"Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через
театрализованную деятельность»
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет
развитие духовного мира детей…»
Б.М. Теплов
Актуальность. С первых дней жизни ребенок является существом социальным, поскольку любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Именно недостаточное взаимопонимание служит причиной конфликтов, ссор и даже драк между детьми. Ещё сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Анализируя, из-за чего возникают конфликты среди воспитанников группы и «вскрывая» их причины, мы решили, что значительно важнее профилактика конфликтных ситуаций с использованием театрализованной деятельности, которая способствует развитию у детей социальной восприимчивости и в которой дети смогут принимать на себя разные роли, понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи и дружбы.
Для этого нами была определена цель работы: создание условий для реализации социальных и коммуникативных потребностей детей через театрализованную деятельность в едином педагогическом процессе с участием родителей воспитанников.
Сформулированы задачи:
1.повысить собственный уровень знаний в области социально-коммуникативного развития через театрализованную деятельность детей подготовительной к школе группе (изучение методической литературы, посещение консультаций, семинаров, педагогических советов)
2. включить театрализованную деятельность в образовательный процесс путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов, а также через реализацию проектной деятельности и другие формы работы.
3.познакомить детей с видами театрального искусства, театральными профессиями, с устройством театра, воспитывать культуру поведения в театре;
4. развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, коммуникативные качества личности и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии, воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.
5. учитывать индивидуальные интересы детей, их наклонности, потребности и предпочтения; включить каждого ребёнка в различные виды, формы театрализованной деятельности.
6. создать условия для совместной деятельности детей и взрослых, с привлечением родителей и специалистов ДОУ в театрализованные постановки и организации их показа для воспитанников других групп.
Работу мы начали с изучения методической литературы по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Пересмотрели, пополнили и разнообразили развивающую предметно-пространственную среду в театральном центре в соответствии с требованиями ФГОС Д О, старались сделать её содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной для воспитанников. В центре имеются следующие виды театров, приобретённые и созданные педагогами, родителями и воспитанниками: театр теней, плоскостной театр, театр кукол «би-ба-бо», пальчиковый, носочный, театр на палочках, на ложках, театр - «топотушек», магнитный, театр на фланелеграфе, театр «бегающих магнитиков». Изготовлены театральные куклы на гапите, платочные, куклы – марионетки, куклы «дергунчики». Имеются различные виды ширм, театральные костюмы, маски, украшения. Изготовлены лэпбук «Дошколятам о театре», часы «Эмоции», дидактические игры «Узнай сказочного героя», «Расскажи сказку», «Загадки и отгадки», имеются наборы карточек «Герои русских народных сказок», «Герои зарубежных сказок», подобрана картотека сюжетно - ролевых игр, игр – драматизаций, пластических, релаксационных этюдов, сценариев праздников и развлеений, театральных постановок.
Для достижения цели и задач решили использовать метод «проекта», составили план работы с детьми, план взаимодействия с семьями воспитанников, разработали для себя правила ведение театрализованной деятельности:
- каждый ребенок должен иметь возможность проявить себя в
какой – либо роли;
- выбор роли по желанию ребенка;
- назначение на роли более робких, застенчивых, неуверенных в себе детей;
- проигрывание ролей в парах.
Работу проводим в утренние и вечерние часы, в свободное время в течение дня через разные виды детской деятельности.
В ходе совместной деятельности взрослого и детей, мы вводим различные ритуалы приветствия, используя приём вербального и невербального общения. Проводим игры и упражнения с элементами театрализации, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения дошкольников («Иван – царевич», «Волшебная палочка»), нравственные беседы с элементами психогимнастики («Злой язычок», «Шаловливые игры). В комплекс утренней гимнастики включаем ритмические, пластические этюды, вводим персонажей животных или сказочных героев. С помощью лэпбука и мультимедийных презентаций знакомим ребят с известными театрами и самыми необыкновенными театрами мира, с устройством театра, с театральными профессиями, с разными жанрами театрального искусства, с культурой поведения в театре.
В ходе режимных моментов от лица сказочного персонажа проводим различные ситуации общения.
Образовательную деятельность проводим в игровой форме с обязательным включением героя, с использованием эмоционального фонирования (звуковые фоны, музыку разную по ритму и окрасу). На занятиях по речевому развитию проигрываем небольшие диалоги, сочиняем сказки, у знакомых произведений изменяем финал, используем элементы артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речь с движением. В занятия по познавательному развитию включаем функциональное упражнение, релаксационные этюды. На занятиях по художественно-эстетическому развитию и конструированию рисуем, лепим образы сказочных персонажей, передаем свои впечатления о просмотренных театральных постановках. Изготавливаем театр, театральные атрибуты, афишу, билеты на театральное представление. На занятиях по физическому развитию используем подвижные игры с элементами театральной деятельности («Бабка – Ёжка», «Вокруг домика хожу», «Гуси – лебеди»).
В ходе самостоятельной деятельности дети активно принимают участие в режиссерских играх, играх – драматизациях, мини - спектаклях. Используют театрализованные куклы и различные виды театров. Самостоятельно воспроизводят сюжеты знакомых сказок, придумывают и разыгрывают свои.
Особое внимание уделяем индивидуальной работе. В ходе, которой помогаем ребенку запомнить текст роли, работаем над дикцией, интонацией, мимикой и жестами.
Активное сотрудничество ведем со специалистами ДОУ. Совместно с музыкальным руководителем была организована агитбригада из воспитанников группы «Межпланетный дорожный патруль», которая принимала участие в конкурсе по правилам дорожного движения среди детских садов района. Выступление, которой вы могли увидеть на семинаре – практикуме в ДОУ. Для детей старших и подготовительных групп было организовано театрализованное представление «Осенние истории», в котором дети выступали не только в качестве артистов, но и оформителей, костюмеров, кассиров, билетёров, администраторов зала. В организации и проведении этого мероприятия нам помогли воспитатель
гр. № 4 Масленникова Н.Н., муз. руководитель Мишина Д.С. и родители воспитанников. Для воспитанников группы № 11 проводили показ театра теней. Для детей ясельного возраста показывали пальчиковый театр «Как снеговик друзей искал», играли в подвижные игры. Также ребята принимали участие в проведении осеннего утренника в группе младшего возраста. Совместно с педагогом – психологом работали над созданием мультфильма «Про слонёнка». Изготавливали декорации, героев, проводили съёмку, озвучивали героев.
Активными участниками в реализации проекта являются семьи воспитанников. Для заинтересованности и повышения степени родительского участия было проведено родительское собрание, в ходе которого обсуждался вопрос о социально-коммуникативном развитии старших дошкольников через театрализованную деятельность. Проведено анкетирование «Определение отношения родителей к организации театрализованной деятельности в ДОУ», «Организация театрализованной деятельности в семье», с помощью которого мы учли все пожелания родителей, консультация «Домашний кукольный театр». Организован «Абонемент выходного дня «Всей семьёй в театр» и совместный выход в театр музыкально-пластической драмы «Преображение». Начала свою работу «Театральная гостиная», «Творческая мастерская» Большую помощь родители оказывают в изготовлении театральных атрибутов и костюмов.
Проект наш продолжается. Наши планы на будущее – это оформление фойе «Театральной витриной» и постановка мюзикла по сказке Г.Х Андерсена «Огниво» с участием воспитанников, родителей и педагогов группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
ППО "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности" ориетирован для воспитателей дошкольных учреждений. Опыт раскрывает ключевые точки взаимодейс...
ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Тема опыта обусловленна актуальными вопросами дошкольного образования. В работе собранны методические материалы и практические разработки, позволяющие развивать коммуникативные способности дошкольнико...
Статья "Развитие связной речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Материал о том, как влияет театрализованная деятельность влияет на речь детей...
"Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности"
В развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованная деятельность....
Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Дошкольный возраст период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Овладение грамотной речью является необходимым усл...
Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Чем богаче и правильней речь ребенка, ...
Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Повышение уровня знаний по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...