Программа по самообразованию «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами начинающего педагога, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.

Данные компетенции реализуется с помощью:

  • развития представлений о своих возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;

  • освоения познавательной базы решения проблемы на основе изучения межпредметных знаний и перехода к универсальным методам, применяемым в практической и теоретической деятельности;
  • расширения образовательного пространства педагога.

Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_po_samoobrazovaniyu_borisyuk_e.v.docx65.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» г.Ярцева Смоленской области

Программа по самообразованию

«Социально-коммуникативное развитие

детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Разработала:

Борисюк Екатерина Владимировна,

воспитатель

Ярцево

2022г.

Содержание

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

6

3.

Актуальность выбранной темы

6

4.

Цель и задачи Программы

8

5.

Предполагаемые результаты

8

6.

Этапы реализации Программы

9

7.

План деятельности по теме самообразования

10

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

10

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

12

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

13

Модуль «Обобщение результатов»

14

8.

Литература

15

  1. Паспорт Программы

Название

программы

Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий

Автор-разработчик

Воспитатель Борисюк Екатерина Владимировна

Нормативный срок освоения

программы

2022-2023 учебный год

Основания для разработки

программы

  1. Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Санитарные правила СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
  5. Устав МБДОУ «Детский сад №14»
  6. Программа развития МБДОУ «Детский сад №14»
  7. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №14».

Цель

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Задачи

  1. Изучить особенности формирования эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
  2. Изучить здоровьесберегающие методики и технологии, способствующие успешному социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста.
  3. Совершенствовать методику педагогического руководства по развитию у воспитанников нравственных качеств в различных игровых видах детской деятельности.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг социально-коммуникативного развития дошкольника.
  6. Создать условия для позитивной социализации детей младшего дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на уровне дошкольного учреждения, муниципальном и региональном уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
  2. Разработаны проекты по социализации дошкольников.
  3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Сформирована установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
  2. Сформировано умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
  3. Сформированы основы нравственных качеств личности ребенка, его начальных поведенческих позиций.
  4. Сформировано желание участвовать в совместных проектах, акциях и мероприятиях социально-нравственного характера.
  5. Развиты начальные основы социального самоконтроля и самосознания.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами начинающего педагога, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.

Данные компетенции реализуется с помощью:

  • развития представлений о своих возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;

  • освоения познавательной базы решения проблемы на основе изучения межпредметных знаний и перехода к универсальным методам, применяемым в практической и теоретической деятельности;
  • расширения образовательного пространства педагога.

Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

  1. Актуальность выбранной темы

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности (на основании анкетирования) в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.

Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях становления и развития социально-коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Недостаточность знаний и умений для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников в процессе социально-коммуникативного развития.

В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:

- формирование необходимых профессиональных умений по организации социально-коммуникативной деятельности дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий;

- формирование необходимых профессиональных умений по поддержке и сопровождению воспитанников в процессе развития свободной социально-коммуникативной деятельности.

Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников с целью подготовки их к современной жизни является достаточно актуальной. Это сложный и многогранный процесс развития социального сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей. Благодаря социально-коммуникативному развитию у дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему миру, к проблеме взаимоотношений между людьми, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных ориентаций.

Решающим фактором развития личности является социальная среда. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие его положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.

Именно поэтому я обращаю особое внимание не только на обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, но и формирую у детей младшего дошкольного возраста умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Осуществляя взаимодействие с детьми, я придерживаюсь принципов гуманистической педагогики:

- создаю атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;

- использую ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

Я считаю, что для формирования у детей дошкольного возраста социально-нравственного опыта поведения необходим системно-комплексный подход. Этот процесс включает три взаимосвязанных формирующих компонента:

  1. Формирование эмоционально-личностного отношения. Дошкольник эмоционально переживает предложенную проблемно-нравственную ситуацию, становится участником событий, а педагог поддерживает стремление ребенка быть добрым, честным, помочь другому человеку в трудном положении.
  2. Формирование способности к самоконтролю, самоанализу собственных действий в социально-нравственной сфере. Задача педагога не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы научить оценивать свои поступки.
  3. Формирование личностной позиции. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые отношения. В этом случае ребенок оценивает свои действия и действия других на основе собственного сформированного эмоционально-личностного отношения.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией социально-коммуникативного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Изучить особенности формирования эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
  2. Изучить здоровьесберегающие технологии, способствующие социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста.
  3. Совершенствовать методику педагогического руководства по развитию у воспитанников нравственных качеств в различных видах детской деятельности.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг социально-коммуникативного развития дошкольника.
  6. Создать условия для позитивной социализации детей младшего дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на уровне дошкольного учреждения, муниципальном и региональном уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
  1. Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
  2. Разработаны проекты по социализации дошкольников.
  3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Сформирована установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  2. Сформировано умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
  3. Сформированы основы нравственных качеств личности ребенка, его начальных поведенческих позиций.
  4. Сформировано желание участвовать в совместных проектах, акциях и мероприятиях социально-нравственного характера.
  5. Развиты основы социального самоконтроля и самосознания.
  6. Этапы реализации Программы

I этап – проектный

Задачи этапа:

  1. Анализ собственных профессиональных проблем.
  2. Определение приоритетного направления в организации самообразования.
  3. Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты), изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.

II этап – практикоориентированный

Задачи этапа:

  1. Разработка тематического планирования.
  2. Обеспечение условий для реализации программы.
  3. Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, создание картотек подвижных игр, пальчиковой гимнастки, гимнастики пробуждения, дыхательной гимнастики, физкультминуток.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

III этап – обобщающий

Задачи этапа:

  1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  2. Обобщение опыта работы по теме самообразования.
  3. Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

  1. План деятельности по теме самообразования

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

  1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников

постоянно

2.

Ознакомление с научной и методической литературой по теме

1. Ознакомиться и изучить программы.

  1. 2. Изучить методические пособия.

3. Изучить и проанализировать современные подходы к социализации младших дошкольников.

4. Ознакомиться с опытом работы педагогов.

  1. В течение года

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

  1. Картотеки:

- дидактических игр

- игровых упражнений и заданий,

- проблемных ситуаций,

- развивающих игр,

- театрализованных и сюжетно-ролевых игр

–подвижных игр,

- пальчиковой гимнастки,

-гимнастики пробуждения,

- дыхательной гимнастики, - физкультминуток

2. Конспекты

-непосредственно образовательной деятельности

- развлечений, праздников.

#1055;риобретение и изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, атрибутов для сюжетно-ролевых игр

4. Рекомендации и консультации для родителей и педагогов.

5. Фотоальбомы, буклеты, папки-передвижки, стенгазеты.

В течение года

4.

Проектирование деятельности

#1056;азработка проектов .

#1056;азработка плана по теме самообразования.

В течение года

5.

Мониторинг деятельности

#1055;роведение диагностических наблюдений.

2. Обработка полученных данных.

3. Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

В течение года

  1. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

1. Проведение ситуаций позитивного общения.

2. Оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников.

#1055;оддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу.

#1055;оддержка конструктивного взаимодействия воспитанников друг с другом в процессе деятельности.

5. Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка.
6. Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников.

7. Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

Проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий;

- итоговых мероприятий по каждому проекту;

- развлечений и досугов;

-мастер-классов «Социализация младших дошкольников в процессе игровой деятельности», «Социально-коммуникативные игры»;

«Социализация младших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

- консультаций, рекомендаций

- собраний

В течение года

3.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

Подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников

В течение года

  1. Модуль «Условия реализации методической темы»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

1. Оформление развивающих зон и центров социально-коммуникативной направленности в группе:

2. Оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм

3. Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

- подбор специальных пособий, книг, альбомов;

-подбор демонстрационного материала по теме.

- пополнение аудиотеки и видеотеки по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

В течение года

  1. Модуль «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

Представление опыта в форме:

- проекта;

- презентаций «Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников»;

- выступлений «Игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста», «Организация предметно-пространственной среды в группе по позитивной социализации дошкольников»;

-проведения непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций

В течение года

  1. Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Санитарные правила СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Научная и методическая литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Москва: УЦ Перспектива, 2008.
  2. Бабаева Т.И. «Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». – М.: Детство-Пресс, 2016.
  3. Волосовец Т.В. Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М: Русское слово, 2015.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  6. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  7. Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
  8. Иванова Н.В, Бардина Е.Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Москва: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Коломийченко Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015.
  10. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. - М: Книголюб, 2006.
  11. Масловская С.В. Теория и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2014.
  12. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

«Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Озвучим мультфильм» с использованием ИКТ средств».

Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных игр "Озвучим мультфильм"...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...

Тема по самообразованию: «"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...

Программа саморазвития «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Содержание №Название Страница 1Обоснование актуальности выбранной темы 32Сроки реализации программы 43Цель и задачи 44Ожидаемые  результаты реализации программы саморазви...