Комплексно-тематическое планирование ОД учителя-дефектолога
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Коровина Вера Сергеевна

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей с ЗПР 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР 6-7 ЛЕТ

Составитель: Коровина В.С.,

Учитель-дефектолог

Лексическая тема

Дата

Содержание образовательной деятельности

Итоговое мероприятие с семьей

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Развитие элементарных математических представлений

Сентябрь

Входящая диагностика.

02.09-29.09

Обследование детей.

Родительское собрание «Особенности организации образовательной деятельности воспитанников с ЗПР в ДОУ».

Направление образовательной деятельности на учебный год

Октябрь

Наш Д/С, профессии

30.09-4.10

Наш детский сад, наша группа. Здание снаружи, цвет, количество этажей, подъездов. Название и назначение комнат в детском саду (групповые, музыкальный зал, спортивный зал, кабинеты специалистов, директора). Название и назначение помещений в группе: раздевалка, игровая, спальня, кабинет учителя-дефектолога, туалетная комната. Принадлежности для занятий, их названия и назначение. Здания  города вблизи детского сада. Игрушки в группе. Рассказ на тему «Моя любимая игрушка».

Профессии работников детского сада. Уточнить, расширить сведения детей о профессиях учителя-дефектолога, воспитателя, помощника воспитателя, врача, повара, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, заведующей, дворника.

Совершенствовать умение выделять существенные признаки предмета, узнавать его по описанию.

Числовой ряд в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; слова «до», «после», «между», «перед».

Количественные отношения «один», «много», «столько же».

Экскурсия по детскому саду.

Ранняя осень; краски осени

(деревья, кустарники)

7.10-

11.10

Изменение погоды по сравнению с летом. Названия осенних месяцев, их отличительные признаки. Основные цвета и их оттенки в природе. Характерные признаки осени: похолодание, дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлёт птиц,  исчезновение насекомых, замерзание водоёмов.

Осенние изменения в жизни деревьев на участке: кустарников,  цветов. Части растений. Уточнять представление о деревьях и кустарниках, их отличительных признаках; обогащать и уточнять словарь по теме.

Уточнять и закреплять представления о числе 2 и его образовании на основе сравнения двух совокупностей, написание его.

Понятие «большой-маленький», сравнивать предметы по размеру, соотносить их по размеру, группировать.

«Сказки осени»      (творческая выставка)

Овощи и фрукты

14.10-18.10

Труд в саду и огороде. Сравнение овощей и фруктов. Уточнять и расширять понятия детей о фруктах и овощах (цвет, форма, величина). Умение обобщать фрукты и овощи.

Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах с помощью схем.

Соотнесение цифры, числа и количества в пределах 10; сравнение смежных чисел (+/-2).

Уточнять и закреплять представления о числе 3 и его образовании на основе сравнения двух совокупностей, написание его.

Поделки из овощей и фруктов

Ягоды, грибы

21.10-

25.10

Труд в саду. Ягоды, их особенности (вкус, цвет, форма, размер), использование человеком.

Грибы, понятия «съедобный – несъедобный». Их значение в жизни человека

Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Подбор синонимов и антонимов.

Ознакомление с составом числа 2; учить раскладывать число 2 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно; переместительное свойство сложения со знаком «+».

Уточнять и закреплять представления детей о числе 4 и его образовании, написание его; устанавливать последовательность чисел в пределах четырех в прямом и обратном порядке; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до четырех.

Поделки из грибов и ягод

Обобщение. Кладовая осени. Откуда хлеб пришёл.

28.10-1.11

Систематизация представлений об осени, изменениях в жизни растений осенью, умение обобщать понятия: овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Особенности выращивания зерновых растений, представления о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба, представление о труде хлебороба, о машинах – помощниках. Активизировать словарь по теме.

Цвет предметов. Изучать одно из свойств предметов — цвет, учить детей сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые и разные по цвету предметы на основе практических действий, составлять группы предметов, одинаковых по цвету.

Ознакомление детей с составом числа 3; раскладывание числа 3 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составление числа 3; ознакомление с переместительным свойством сложения.

Выставка «дары осени»

Ноябрь

Поздняя осень Перелётные птицы.

4.11-

08.11

Признаки поздней осени: уменьшение продолжительности дня, листопад, похолодание, дожди, заморозки. Осенние месяцы, их последовательность. Перелётные птицы Урала: скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка.

Признаки: части тела, окраска перьев, характерные повадки. Основные цвета.

Пространственные понятия: верх — низ, справа — слева, различение верхней и нижней стороны, правой и левой стороны листа бумаги.

Анализ и сравнение совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения; объяснение равенства и неравенства совокупностей предметов, используя понятия «много», «столько же», «мало», «одинаково», «поровну», «больше», «меньше».

Ознакомление детей с составом числа 4; раскладывание числа 4 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составление числа 4.

Выставка детского творчества: «Птицы улетели»

Дикие животные осенью.

11.11-

15.11

Дикие животные: волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось, детёныши. Их внешний вид, повадки, пища и жилище.

Образование притяжательных существительных и согласование с существительными.

Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); учить сравнивать предметы по форме, соотносить их.

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 5.

Экскурсия в парк, зоопарк

Домашние животные и птицы.

18.11-

22.11

Домашние животные: корова, кошка, собака, лошадь, коза, овца, свинья.

Домашние птицы: петух, курица, цыплёнок, гусь, гусыня, гусёнок, утка, утёнок, индюк,

Внешний вид, повадки, детёныши. Чем питаются. Польза для человека. Звуки их произношения. Забота о животных и птицах. Образование прилагательных от существительных.

Формирование представления о сложении как объединении совокупностей предметов.

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 6 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 6 с количеством и цифрой.

Конкурс рисунков «Мое любимое домашнее животное»

Зимующие птицы.

25.11-

29.11

Зимующие птицы: воробей, синица, снегирь, галка, ворона, воробей, сорока. Внешний вид, повадки, необходимость в помощи людей.

Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа.

Составление рассказа-описания о птицах.

Ознакомление детей с составом числа 5.

Ознакомление детей с составом числа 6.

Проект «Покормите птиц зимой»

Декабрь

Здравствуй, гостья Зима! Лиственные и хвойные деревья зимой.

02.12-

06.12

Зима в моём городе: признаки зимы: уменьшение продолжительности  дня, морозы, снегопады. Месяца: декабрь, январь, февраль.

Изменение в природе по сравнению с осенью. Образование однокоренных слов и относительных прилагательных от существительных.

Деревья Урала. Строение деревьев.

Хвойные и лиственные деревья,  сравнение осенних и зимних деревьев.

Обогащать и уточнять словарь по теме: сосна, береза, ель, дуб.

Закрепление представления детей о сложении как объединении совокупностей предметов; записывание сложения с помощью знака «+».

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 7 на основе сравнения двух совокупностей.

«Мастерская Деда Мороза»

Сезонная одежда

9.12-

13.12

Название одежды и ее деталей, ткани, назначение одежды в зависимости от времени года. Умение классифицировать одежду по сезону, гендерному признаку. Название одежды: пальто, шуба, куртка, плащ, костюм, брюки, пиджак, шорты, сарафан, платье, блузка, юбка, рубашка, свитер, джемпер, кофта, майка, трусы, колготки, носки, гольфы.

Формирование представления детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части; ознакомление со знаком «-».

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 8 на основе сравнения двух совокупностей.

Изготовление игры «Ателье – лото».

Обувь, головные уборы.

16.12-

20.12

Название обуви, ее деталей, обобщенное название обуви в зависимости от времени года, материалы, из которых изготовлена обувь. Уход за одеждой и обувью.

Название головных уборов, ее деталей и назначение.

Образование относительных прилагательных от существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа.

Закрепить пространственные представления, уточнить и обобщить понятия «слева», «справа», «посередине» с конкретными предметами и на плоскости.

Закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Посещение обувной мастерской

Новый год - семейный праздник

23.12-

31.12

Новый год, атрибуты праздника. Особенности и традиции праздника. Рассказы из опыта – празднование Нового года в семье.

Вспомнить, как наряжается ёлка. Отличительные признаки ёлочных игрушек. Отличительные признаки двух-трех елочных игрушек: цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение.

Ознакомление детей с составом числа 7.

Формировать представления детей о размере предмета, как об одном из его свойств.

Украшение детского сада

Январь

 Новый год (закрепление)

9.01-

10.01

Повторение. Новый год, атрибуты праздника. Особенности и традиции праздника. Рассказы из опыта – празднование Нового года в семье.

Закрепление представления детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части; ознакомление со знаком «-».

Конкурс работ «Новогодние ёлки»

Зимние забавы. Зимние виды спорта.

13.01-17.01

Представление детей о признаках зимы: холодно, снегопад, холодный ветер, метель, сугробы.

Зимние игры детей: катание на лыжах, санках, коньках, с гор; игры в снежки, лепка снежной бабы; зимние виды спорта: бег на лыжах, конькобежный, хоккей с шайбой.

Ознакомление с составом числа 8.

Закрепить представления детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части.

Экскурсия на стадион.

Викторина «зимние виды спорта»

Мой дом. Мебель.

20.01-24.01

Разнообразие домов, части дома: подъезд, лестница, лифт, квартира, комнаты квартиры и их назначении: прихожая, гостиная, кухня, детская, спальня, туалет, ванная; представление о мебели, ее разнообразии  и назначении;

Понятия: мой адрес: город, улица, дом, квартира.

Формирование представления детей о сложении как объединении совокупностей предметов; продолжение работы со знаками «+», «=».

Образование числа 9.

Конкурс поделок «Дом моей мечты»

Бытовые приборы, инструменты.

27.01-31.01

Бытовые приборы в доме: утюг, холодильник, телевизор, пылесос, газовая плита, стиральная машина; разнообразие инструментов и их назначение.

Назначение предметов, правила безопасного пользования.

Закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

Закрепление образования числа 9.

Выставка бытовой техники «Наши помощники»

Февраль

Посуда

03.02-

07.02

Обобщающее понятие «посуда».

Название распространенных предметов посуды, их назначение. Детали посуды.

Разделение посуды на столовую, кухонную, чайную. Материал для изготовления посуды.

Правила обращения с посудой, уход за ней.

Формирование представления детей о размере предмета, как об одном из его свойств; сравнивание предметов по размеру.

Состав числа 9.

Выставка «Чудеса из посуды»

Моя семья. Профессии родителей.

10.02-

14.02

Представление о семье, родственных связях: мама, папа, дочь, сын, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, обязанностях членов семьи;

понятия: фамилия, имя, возраст, адрес. Профессии родителей.

Составление рассказа о своей семье (по вопросам)

Сутки и части суток, их последовательность.

Значение порядковых числительных и закрепление порядкового счета в пределах 10.

Спортивный праздник «Папа, Мама, я – спортивная семья»

День Защитника Отечества.

17.02-

21.02

Военные профессии: лётчик, танкист, ракетчик, пограничник.

Военная техника: танк, самолёт, автомобиль с ракетами.

Классификация транспорта по виду передвижения: воздушный, наземный, водный;

Составление рассказа о защитниках Отечества – родственниках (коллективный рассказ по вопросам).

Ознакомление со структурой задачи. Решение задач, составленных на основе предметно-практической деятельности.

Состав числа 9.

Изготовление поздравительных открыток

Зима в лесу. Дикие животные зимой.

24.02-28.02

Признаки зимы, сравнение лиственных и хвойных деревьев.

Дикие животные и их образ жизни зимой.

Образование числа 10.

Решение задач.

Викторина «Дикие животные»

Март

Весна. 8 Марта.

02.03-

06.03

Представления детей о весне, признаках весны, весеннем месяце – марте, о празднике 8 марта, профессиях мам.

Составление рассказа на тему «8 марта» по c/к.

Значение порядковых числительных и закрепление порядкового счета в пределах 10; пространственные отношения «между», «перед», «за».

Решение задач; ознакомление со структурой задачи; развитие представления о геометрических фигурах.

Выставка детского творчества

«Маму я свою люблю, ей рисунок подарю»

Животные жарких стран.

10.03-

13.03

Животные и птицы жарких стран: жираф, слон, зебра, кенгуру, носорог, лев, тигр, бегемот, обезьяна, страус, попугай, особенности образа жизни.

Животные и птицы Урала. Сравнение животных Африки и Урала.

Состав числа 10.

Задачи на нахождение суммы и остатка.

Совместный коллаж «Животные Севера и жарких стран»

Животные Севера.

16.03-

20.03

Животные Севера: полярная сова, белый медведь, тюлень, пингвин, морской котик, особенности, образ жизни.

Животные Урала. Сравнение животных Севера, Африки и Урала.

Сравнение предметов по длине.

Формирование и закрепление представления детей о последовательности дней в неделе, месяцев в году.

Город, улица.

23.03-

27.03

Название города, улицы города, главная улица, площадь; символ города: герб. Улица Советская, улица проживания. Беседа о достопримечательностях города. Правила поведения на улице. Здания города.

Город весной.

Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Задачи на нахождение суммы и остатка.

Реализация Проекта «Мой город»

Транспорт: наземный, железнодорожный, специальный.

30.03-3.04

Наземный и железнодорожный транспорт (автобус, поезд, грузовик, автомобиль, троллейбус, трамвай).

Классификация транспорта по виду перевозок: грузовой и пассажирский, люди – пассажиры.

Профессии на транспорте: водитель, машинист, шофёр, вагоновожатый, проводник, кондуктор.

Закрепление практических навыков сложения и вычитания.

Состав числа 10.

Выставка творческих работ «Транспорт»

Апрель

Транспорт: водный, воздушный.

06.04-

10.04

Водный и воздушный транспорт на Урале (корабль, яхта, пароход, катер, лодка, судно).

Упражнять в сравнении транспорта.

Профессии на транспорте (капитан, матрос, кок, радист).

Правила поведения на транспорте.

Закрепление практических навыков сложения и вычитания.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

Выставка творческих работ «Транспорт»

Моя страна – Россия. Космос.

13.04-17.04

Россия – моя страна. Главный город страны. Главная площадь и достопримечательности Москвы.

Космос. Планета Земля. Ракета, космонавт, скафандр, невесомость. Гагарин – первооткрыватель космоса.

Урал-часть планеты. Нахождение предметов заданной формы и величины. Понятия за, перед, между.

Упражнение в вычислении в пределах 10; чтение примеров на сложение и вычитание; закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Изготовление макета «Космос без границ»

Перелётные птицы и дикие животные весной.

20.04-

24.04

Весна, приметы весны: капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы. Перелётные птицы и дикие животные, детёныши весной.

Изменения в жизни животных и птиц Урала весной.

Сравнение предметов по высоте способами приложения, наложения.

Упражнение в сложении и вычитании.

Выставка детского творчества: «Весна пришла»

Рыбы и другие обитатели морей, рек и водоёмов.

27.04-

30.04

Рыбы Урала: щука, лещ, окунь, сом, ёрш.

Аквариумные рыбки: сомик, гуппи, меченосец, золотая рыбка.  

Внешний вид, отличительные признаки, чем питаются.

Составление рассказа – сравнения по плану.

Сравнение предметов по толщине.

Сравнение предметов по ширине способами приложения, наложения; определение признаков словами: «широкий» - «узкий», «одинаковые по ширине», «шире» - «уже», «самый широкий» - «самый узкий».

Создание коллективной работы «Рыбки в аквариуме»

Май

День Победы. Труд людей весной

5.05-8.05

Представление о празднике, о событиях ВОВ, о героях – первоуральцах. Картинки с изображением различных наград.

Временные представления:  весна, признаки, месяц – май, описание труда людей весной.

Закрепление представлений о размере предметов; сравнение предметов по размеру.

Закрепление понятия детей о последовательности дней в неделе, месяцев в году.

Возложение цветов к памятнику

Комнатные растения и цветы (полевые, садовые). Насекомые.

13.05-15.05

Знакомство с цветами и комнатными растениями, их названия, отличительные признаки. Части растений. Польза растений, уход за ними. Сравнение растений по стеблю, листьям, цветам, запаху.

Насекомые Урала: бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха, божья коровка и их части тела; их польза и вред для людей и растений.

Составление рассказа о насекомых.

Пространственные представления (впереди-сзади, на-над-под).

Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, размер).

Выставка творческих работ «Бал насекомых и цветов»

Итоговая диагностика

15.05-31.05

Мониторинг развития детей

Родительское собрание

«Завтра в школу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективно-календарное планирование работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗАНЯТИЕ №1. «Мебель такая разная»Материалы к занятию:·       Реальные предметы мебели;·       Илл...

Тематическое планирование НОД учителя-дефектолога на учебный год

Проверенное опытом,отредактированное через год применения планирование на учебный год для коррекционного детского сада по программе Баряевой Л.Б....

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)....

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль)....

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми старшей возрастной группы на третий квартал (март, апрель, май).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми старшей возрастной группына третий квартал (март, апрель, май)....

Перспективное планирование работы учителя-дефектолога на год, распланировано по месяцам, с блочными темами и темами занятия.

Данная работа поможет учителям-дефектологам 4 года обучения спланировать работу на год. По месяцам, блочные темы и темы занятий....

Перспективное планирование работы учителя – дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /1 год обучения/ 2022-2023 учебный год

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/1 год обучения/ 2022-2023 учебный год...