Социально- коммуникативное развитие старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье представлен опыт работы воспитателя логопедической группы по развитию старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayats_m._a.2docx.docx | 244.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Социально- коммуникативное развитие старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике. Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Учитывая особенности развития детей поступающих в логопедические группы в возрасте пяти лет реализация, поставленных задач максимально усложняются. Базовый уровень социально – коммуникативного развития,на момент поступления в группу очень низкий, зачастую навык общения просто отсутствует, ситуация отягощается различными неврологическими диагнозами и другими патологиями.
Социально-педагогическими средствами могут выступать: игровая ситуация — игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра занимает важное место в жизни дошкольников.
Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении и воспитания,все же приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Одним из классических приемов в игровых сюжетах является оценка от лица любимого персонажа или куклы. И для необычных детей и куклы должны быть необычные. Куклы вызывающие особые эмоции, заинтересованность, «не удобные», куклы – провоцирующие на взаимодействие и общение. Так возникла идея создания ростовых кукол, по индивидуальной выкройке с мягкими руками и ногами, ростом с полугодовалого ребенка, в настоящей одежде и обуви, с своим неповторимым внешним видом и характером. В создании кукол проявили творчество коллеги. Удивительно, но получились куклы похожими на реальных детей нашей группы.
Появление кукол вызвало море эмоций у детей и родителей. Появились новые сюжеты игр, обогатились содержанием освоенные сюжеты. А самое ценное усвоение и присвоение знаний, понятий и представлений от лица новых героев стало происходить гораздо легче. Проблемные ситуации в которых принимают участие наши куклы, стали восприниматься детьми с большим интересом. Изменилось и отношение детей, к беседам в которых оценка и информация подавалась мной от лица куклы, высказывания детей становились более искренними и открытыми. А мне как педагогу стало очень легко направлять сюжетную линию в игре, помогать решать конфликтные ситуации от лица полюбившихся персонажей.
И неудобство кукол тоже оправданно, оно побуждает к обращению за помощью одних, оказание помощи другим детям, что способствует формированию навыков сотрудничества, воспитанию терпения, ответственности. Ведь не такое и простое дело для наших детей завязать шнурки на ботинках, застегнуть рубашку, а принимая на себя роль заботливого родителя, терпеливо решают и эту проблему самостоятельно. А как оживились игровые диалоги о правилах поведения, дружбе, уважении, когда стали разыгрываться они от лица наших кукол. Появились авторские рассказы главными героями, которых стали уже знакомые нам персонажи.
Эти куклы стали и хорошим тренажером для «экстремальных ситуаций» для отработки навыков поведения и оказании первой помощи.
Нам пришлось организовать мастер класс для родителей в рамках «Школы заботливых родителей» на столько, некоторые родители прониклись нашим общим с детьми настроем. А между тем у домашней куклы,сшитой руками мамы, одетой в любимую, но уже ставшую маленькой одежду, вызовет у ребенка ещё больше эмоций, подарит семье не забываемые минуты сотворчества, душевного общения. И в ситуации, «на пороге школы» я могу предположить, такие куклы помогут пережить ребенку непростые минуты, так как « …какие бы доверительные отношения не были между взрослым и ребенком доверить самое сокровенно он может только любимой кукле, которая не рассердится, не станет поправлять или учить, а просто выслушает и примет его сторону.» (Новоселова С.Л. «Мастерство игры»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с использованием технологии проблемных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие личности является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об...
"Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Из опыта работы воспитателя...
Технология проектирования как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность ...
Проект "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо-игровой технологии"
Проект " Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо - игровой технологии"...
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством художественных произведений
Консультация будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возратса.С статье отражены не только актуальные проблемы социально-коммуникативного развития дошкольникоа, но и иприведен список лит...
Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "
В плане самообразования представлено планирование и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...
Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "
В плане самообразования представлено планирование и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...