Социально- коммуникативное развитие старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Марина Александровна Островских

В статье представлен опыт работы воспитателя логопедической группы по развитию старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayats_m._a.2docx.docx244.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социально- коммуникативное развитие старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике. Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание  уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Учитывая особенности развития детей поступающих в логопедические группы в возрасте  пяти лет  реализация, поставленных задач  максимально усложняются. Базовый уровень  социально – коммуникативного развития,на момент поступления в группу очень низкий, зачастую навык общения просто отсутствует, ситуация отягощается различными  неврологическими диагнозами и другими патологиями.

Социально-педагогическими средствами могут выступать: игровая ситуация — игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра занимает важное место в жизни дошкольников.

Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении и воспитания,все же приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Одним из  классических приемов в игровых сюжетах является оценка от лица любимого персонажа или куклы.   И для необычных детей и куклы должны быть необычные. Куклы вызывающие особые эмоции, заинтересованность, «не удобные», куклы – провоцирующие на взаимодействие  и общение.  Так возникла идея создания ростовых кукол, по индивидуальной выкройке с мягкими руками и ногами, ростом с полугодовалого ребенка, в настоящей одежде и обуви, с своим неповторимым внешним видом и характером. В создании кукол проявили  творчество коллеги. Удивительно, но  получились куклы похожими на реальных детей нашей группы.

IMG_20180315_153017.jpg

      Появление кукол вызвало  море эмоций у детей и родителей. Появились новые сюжеты игр, обогатились содержанием освоенные  сюжеты. А самое ценное усвоение и присвоение знаний, понятий и представлений от лица новых героев стало происходить гораздо легче. Проблемные ситуации в которых принимают участие наши куклы, стали восприниматься детьми с большим интересом. Изменилось и отношение детей,  к беседам в которых оценка и информация   подавалась мной от лица куклы, высказывания детей становились более искренними и открытыми.  А мне как педагогу стало очень легко направлять  сюжетную линию в игре, помогать решать конфликтные ситуации от лица полюбившихся персонажей.

И неудобство кукол тоже оправданно, оно побуждает к обращению за помощью  одних,  оказание помощи другим детям, что способствует формированию навыков сотрудничества, воспитанию терпения, ответственности. Ведь не такое и простое дело для наших детей завязать шнурки на ботинках, застегнуть рубашку, а принимая на себя роль заботливого родителя, терпеливо решают и эту проблему самостоятельно. А как оживились игровые диалоги о правилах поведения, дружбе, уважении, когда  стали разыгрываться они от лица наших кукол. Появились авторские рассказы главными героями, которых стали  уже знакомые нам персонажи.

C:\Users\LENOVO\Desktop\мама\IMG_20180315_155501.jpg          IMG_20180315_152858.jpg

   

Эти  куклы  стали и хорошим тренажером для «экстремальных ситуаций» для отработки навыков поведения и оказании первой помощи.

Нам пришлось организовать мастер класс для родителей в рамках «Школы заботливых родителей» на столько, некоторые родители прониклись нашим общим с детьми настроем. А между тем у домашней куклы,сшитой руками мамы, одетой  в любимую, но уже ставшую маленькой одежду, вызовет  у ребенка ещё больше эмоций, подарит семье не забываемые минуты сотворчества, душевного общения.  И в ситуации,  «на пороге школы»  я могу предположить, такие куклы помогут пережить ребенку  непростые минуты, так как « …какие бы доверительные отношения не были между взрослым и ребенком доверить самое сокровенно он может только любимой кукле, которая не рассердится, не станет поправлять или учить, а просто выслушает и  примет его сторону.» (Новоселова С.Л. «Мастерство игры»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с использованием технологии проблемных ситуаций

Социально-коммуникативное  развитие личности является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155  «Об...

Технология проектирования как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность ...

Проект "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо-игровой технологии"

Проект " Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо - игровой технологии"...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством художественных произведений

Консультация будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возратса.С статье отражены не только актуальные проблемы социально-коммуникативного развития дошкольникоа, но и иприведен список лит...

Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "

В плане самообразования представлено планирование  и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...

Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "

В плане самообразования представлено планирование  и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...