Перспективное планирование работы учителя – дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /1 год обучения/ 2022-2023 учебный год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Каманова Светлана Владимировна

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога

 группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)

/1 год обучения/ 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_2022-2023_avtosohranennyy.docx59.85 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога

 группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) 

/1 год обучения/ 2022-2023 учебный год

Месяц

Начало недели

Ознакомление с

окружающим

Развитие речи

Формирование элементарных количественных представлений

Морозова И. А., Пушкарева М.А.

«Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. Для работы с детьми 4 - 5 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 72 с.

Из расчета - 1 занятие в неделю, 4 в месяц, 32 в год

Танцюра С.Ю., Кайдан И.Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей». — М.: ТЦ Сфера, 2022. - 64 с. (Библиотека Логопеда).

Из расчета - 1 занятие в неделю,

4 в месяц, 32 в год

Чумакова И.В. «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»: Кн. для педагога- дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 88 с, 8 с. ил. — (Коррекционная педагогика).  Электронный ресурс.

Из расчета - 1 занятие в неделю,

4 в месяц, 32 в год

Сентябрь

01.09

1

№ 1 -  Занятие 1 «Осень»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме; работать над многозначностью слов «лист», «листочек»; упражнять в образовании сложных слов. Развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Раздаточный материал. Желтые листы бумаги (большие и маленькие), желтые листья деревьев (большие и маленькие) (листья рябины, березы, клена).

№ 1 -  Занятие 1

Цель. Развивать эмоциональное общение со взрослым, устанавливать тактильный контакт, развивать умение подражать, формировать умения напрягать и расслаблять губы, имитировать гласные звуки и повторять их за взрослым, развивать мелкую моторику, формировать умение сосредотачивать внимание на определенном задании, обогащать словарь, развивать зрительное внимание, учить соотносить жесты и слова.

Оборудование. Пуговицы разного цвета, мячики су – джок, картинки с изображением девочки, комара, ветерка, рамки – вкладыши.

№ 1 -  Занятие 1

Задание

 Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы по образцу; составлять группы из одинаковых предметов на основе образца.

Материал. Кукла, коробка, машины (4 шт.), мячики (4 шт.), кубики 4-х цветов (по 2 шт.), матрешки 4-х цветов (по 4 шт.).

05.09.

2

№ 2 -  Занятие 2

«Деревья»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме; Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. Демонстрационный материал. Предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья).

Раздаточный материал. Конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья).

№ 2 -  Занятие 1

№ 2 -  Занятие 1

12.09

3

№3 - Занятие 3. «Овощи»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь).

Раздаточный материал. Конверт, в котором лежит картинка с изображением овоща, разрезанная на 2 части по вертикали.

№ 3 -  Занятие 2

Цель. Учить вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ, учить произносить гласные звуки, вызывать звукоподражание, формировать понимание  названий предметов, учить выполнять инструкцию «Дай», развивать мелкую моторику, формировать умение сосредотачивать внимание на определенном задании, обогащать словарь.

Оборудование. Султанчики из бумаги или дождика, мяч, альбом для рисования, карандаши, мячики су – джок, игрушечная кошка, рамки – вкладыши.

№ 3 -  Занятие 2

Задание

Цель. Учить детей различать куб и шар; употреблять слова кубик и шарик; формировать зрительные и осязательно-двигательные способы обследования формы. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца; учить детей выбирать предметы по образцу на ощупь.

Материал. 4 кубика и 4 шарика одинакового цвета и размера, желоб, поднос, коробка, мешочек из непрозрачной ткани.

19.09

4

№4 - Занятие 3. «Овощи»

№ 4 -  Занятие 2

№ 4 -  Занятие 2

26.09.

5

№5 - Занятие 4. «Фрукты»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать фонематические процессы, непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин);

Раздаточный материал. Конверт, в котором лежит картинка с изображением фрукта, разрезанная на 2 части по вертикали.

№5 - Занятие 3

Цель. Учить вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ, формировать понимание  названий предметов, учить выполнять инструкцию «Дай», развивать мелкую моторику, формировать умение сосредотачивать внимание на определенном задании, обогащать  пассивный словарь, формировать, умение подражать движениям рук взрослого, развивать артикуляционные движения.

Оборудование. Стаканчики с водой, трубочки для коктейля разного цвета, альбом для рисования, карандаши, мячики су – джок, 2 конфеты чупа – чупс, кубик.

№5 - Занятие 3

Задание

Цель. Учить детей различать предметы по величине: большой — маленький; учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова большой — маленький. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца; учить детей выбирать предметы по образцу на ощупь.

Материал. Кукла, мячики одного цвета, но контрастных размеров (большой и маленький), поднос, 4 больших и 4 маленьких кубика, карточки 4-х цветов (желтая, красная, синяя, зеленая) и цветные матрешки (по 3 шт.), мешочек, большая и маленькая матрешки.

Октябрь

03. 10

Диагностика

Диагностика

Диагностика

10.10.

Диагностика

Диагностика

Диагностика

17.10.

6

№6 - Занятие 4. «Фрукты»

№6 - Занятие 3

№6 - Занятие 3

24.10.

7

№7 - Занятие 7. «Овощи — фрукты».

Цели. Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, мышление, внимание, фонематические процессы; процессы анализа и синтеза.

Демонстрационный материал. Картинки с овощами и фруктами (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин); натуральные овощи и фрукты (или муляжи) (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин); «чудесный мешочек».

Раздаточный материал. Конверт с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко; морковь и груша; апельсин и помидор; слива и огурец), разрезанными на 2 части по вертикали.

№7 - Занятие 4

Цель. Учить узнавать членов семьи на фотографиях,  вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ, формировать понимание  названий предметов, учить выполнять инструкцию «Дай»,  «Покажи», развивать мелкую моторику, обогащать  пассивный словарь, формировать, умение подражать движениям рук взрослого, развивать артикуляционные движения, формировать указательный жест, учить соотносить предметы по величине.

Оборудование. Альбом с фотографиями членов семьи, вертушка, коробка, лист бумаги с нарисованными ладонями ребенка, пирамидка.

№7 - Занятие 4

Задание

Цель. Учить детей выделять один и много предметов из группы по подражанию и образцу; составлять группу из отдельных предметов; употреблять слова один, много, ни одного; согласовывать числительное один с существительными разного рода. Продолжать учить группировать предметы на основе

образца.

Материал. 6—7 кубиков, 11 матрешек и 12 елочек (все предметы одинакового цвета и размера), коробка, экран,

3 подноса.

Ноябрь

31.11.

8

№8 - Занятие 8. «Игрушки»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы; процессы анализа и синтеза.

Демонстрационный материал. Предметные картинки с игрушками (мяч, мишка, кукла, машинка).

Раздаточный материал. Конверт с картинкой, на которой изображена игрушка, разрезанной на 2 части по вертикали.

№8 - Занятие 4

№8 - Занятие 4

07.11.

9

№9 - Занятие 9. «Посуда»

Цели. Развивать мелкую моторику. Активизировать предметный словарь. Закреплять навыки ориентировки в пространстве, выполнения заданий по инструкции. Развивать ассоциативное мышление.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: чашка, тарелка, ложка.

Раздаточный материал. Картинки с изображением предмета посуды с недостающей деталью, картинки с деталями предметов посуды.

№9 - Занятие 5

Цель. Формировать умение ориентироваться в частях тела, развивать тактильный контакт, формировать динамический праксис рук,  понимание  названий предметов, учить выполнять инструкцию «Дай»,  «Покажи», развивать мелкую моторику, обогащать  пассивный словарь, развивать артикуляционные движения, формировать указательный жест «Вот», учить соотносить предметы с картинками, развивать подражания действиям взрослого, игровые действия, конструировать.

Оборудование. Маракас, шапка из капрона, картинки с изображением домашних животных,  игрушки в виде животных, кубики разного размера.

№9 - Занятие 5

Задание

Цель. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить выделять один предмет из множества, разъединять и составлять множества, отвечать на вопрос сколько? словами один, много, ни одного. Учить детей находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке.

Материал. Медвежонок, большая машина с открытым кузовом, большая и маленькая коробки, набор больших и маленьких кубиков, тарелочки по количеству детей, коробка с разноцветными шариками, б матрешек. Игрушки, расставленные на стульях (машина, кукла, зайчик, 5 пирамидок, 5 кубиков, 5 матрешек).

14.11.

10

№10 – Занятие 10. «Мебель»

Цели. Закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф). Обогащать словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы; процессы анализа и синтеза.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: стол, стул, шкаф.

№10 - Занятие 5

№10 - Занятие 5

21.11.

11

№11 - Занятие 11. «Домашние птицы»

Цели. Обобщать знания детей о домашних птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением домашних птиц (петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, утенок); зерна; клюва птицы

№11 - Занятие 6

Цель. Формировать умение управлять органами речи, развивать тактильный контакт, формировать динамический праксис рук,  понимание  названий предметов, закреплять умение выполнять инструкцию «Дай»,  «Покажи», «Возьми», «Положи», «Поставь»,закреплять указательный жест,  вызывать звукоподражания,  развивать мелкую моторику, обогащать  пассивный словарь, развивать артикуляционные движения, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ, учить соотносить предметы с картинками, развивать подражания действиям взрослого, игровые действия, конструировать.

Оборудование. Альбом, карандаш, шапка из капрона, картинки с изображением домашних животных,  игрушки в виде животных, кубики разного размера, машина, мыльные пузыри.

№11 - Занятие 6

Задание

Цель. Учить детей различать дискретные и непрерывные множества по количеству: много — тало; употреблять слова много — мало.

Материал. Мишка, грибочки (20 шт.), елочки (13 шт.), ведерки и формочки контрастных размеров, песок (влажный), два маленьких и один большой поднос.

28.11.

12

№12 - Занятие 12. «Домашние животные»

Цели. Обобщать знания детей о домашних животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал. Картинки с домашними животными (корова, кошка, собака, лошадь), их детенышами. Предметные картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава.

№12 - Занятие 6

№12 - Занятие 6

Декабрь

05.12.

13

№13 - Занятие 13. «Дикие животные»

Цели. Обобщать знания детей о диких животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал. Картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка), их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст), детенышами. Предметные картинки (морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед; куры, зайцы).

№13 - Занятие 7

Цель. Формировать ощущение собственного тела, умение подражать, развивать артикуляционные движения, развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, учить понимание  названий предметов, формировать умение отвечать на вопрос: «Кто (что) это?», накапливать пассивный словарь, отрабатывать указательный жест «Это», закреплять умение выполнять инструкцию «Дай»,  «Покажи», вызывать звукоподражания,  развивать подражания действиям взрослого, игровые действия, конструировать. Развивать эмоциональное общение со взрослым, стимулировать произнесение слова «Вот» или словосочетания «Вот он, вот она». вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ.

Оборудование. Карандаш, прозрачный платок, картинки с изображением животных, машина, кубики, мыльные пузыри.

№13 - Занятие 7

Задание

Цель. Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять слова пустой — полный; продолжать учить различать множества по количеству: в большом — много, в маленьком — мало.

Материал. Большой и маленький зайчики, 2 ведерка и 2 прозрачных стакана разной величины, 2 прозрачных стакана одинаковой величины, ягоды рябины, миска с горохом, графин с подкрашенной водой.

12.12.

14

№14 - Занятие 14. «Дикие и домашние животные»

Цели. Закреплять умение различать диких и домашних животных; Воспитывать любовь, бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: дом, лес, медведь, лиса, волк, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака.

№14 - Занятие 7

№14 - Занятие 7

19.12.

15

№15 - Занятие 15. «Новый год»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Поощрять проявления положительных эмоций.

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка «Хоровод», картинка, на которой изображен Дед Мороз с подарками

№15 - Занятие 8        

Цель. Цель. Формировать ощущение собственного тела, умение подражать, развивать артикуляционные движения, развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, учить понимание  названий предметов, накапливать пассивный словарь,  учить использовать в активной речи слово «вот», звукоподражания, строить предложения из двух слов, развивать подражания действиям взрослого, игровые действия, конструировать. Развивать эмоциональное общение со взрослым, стимулировать произнесение слова «Вот» или словосочетания «Вот он, вот она». вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ.

Оборудование. Карандаши, альбом для рисования, детские и взрослые солнцезащитные очки, картинки с изображением животных, кубики.

№15 - Занятие 8

Задание        

Цель. Закреплять навыки детей в определении количества предметов (один, много, мало, ни одного); продолжать учить находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке, рассказывать, сколько и каких предметов.

Материал. Большой мишка, ведерки по количеству детей, 1 гриб, 3 желудя, 15 шишек, 4 коробочки, 1 матрешка, 3 елочки, 10 уточек. Игрушки, расставленные на стульях и полочках (матрешки, кубики, машины, куклы, мячики).

26.12.

16

№16 - Занятие 15. «Новый год»

№16 - Занятие 8        

№16 - Занятие 8        

Январь

09.01.

Диагностика

Диагностика

Диагностика

16.01.

17

№17  - Занятие 18. «Обувь»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы; процессы анализа и синтеза.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: тапочки (детские), ботинки (детские), туфли (мужские и женские), сапоги (мужские и женские), валенки.

№17- Занятие 9

Цель. Учить развивать чувство ритма, подражание, развивать артикуляционные движения, развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, учить понимание  названий предметов, накапливать пассивный словарь,  учить наблюдать за действиями других лиц,  сознательно управлять движениями рук., развивать слуховое внимание, учить брать и отдавать предметы, совершенствовать социальное взаимодействие, формировать умение строить по образцу, обыгрывать постройку.

Оборудование. Пластилин, доска для лепки, колокольчик, погремушка, 2 коробки среднего размера, 4 предмета различных величины и фактуры (мишка, карандаши, мяч, машина), кубики, игрушечные животные.

№17- Занятие 9

Задание 

Цель. Учить детей различать предметы по длине: длинный — короткий; познакомить со способами сравнения двух предметов по длине путем приложения; приучать пользоваться словами длинный — короткий.

Материал. Большая коробка, красные штанги Монтес-сори (50, 40, 30, 20 и 10 см), 2 брусочка (20 и 30 см), гараж, 2 машинки.

Февраль

23.01.

.

18

№18 - Занятие 19. «Одежда»

Цели. Закреплять знания по теме «Одежда», активизировать речевой словарь. Развивать мышление.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки; картинки со схематичным изображением времен года.

№18- Занятие 9

№18- Занятие 9

30.01.

19

№19 - Занятие 20. «Зимующие птицы»

Цели. Обобщать материал по теме «Зимующие птицы». Активизировать речевой словарь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: сорока (2 шт.), воробей, снегирь (2 шт.); дерево на панно, кормушка.

Раздаточный материал. Конверты, в которых лежат предметные картинки с птицами (сорока, воробей, снегирь).

№19 - Занятие 10

Цель. Учить развивать чувство ритма, подражание, развивать артикуляционные движения, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ, развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, учить понимание  названий предметов, накапливать пассивный словарь,  учить наблюдать за действиями других лиц, развивать ловкость движений пальцев и кистей рук, развивать слуховое внимание, учить наблюдать за демонстрируемыми действиями с предметами, запоминать слова, обозначающие эти действия. Оборудование. Пластмассовый шарик, небольшие мячики (резиновые и пластмассовые, колокольчик, погремушка, блюдо, 5 домашних предметов, поднос альбом, карандаши.

№19 - Занятие 10

Задание 

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и находить одинаковые (равные по длине); приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые.

Материал. Цветные дощечки разной длины (4—5 шт.), 4 дощечки для мостика (две дощечки равные по длине — по 30 см, третья — короче на 10 см, четвертая — длиннее на 10 см), 4 кубика, широкая (20 см) длинная полоска голубой клеенки, красный карандаш (10 см). Для каждого ребенка: 3 карандаша разного цвета (один из которых равен по длине образцу (10 см), два других короче или длиннее образца (на 4—5 см).

06.02

20

№20–Занятие 21. «Профессии»

Цели. Обобщать знания детей о профессиях..

Демонстрационный материал. Картинки с изображением представителей разных профессий: продавец, учитель, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор.

№20 - Занятие 10

№20 - Занятие 10

20.02.

21

№21 - Занятие 23. «День защитника Отечества»

Цели. Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Развивать пространственную ориентировку.

Демонстрационный материал. Картинки: звено самолетов, танк, корабль, моряк, пограничник.

Раздаточный материал. Альбомный лист и картинки (или макеты) самолета, танка, корабля; фигурки летчика, моряка, танкиста.

№21 - Занятие 11

Цель. Учить имитировать движения руками, формировать понятия «вверх», «вниз», развивать артикуляционные движения, формировать умение управлять органами артикуляции, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ,  развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, учить различать на слух неречевые звуки, накапливать пассивный словарь,  учить наблюдать за действиями других лиц, учить выполнять инструкцию «Найди», рисовать по подражанию.

Оборудование. Мячик су-джок, альбом, фломастеры, картинки с изображением девочки,  комара, самолета, змеи, воды, мишки, карандаши.

№21 - Занятие 11

Задание

 Цель. Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; учить чередовать предметы по длине по подражанию; учить группировать предметы по двум признакам (величине и цвету) на основе образца.

Материал. Фланелеграф, экран, 3 длинных и 3 коротких полоски из картона коричневого цвета (разница в длине —10 см). Для каждого ребенка: по 2 брусочка разной длины и машинка, по 3 длинных и 3 коротких брусочка коричневого цвета, лист белого картона и альбомный лист с изображением курочки и цыплят на зеленой полянке, поднос с набором длинных и коротких брусков разного цвета, длинные: 4 желтых, 2 красных; короткие: 2 желтых, 2 зеленых (разница в длине предлагаемых брусочков — не менее 5 см).

Март

27.02.

22

№22 - Занятие 22. «Транспорт»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме.

Демонстрационный материал. Картинки: легковая машина, грузовик, автобус, поезда (пассажирский и грузовой), самолет, корабль.

№22 - Занятие 11

№22 - Занятие 12

Цель. Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине (большой — маленький); чередовать предметы по величине по подражанию; группировать предметы по двум признакам (величине и цвету) на основе образца.

Материал. Грузовая машина, 2 легковые машины, 2 кубика и 2 матрешки (разного размера); для каждого ребенка: коробка с набором кубиков разного цвета и размера — большие: 4 синих и 2 красных; маленькие: 3 синих и 3 желтых, 3 больших и 2 маленьких кубика зеленого цвета, зайчик, 3 матрешки.

06.03.

23

№ 23 - Занятие 24. «Зима»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. Демонстрационный материал. Фланелеграф, картина, на которой изображено дерево с кормушкой; съемные картинки: птицы, солнце, снег (снежинки).

№23 - Занятие 12

Цель. Учить имитировать движения руками, закреплять понятия «вверх», «вниз», развивать артикуляционные движения, формировать умение управлять органами артикуляции, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ, развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, учить различать на слух звучание, накапливать пассивный словарь, вводить в активный словарь глаголы,  учить наблюдать за действиями других лиц и выполнять инструкции, развивать тактильные ощущения, зрительное  восприятие.

Оборудование. Мячик су-джок, картинки с изображением бегемота с открытой пастью, , барабан, дудочка, альбом, фломастеры, карандаши, краски,  мелкие игрушки в виде животных.

№23 - Занятие 13

Задание

Цель. Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности в них признака длины; учить находить один и много одинаковых предметов, расположенных в определенных участках комнаты.

Материал. Мелкие игрушки (белочка, петушок, котенок и др.) по количеству детей, «Красные штанги» Монтессори: по 3 штанги (10, 20 и 30 см) для педагога и каждого ребенка.

13.03.

24

№24 - Занятие 25. «Мамин день»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины, с изображением цифры 8.

№24 - Занятие 12

№24 - Занятие 13

20.03.

25

№25 - Занятие 26. «Весна»

Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме. Активизировать глагольный и предметный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.

Демонстрационный материал. Картинки: обычное солнце, солнце выглядывает из-за туч, солнце с улыбкой, лужа, река, ручей, картинки-символы «день — ночь»; цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; скворечнике птицами.

№25 - Занятие 13

Цель. Учить имитировать движения руками, закреплять понятия «вверх», «вниз», развивать артикуляционные движения, формировать умение управлять органами артикуляции, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ,  развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, учить различать звуки различной длительности, накапливать пассивный словарь, учить воспроизводить звукоподражания, развивать согласованные движения пальцев, формировать умение соотносить форму предметов с контуром.

Оборудование.  Мячик су-джок, дудочка, картинка с изображением бегемота с открытым ртом, бумага, фломастеры, карандаши, фигурки ребенка, который ест, поющей девочки, скачущего мальчика, мамы, целующей ребенка, пазлы крупного размера, надутый,  воздушный шар.

№25 - Занятие 14

Задание

Цель. Продолжать учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности у них признака величины; группировать предметы по двум признакам (форме и цвету).

Материал. «Розовая башня» Монтессори (3 кубика). Для каждого ребенка: по 3 кубика, маленькие куколки, коробки с набором кубиков и шариков разного цвета (кубики: 5 синих и 2 красных; шарики: 2 синих и 2 желтых).

27.03.

26

№26 - Занятие 27. «Перелетные птицы»

Цели. Обобщать материал по теме «Перелетные птицы». Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: птицы (аист, ласточка, скворец, кукушка) и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами. Картина с изображением дерева около дома с частью крыши.

Раздаточный материал. Конверт, в котором лежат картинки с птицами (аист, ласточка, скворец, кукушка). Конверт с картинками: птицы и их гнезда (на каждую пару детей).

№26 - Занятие 13

№26 - Занятие 14

Апрель

03.04.

27

№27 - Занятие 29. «Весенние цветы»

Цели. Обобщать материал по теме «Весенние цветы». Активизировать речевой словарь. Развивать фонематические процессы; мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Предметные картинки с цветами (одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны разных цветов), черно-белые картинки (одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпан); ваза; картинка с изображением частей цветка. «Чудесная коробочка», натуральные цветы (одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпан) (по возможности).

Раздаточный материал. Конверт с картинкой с изображением цветка, разрезанной на 2 части по горизонтали.

№27 - Занятие 14

Цель. Учить имитировать движения руками, развивать артикуляционные движения, формировать умение управлять органами артикуляции, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ,  развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, развивать слуховое внимание, умение находить направление звучания игрушки, выбирать из двух коробочек звучащую, накапливать пассивный словарь, учить воспроизводить звукоподражания, развивать согласованные движения пальцев, развивать зрительное восприятие, учить подражать действиям, держать карандаш и водить им по бумаге.

Оборудование.  Мячик су-джок, дудочка, картинка с изображением бегемота с открытым ртом, бумага, карандаши, 2 небольшие коробочки ( одна пустая, другая со счетными палочками), игрушечная кошка, шнурки синего цвета.

№27 - Занятие 15

Задание

Цель. Упражнять детей в составлении сериационного ряда; развивать ориентировку на величину; продолжать учить детей определять и называть количества предметов.

Материал. Медвежонок, 5 грузовых машин, 4 матрешки разной величины, 4 красные штанги Монтессори, 14 зайчиков. Игрушки в игровом уголке: куклы, машины, кубики.

10.04.

28

№28 - Занятие 30. «Насекомые»

Цели. Обобщать материал по теме «Насекомые». Развивать мышление, память; фонематические процессы. Активизировать предметный словарь. Развивать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: жук, бабочка, пчела, муравей,

Раздаточный материал. Картинки с 5 жуками, 3 пчелами, 2 муравьями, 4 бабочками.

№28 - Занятие 14

№28 - Занятие 15

17.04.

Диагностика

Диагностика

Диагностика

24.04

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Май

03.05

29

№29 - Занятие 33. «День Победы»

Цели. Обобщать материал по теме «День Победы». Развивать мышление и память; фонематические процессы. Активизировать предметный словарь. Уточнять временные, пространственные представления.

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка: дети дарят цветы дедушке — герою войны (на его груди много наград); предметные картинки: ордена, медалей, розы, тюльпаны, Вечный огонь.

№29 - Занятие 15

Цель. Учить здороваться, катать мяч, развивать артикуляционные движения, формировать умение управлять органами артикуляции, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ,  развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, развивать слуховое внимание, умение находить направление звучания игрушки, накапливать пассивный словарь, учить воспроизводить звукоподражания, развивать согласованные движения пальцев, развивать зрительное восприятие, учить подражать действиям, держать карандаш и водить им по бумаге.

Оборудование.  Мячик су-джок, дудочка, картинка с изображением бегемота с открытым ртом, воздушный шар, мяч, игрушки,    бумага, карандаши, 2 небольшие коробочки ( одна пустая, другая со счетными палочками), игрушечная кошка, шнурки синего цвета.

№29 - Занятие 16

Задание

Цель. Познакомить детей с приемом наложения предметов на рисунки карточек-образцов; учить их понимать выражение «столько — сколько»; раскладывать предметы слева направо; отражать в речи равенство множеств («Я положил столько зеленых яблок, сколько красных»).

Материал. Наборное полотно, ежик, корзинка. Изображения: 4 красных и 6 зеленых яблок, 4 красных и 5 синих неваляшек. Для педагога и каждого ребенка: карточка с изображением 3 зеленых листьев и по 5 изображений желтых листьев. Демонстрационный материал у педагога по размеру должен быть больше, чем раздаточный материал у детей.

10.05.

30

№ 30 - Занятие 31. «Дом, улица, город»

Цели. Обобщать материал по теме «Дом». Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. Активизировать предметный словарь.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: 3 гнезда птиц или 3 жилища животных, одноэтажный деревянный дом, многоэтажный дом, стена, крыша, окно, дверь.

Раздаточный материал. Картинки: части дома.

№30 - Занятие 15

№30 - Занятие 16

15.05.

31

№31 - Занятие 32. «Правила дорожного движения»

Цели. Обобщать материал по теме «Правила дорожного движения». Развивать мышление, память; фонематические процессы, мелкую моторику.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: светофор, цвета светофора.

Раздаточный материал. Предметные картинки: цвета светофора; 3 нарисованных светофора (на одном горит красный, на втором — желтый, на третьем — зеленый цвет), светофор с белыми кружками (перфокарта); цветные карандаши, черно-белые картинки со светофорами и регулировщиками.

№31 - Занятие 16

Цель. Учить здороваться, катать мяч, развивать артикуляционные движения, формировать умение управлять органами артикуляции, вырабатывать ротовой выдох, активизировать мышцы губ,  развивать мелкую моторику, устанавливать зрительный и эмоциональный контакт, развивать слуховое внимание, умение находить направление звучания игрушки, накапливать пассивный словарь, учить воспроизводить звукоподражания, учить понимание  названий предметов, формировать умение отвечать на вопрос: «Кто (что) это?», накапливать пассивный словарь, отрабатывать указательный жест «Это», закреплять умение выполнять инструкцию «Дай»,  «Покажи», закреплять понятия «большой», «маленький», развивать коммуникативный способности, согласованные движения пальцев, развивать зрительное восприятие, учить подражать действиям, формировать умение рисовать вертикальные линии сверху вниз в зависимости от особенностей ребенка.

Оборудование.  Мячик су-джок, дудочка, картинка с изображением бегемота с открытым ртом, воздушный шар, картинки с изображением животных,    бумага, карандаши, 2 игрушечных медведя с пищалками, домики из бумаги (большой и маленький), изображение домика  и двух горизонтальных линий с точками на них.

№31 - Занятие 17

Задание

Цель. Продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок или игрушек, сколько их нарисовано, помещать предметы точно на картинки правой рукой слева направо; упражнять в сравнении предметов контрастных и одинаковых по длине.

Материал. Наборное полотно, мишка с большой сумкой. Для каждого ребенка: конверт с изображением двух видов предметов (по 3—6 шт.), карточка с изображением 4 ежиков, коробочка с мелкими игрушками (5—6 грибочков), 4 полоски из картона разного цвета (две — равные по Длине, третья — короче, четвертая — длиннее).

22.05

32

№32 - Занятие 34. «Аквариумные рыбки»

Цели. Обобщать материал по теме «Аквариумные рыбки». Развивать мышление и память, фонематические процессы.

Демонстрационный материал. Предметные картинки: аквариумные рыбки — меченосец, золотая рыбка, сомик, гуппи; аквариум, речной сом, меч.

№32 - Занятие 16

№32 - Занятие 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)

          Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи.  Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...

Годовой план работы с родителями группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год

План работы  с родителями поможет выстроить работу в триаде «Логопед – Ребёнок – Родитель», будет способствовать установлению  партнёрских отношений с семьёй реб...

Результаты педагогической диагностики группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста( 5-6 лет) за 2022 - 2023 учебный год

В соответствии со ФГОС ДО результаты педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:— индивидуализации образовательной деятельности (при необходимост...

Комплексно - тематическое планирование группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /1 год обучения/ 2022-2023 учебный год

Комплексно -  тематическое планирование группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/1 год обучения/ 2022-2023 учебный год...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...