Программа по самообразованию «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами начинающего педагога, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы на основе изучения межпредметных знаний и перехода к универсальным методам, применяемым в практической и теоретической деятельности;
- расширения образовательного пространства педагога.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmma_po_samoobrazovaniyu_borisyuk_e.v.docx | 65.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» г.Ярцева Смоленской области
Программа по самообразованию
«Социально-коммуникативное развитие
детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»
Разработала:
Борисюк Екатерина Владимировна,
воспитатель
Ярцево
2022г.
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 6 |
3. | Актуальность выбранной темы | 6 |
4. | Цель и задачи Программы | 8 |
5. | Предполагаемые результаты | 8 |
6. | Этапы реализации Программы | 9 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 10 |
Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 10 | |
Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 12 | |
Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 13 | |
Модуль «Обобщение результатов» | 14 | |
8. | Литература | 15 |
- Паспорт Программы
Название программы | Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий |
Автор-разработчик | Воспитатель Борисюк Екатерина Владимировна |
Нормативный срок освоения программы | 2022-2023 учебный год |
Основания для разработки программы |
|
Цель | Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты | Для педагога:
Для воспитанников:
|
- Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами начинающего педагога, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы на основе изучения межпредметных знаний и перехода к универсальным методам, применяемым в практической и теоретической деятельности;
- расширения образовательного пространства педагога.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности (на основании анкетирования) в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях становления и развития социально-коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
- Недостаточность знаний и умений для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников в процессе социально-коммуникативного развития.
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:
- формирование необходимых профессиональных умений по организации социально-коммуникативной деятельности дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий;
- формирование необходимых профессиональных умений по поддержке и сопровождению воспитанников в процессе развития свободной социально-коммуникативной деятельности.
Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников с целью подготовки их к современной жизни является достаточно актуальной. Это сложный и многогранный процесс развития социального сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей. Благодаря социально-коммуникативному развитию у дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему миру, к проблеме взаимоотношений между людьми, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных ориентаций.
Решающим фактором развития личности является социальная среда. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие его положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.
Именно поэтому я обращаю особое внимание не только на обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, но и формирую у детей младшего дошкольного возраста умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Осуществляя взаимодействие с детьми, я придерживаюсь принципов гуманистической педагогики:
- создаю атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
- использую ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.
Я считаю, что для формирования у детей дошкольного возраста социально-нравственного опыта поведения необходим системно-комплексный подход. Этот процесс включает три взаимосвязанных формирующих компонента:
- Формирование эмоционально-личностного отношения. Дошкольник эмоционально переживает предложенную проблемно-нравственную ситуацию, становится участником событий, а педагог поддерживает стремление ребенка быть добрым, честным, помочь другому человеку в трудном положении.
- Формирование способности к самоконтролю, самоанализу собственных действий в социально-нравственной сфере. Задача педагога не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы научить оценивать свои поступки.
- Формирование личностной позиции. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые отношения. В этом случае ребенок оценивает свои действия и действия других на основе собственного сформированного эмоционально-личностного отношения.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией социально-коммуникативного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Изучить особенности формирования эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
- Изучить здоровьесберегающие технологии, способствующие социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста.
- Совершенствовать методику педагогического руководства по развитию у воспитанников нравственных качеств в различных видах детской деятельности.
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг социально-коммуникативного развития дошкольника.
- Создать условия для позитивной социализации детей младшего дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на уровне дошкольного учреждения, муниципальном и региональном уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
- Разработаны проекты по социализации дошкольников.
- Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Сформирована установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- Сформировано умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
- Сформированы основы нравственных качеств личности ребенка, его начальных поведенческих позиций.
- Сформировано желание участвовать в совместных проектах, акциях и мероприятиях социально-нравственного характера.
- Развиты основы социального самоконтроля и самосознания.
- Этапы реализации Программы
I этап – проектный
Задачи этапа:
- Анализ собственных профессиональных проблем.
- Определение приоритетного направления в организации самообразования.
- Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты), изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
II этап – практикоориентированный
Задачи этапа:
- Разработка тематического планирования.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, создание картотек подвижных игр, пальчиковой гимнастки, гимнастики пробуждения, дыхательной гимнастики, физкультминуток.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.
III этап – обобщающий
Задачи этапа:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
- Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
- План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
| |||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников | постоянно |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | 1. Ознакомиться и изучить программы.
3. Изучить и проанализировать современные подходы к социализации младших дошкольников. 4. Ознакомиться с опытом работы педагогов. |
|
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- дидактических игр - игровых упражнений и заданий, - проблемных ситуаций, - развивающих игр, - театрализованных и сюжетно-ролевых игр –подвижных игр, - пальчиковой гимнастки, -гимнастики пробуждения, - дыхательной гимнастики, - физкультминуток 2. Конспекты -непосредственно образовательной деятельности - развлечений, праздников. #1055;риобретение и изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, атрибутов для сюжетно-ролевых игр 4. Рекомендации и консультации для родителей и педагогов. 5. Фотоальбомы, буклеты, папки-передвижки, стенгазеты. | В течение года |
4. | Проектирование деятельности | #1056;азработка проектов . #1056;азработка плана по теме самообразования. | В течение года |
5. | Мониторинг деятельности | #1055;роведение диагностических наблюдений. 2. Обработка полученных данных. 3. Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | В течение года |
| |||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды | 1. Проведение ситуаций позитивного общения. 2. Оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников. #1055;оддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу. #1055;оддержка конструктивного взаимодействия воспитанников друг с другом в процессе деятельности. 5. Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка. 7. Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | Проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий; - итоговых мероприятий по каждому проекту; - развлечений и досугов; -мастер-классов «Социализация младших дошкольников в процессе игровой деятельности», «Социально-коммуникативные игры»; «Социализация младших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий» - консультаций, рекомендаций - собраний | В течение года |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | Подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников | В течение года |
| |||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | 1. Оформление развивающих зон и центров социально-коммуникативной направленности в группе: 2. Оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм 3. Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: - подбор специальных пособий, книг, альбомов; -подбор демонстрационного материала по теме. - пополнение аудиотеки и видеотеки по социально-коммуникативному развитию дошкольников. | В течение года |
| |||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | Представление опыта в форме: - проекта; - презентаций «Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников»; - выступлений «Игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста», «Организация предметно-пространственной среды в группе по позитивной социализации дошкольников»; -проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций | В течение года |
- Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Санитарные правила СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Научная и методическая литература:
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Москва: УЦ Перспектива, 2008.
- Бабаева Т.И. «Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». – М.: Детство-Пресс, 2016.
- Волосовец Т.В. Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М: Русское слово, 2015.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
- Иванова Н.В, Бардина Е.Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Москва: ТЦ Сфера, 2008.
- Коломийченко Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015.
- Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. - М: Книголюб, 2006.
- Масловская С.В. Теория и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2014.
- Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....
«Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Озвучим мультфильм» с использованием ИКТ средств».
Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных игр "Озвучим мультфильм"...
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...
Тема по самообразованию: «"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"
Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание условий, позволяющих развертывать ...
Программа саморазвития «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Содержание №Название Страница 1Обоснование актуальности выбранной темы 32Сроки реализации программы 43Цель и задачи 44Ожидаемые результаты реализации программы саморазви...