Характеристика нозологической категории детей с ТМНР
консультация по коррекционной педагогике
Предлагаю Вашему вниманию характеристику нозологической категории детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Педагогам, специалистам и родителям, воспитывающим детей с ТМНР, важно понимать, что тяжёлые и множественные нарушения развития представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_tmnr.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика нозологической категории детей с ТМНР
Особенности детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития охарактеризованы И.М. Бгажноковой, М.В. Жигоревой, И.Ю. Левченко, И.Н. Миненковой.
По мнению данных учёных уровень психофизического развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами.
Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (далее – ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации.
Интеллектуальные нарушения характерны для большинства детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, внимания, памяти. У них отмечается грубое недоразвитие мыслительной деятельности, обуславливающее невозможность формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов.
Различные нарушения оказывают негативное влияние не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.
У детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них значительно затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации и постоянной логопедической коррекции.
Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы, становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Специфика эмоционально-волевой сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Особенности моторной сферы характеризуются нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий (бег, прыжки и др.) и навыков несложных трудовых действий. У некоторых детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др., они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
Двигательная депривация у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития может возникнуть как из-за моторных нарушений, так и вследствие других нарушений развития, приводящих к снижению подвижности (интеллектуальные нарушения, нарушения зрения). Развитию двигательной депривации способствует и неправильно организованная среда, ограничивающая свободное перемещение ребенка (отсутствие возможности играть на полу, ползать, лазать и т.д.). Снижение двигательной активности у маленьких детей часто влечет заметное снижение количества сенсорных стимулов, которые они получают.
У детей с ТМНР нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.
У многих детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития диагностируется эпилепсия. Для некоторых детей врачи могут подобрать противосудорожную терапию, однако встречаются и некупируемые формы эпилепсии.
У данной категории детей могут присутствовать также расстройства аутистического спектра:
- ребенок избегает взгляда в глаза, избегает прикосновений;
- ребенок не включается в предложенную взрослым деятельность, хотя может незаметно наблюдать за взрослым, когда тот не пытается вступить с ним в контакт;
- наблюдается повышенный уровень агрессии и аутоагрессии; стремление обратить на себя внимание плохим поведением и демонстративное нарушение правил, выходящее за рамки свойственного возрасту;
- постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;
- отсутствие дистанции в общении со взрослым и пр.
У некоторых детей особенности сенсорной интеграции могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Для окружающих это может вы- глядеть как необычное и непонятное поведение.
У детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития часто встречаются нарушения привязанности, обусловленное разными факторами:
- длительное пребывание в отделениях реанимации и интенсивной терапии без родителей;
- большой объем медицинского и реабилитационного вмешательства, связанного с болевыми ощущениями и чувством страха, отсутствие поддержки ребенка в этих ситуациях;
- нехватка личного внимания;
- недостаточная компетентность взрослых, их неумение быстро и правильно реагировать на плач и другие сигналы малыша, успокоить или помочь ему.
Привязанность является одним из основных условий психического и личностного развития человека. Поведение близкого взрослого оказывает ключевое влияние на формирование привязанности у ребенка. Если потребность ребенка в привязанности и безопасности регулярно не удовлетворяется, это накладывает отпечаток на его личностное, психическое и даже физическое развитие. Нередко нарушение привязанности остается с ребенком на всю жизнь. Взрослым следует понимать, что отношения привязанности развиваются и видоизменяются в течение всей жизни человека и своевременно обратить внимание на проявление у ребенка признаков нарушения привязанности: постоянно сниженный фон настроения, вялость, апатичность, настороженность или плаксивость; устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими людьми. Данные признаки могут встречаться как по отдельности, так и одновременно. У некоторых детей отмечается излишняя навязчивость в общении со взрослым или же чрезмерная фамильярность, демонстрация проявлений привязанности любому малознакомому взрослому.
В ходе индивидуальной работы педагогов с ребенком можно существенно скорректировать нарушения привязанности и установить надежные отношения.
Детям с ТМНР нередко свойственен очень медленный темп реагирования, их ответы могут быть очень слабыми и необычными. Если взрослый не подстраивается к ребенку, то возникает ситуация, когда ответная реакция ребенка не замечается и не поддерживается. При этом ребенок может не понимать сигналы взрослого или не успевать связать их с последующими событиями. В таком случае происходящее будет возникать для ребенка внезапно и пугать его.
Все дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития подвержены риску развития депривации. Помимо эмоциональной депривации вследствие выраженного нарушения привязанности детям с ТМНР могут быть свойственны и другие виды депривации.
У детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития часто бывает мало опыта взаимодействия с предметами. Кроме того, им может быть сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами. Этим детям необходима специальная помощь для формирования адекватной модели окружающего мира. В случаях когда такой помощи у ребенка нет, окружающая среда остается непонятной и непредсказуемой, т.е. формируется когнитивная депривация.
Тяжелые двигательные и сенсорные нарушения (а особенно их сочетание) приводят к тому, что ребенок не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов. Обедненная среда усугубляет ситуацию и может привести к сенсорной депривации.
С социальной депривацией могут столкнуться дети, не имеющие возможности выходить за пределы квартиры, посещать образовательные и культурно-досуговые учреждения, участвовать в жизни общества.
Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития. Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции: сосанием пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головой, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др.
Таким образом, педагогам, специалистам и родителям, воспитывающим детей с ТМНР, важно понимать, что тяжёлые и множественные нарушения развития представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей старшего возраста группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ТМНР. Тема: «Кошка»
Представлен конспект НОД для детей с ТМНР....
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»
В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....
План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями слуха старшей группы и для детей с ТМНР
План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в старшей группе и в раб...
Конспект фронтального занятия по аппликации в старшей группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР
План-конспект фронтального занятия по аппликации может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в старшей группе и в работе с детьми с ТМНР любого возраста....
Работа учителя-дефектолога с нозологическими группами детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа дошкольников с ОВ...
Характеристика детей с ТМНР и их особенности
Характеристика детей с ТМНР и их особенности....
Презентация "Содержание центров РППС коррекционного сопровождения с учётом нозологических особенностей детей с ТНР, ЗПР"
Инклюзивная группа среднего возраста, вид группы, центров, игр и их перечисление...