Технология проектирования как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа)
Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Она содержит в себе игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Технология проектов позволяет продуктивно решать задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация проектной деятельности с детьми в ДОО | 865 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектирования как средство
социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Л.В. Емельянова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №95 «Радуга» города Северодвинска.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Данный факт находит своё отражение и в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации [13, ст. 9,14]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [12, п.2.4].
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития становится особо актуальной на современном этапе.
Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, использования педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса.
Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Она содержит в себе игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива [9, с.458].
В этой связи нами был разработан проект «Кодекс воспитанного ребенка».
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность: в течение года.
Участники: педагоги, родители, дети старшей группы.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей: 5-6 лет.
Итоговое мероприятие: презентация книги «Кодекс воспитанного ребенка».
Цель: воспитывать у детей умение соблюдать элементарные общепринятые правила этикета.
Задачи:
- расширять знания детей о нормах, правилах этикета;
- формировать практические умения по выполнению правил поведения в различных ситуациях (дома, в общественных местах);
- развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать уважение к окружающим людям.
Вся образовательная деятельность выстроена нами на основе интеграции и комплексно - тематического планирования. Реализация проекта охватила основные направления развития и образования детей.
Содержание предлагаемых нами занятий-игр по познавательному развитию направлено на формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер:
- знакомство с пословицами, поговорками, фразеологизмами по теме;
- мнемотехника: кодировка пословиц о нравственности в мнемотаблицу, оформление картотеки;
- чтение Г. Остера «Самые вредные советы»;
- литературная викторина по сказкам;
- посещение занятий в библиотеке;
- встречи с сотрудниками ДОУ (посещение медкабинета, прачечной и т.д.);
- просмотр видеофильмов, медиапрезентаций: «Поговорим о вежливости», «Про детский сад»,
«Мы – зрители и пассажиры»,
«Как вести себя на дне рождения?»
«Что такое этикет?» и др.
Социально - коммуникативное развитие. Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки [8, с.21]. В рамках проекта нами были подобраны разнообразные игры:
- сюжетно-ролевые игры по мотивам произведений «Винни-Пух и все-все-все»;
- проигрывание сюжетов на нравственную тематику (например, проблемные ситуации к этическим беседам);
- драматизация эпизодов русских народных сказок, сказок народов мира, произведений детских писателей («Сказка о глупом мышонке», «Волшебное слово», «Живая шляпа» и др.);
- настольно-печатные игры: «Правила поведения», «Этикет», «Оцени поступок» и др.;
- дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Поручения», «Добрые слова», «Цветок доброты» и др.;
- игры-тренинги: «Веселые переглядки», «Мои ощущения» и др.
Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность; как вести себя во время посещения общественных мест, как принимать гостей и т.д.
Хочется отметить эффективность такой формы, как создание «Панорамы добрых дел». Она замечательно стимулирует детей демонстрировать в реальности свои положительные достижения в познании правил поведения.
Очень трудоемкий процесс представляет собой работа с портфолио, но, в то же время, и очень благодарный: ничто, наверное, не поможет так наглядно проследить динамику взросления наших детей, их проблемы и успехи.
Просмотры презентаций, видеофильмов способствовали поддержанию интереса детей к данной проблеме, расширению их знаний.
В разделе художественно-эстетическое развитие представлены такие направления работы как иллюстрирование детьми и родителями пословиц, поговорок; организация выставки детских рисунков «Мои друзья», «Где я люблю бывать» и т.д., изготовление атрибутов для игр и праздников и др.
Работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей, поэтому нами были продуманы разнообразные активные формы работы с родителями:
- анкетирование;
- изготовление картотеки «Правила воспитанного ребенка»;
- оформление альбома «Пословицы в картинках»;
- фотовыставка «Домашний этикет»;
- выставка детской литературы по теме;
- составление рассказов о традициях семьи;
- оформление поздравлений к праздникам;
- изготовление атрибутов для игр, праздников;
- организация совместных мероприятий;
- оформление портфолио.
Работа по формированию социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста будет более эффективной при организации сотрудничества воспитателей со специалистами детского сада. Взаимосвязь осуществлялась нами через различные формы работы:
музыкальный руководитель:
- подбор музыкального и песенного репертуара по теме;
- подготовка детей к праздничным концертам;
- музыкальное сопровождение игр-драматизаций, инсценировок и т.п.
физинструктор:
- организация и проведение «Веселых стартов» (дети +родители);
- пополнение картотеки подвижных игр.
учитель - логопед:
- подбор стихотворений, чистоговорок, скороговорок и т. п. на тему нравственности;
- пополнение картотеки словесных игр.
воспитатель по изодеятельности:
- организация выставки работ ДХШ по теме;
- проведение серии занятий по рисованию: «Мои друзья», «Подарок для…» и т.д.
педагог - психолог:
- организация и проведение занятий по развитию у детей коммуникативных навыков;
- пополнение картотеки коммуникативных игр.
По завершении проекта мы выявили следующие результаты:
- расширились представления детей о нормах и правилах поведения в различных ситуациях;
- дети пытаются избегать конфликтов, находят слова для оценки своего поведения и поведения сверстников;
- улучшились взаимоотношения между детьми;
- повысился интерес родителей к проблеме.
Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что технология проектов позволяет продуктивно решать задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей.
Список литературы:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
- Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 1980.
- Истанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004.
- Казанова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ, 2004.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М: АРКТИ, 2003.
- Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.
- Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М. , 1992.
- Мирджалилова С. С. Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11.
- Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.
- Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.
- Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.
- Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?». — Ярославль, 2001.
- Юдина «Уроки вежливости».// Д/в №4 - 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...
Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....
«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....