Как нужно правильно дышать

Формирование речевого дыхания - один из первых этапов коррекционной работы с ребенком, имеющим речевые нарушения. Если научить ребенка контролю за вдохом и выдохом, его будет намного проще понять, а многие дефекты исчезнут.

Критерии качества речевого дыхания определяются количеством слов, который может сказать дошкольник  на одном выдохе. В среднем, оно должно соответствовать количеству прожитых лет, т.е. для трехлетки нормально успеть произнести фразу из 2-3 слов, а к 7 годам норма составляет 6-7 слов.

Кроме того, учитываются следующие критерии:

короткий вдох осуществляется через нос, а плавный выдох – через рот;

воздух полностью выдыхается, после чего следует пауза в 2-3 секунды;

процесс является контролируемым.

Занятия, направленные на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста, помогают сформировать умение плавно выдыхать воздух и таким образом устранить различные речевые нарушения.

Общие рекомендации по выполнению дыхательных упражнений:

Дыхательные упражнения можно разделить на 2 группы:

Формирование правильного выдоха. 

Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала.

Рекомендации касаются как домашних занятий по формированию речевого дыхания у детей, так и работы с логопедами. Важно соблюдать следующие правила:

упражнения проводятся в теплой, но проветренной комнате;

должно пройти не менее 1,5-2 часов после приема пищи;

требуется удобная одежда, которая не мешает ребенку свободно двигаться;

позитивный настрой малыша поможет добиться успеха намного быстрее.

Если речь идет о домашних тренировках, то важно следить, чтобы вдох был коротким, а выдох – плавным, щеки не надувались. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут, а каждое упражнение повторяется не более 2-5 раз, чтобы не допустить гипервентиляции легких.

Упражнения для формирования правильного выдоха

Плавный и размеренный выдох – это основа плавной речи. Чтобы обучить ребенка контролировать и растягивать этот процесс, используются следующие упражнения:

  • нюхать цветы (настоящие или воображаемые): вдох носом, пауза, полный выдох;
  • задувать свечи: глубокий вдох, сильный направленный выдох ртом; для детей постарше можно использовать несколько свечей;
  • сдувать пушинки с одуванчиком (аналогично свечам);
  • пускать кораблики в тазу с водой, дуя на них и т.п.;
  • самым простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Приложение 2

Материал родителям для информационного стенда

«Что такое речевое дыхание и его значение в речи ребенка?»

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом.  Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.

Правильное физиологическое дыхание не предполагает, правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дошкольники  в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

1) формирование навыков правильного речевого дыхания; 

2) укрепление мышц лица и грудной клетки;

3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; 4) повышение умственной работоспособности детей;

5) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи; 6) закрепление лексических тем и грамматических категорий;

7)стимуляция интереса к занятиям.

Дыхание – процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной подготовки.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу.

От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его. Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания: грудное, брюшной и смешанный. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является реберно-диафрагмальное дыхание, при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:

 1.Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей.

2.Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "проглатывает” конец слова или фразы.

3.Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с куклой пой -(вдох) – дем гулять).

4.Торопливое произнесение фраз, без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.

5.Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо. 6.Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

производится вдох.

Дыхательной гимнастикой называется система упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, продолжительности. Ее цель – укрепить органы дыхания, насытить клетки организма кислородом, предотвратить заболевания, возникающие в результате гипоксии. Дыхательная гимнастика также благотворно влияет на психику, успокаивает и расслабляет нервную систему.

В логопедии эта методика используется для формирования правильного речевого дыхания ребенка, необходимого для правильного звукопроизношения, звукообразования и голоса. Без этого невозможно соблюдать паузу в речи, выдерживать определенный объем речи, говорить плавно и с выразительной интонацией.

Дыхательная гимнастика в логопедии в основном ориентированана детей дошкольного возраста. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает основу для правильного развития звукопроизношения и речи в целом. Также в логопедии дыхательная гимнастика используется для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.

Чтобы избежать гипервентиляции легких (головокружения), дыхательные упражнения рекомендуется выполнять в течение 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях удобно сочетать их с другими методиками, такими как: артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика, логопедический массаж.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  • Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
  • Формирование длительного фонационного выдоха.
  • Формирование речевого выдоха.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Ежик
Исходное положение: руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Выдыхая, дети произносят “пых-пых-пых”, двигая локтями вперед. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси
Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение.

Приложение 3

Материал к консультации для педагогов

«Выразительность и сила голоса-как один из компонентов гармоничного развития речи ребенка»

Просодическая сторона речи- это совокупность ритмико- интонационных свойств речи.

Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Иными словами, это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.

Дикция – правильное, чистое, четкое и ясное произношение звуков речи, зависящее от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Интонация – это (от лат. intonare – громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодиинапример: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.

Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. 

Ударение – акцент, выделение каким-либо акустическим средством (высотой звука, силой звука, длительностью звучания, отсутствием редукции) одного из компонентов речи .

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса, которая придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и другие) и позволяет избежать монотонности.

Темп речи – скорость произнесения определенных отрезков речи, взаимосвязанная с содержанием высказывания и зависящая от стиля произношения.

Ритм речи – последовательное чередование через определенные отрезки времени элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

Пауза (паузация) – (лат. pausa от греч. pausis – прекращение) – это «незвуковое» интонационное средство, временная остановка звучания, перерывы в произнесении речевых элементов. Паузы разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи.

Голос – способность человека издавать звуки (при разговоре, пении, крике, смехе, плаче), имеющая определенные качества, такие как: сила, высота тембр, тон, полетность, модуляция.

Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Гибкое изменение силы (громкости) голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса к тональным изменениям (изменению диапазона, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний). При нарушении высоты голоса он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, иногда фальцетообразным.

Тембр голоса – колорит голоса, его дополнительная артикуляционно-акустическая окраска. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злымвосторженным, официальным, дружеским и так далее.

Таким образом, просодия – это «многокомпонентное явление, представляющее собой совокупность определенных акустических элементов».

Этапы формирования просодической стороны речи

  • Работа над речевым дыханием.
  • Работа над голосом.
  • Формирование ритмической организации речи.
  • Формирование темповой организации речи.
  • Формирование общих представлений об интонации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Прогулка по осеннему лесу»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию  с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного  возраста.на тему: «Прогулка по осеннему лесу»...

Конспект ООД по речевому развитию "Путешествие в Простоквашино" для детей среднего дошкольного возраста

Представлен конспект ООД по речевому развитию на тему "ЗКР: свистящие и шипящие звуки "Ж-Ш, З-С, Ч" для детей среднего дошкольного возраста....

Проект по развитию мелкой моторики рук для детей среднего дошкольного возраста «Наши веселые ручки»

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями....

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста...