Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством художественных произведений
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возратса.
С статье отражены не только актуальные проблемы социально-коммуникативного развития дошкольникоа, но и иприведен список литературных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_kommunikatsiya.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством художественных произведений
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Оно рассматривается, как совокупность умений, определяющих:
- Желание или не желание ребёнка вступать в контакт с окружающими;
- Умение общаться (пользоваться речью), слушать собеседника, решать конфликтные ситуации;
- Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
Условиями развития социальной коммуникации старших дошкольников являются:
- Социальная ситуация развития ребенка;
- Формирующаяся потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
- Совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Важную роль в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника имеет чтение художественной литературы, подходящей по возрасту. Но литературы не программной, а специально подобранной, призванной способствовать психологическому и нравственному развитию детей, формированию положительных черт характера, адекватной самооценки. Рассказывание или чтение историй - древний способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Воздействие хорошей книги – это воспитание культуры чтения, воспитание эмоциональной отзывчивость на состояние другого человека, привитие доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости. Посредством художественного слова дошкольник накапливает благоприятный опыт добрых чувств, поступков, взаимоотношений людей.
Анализ сказок, рассказов: позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Перед началом чтения создайте благоприятную атмосферу в доме (за 20-30 минут до чтения прекратите шумные подвижные игры), продумайте освещение (торшер или настольная лампа создадут полумрак и таинственность), обустройте место для чтения (тёплый плед на диване или мягкие подушки на ковре), обнимите ребёнка. Прочитайте одно-два литературных произведения, используя разные книжные жанры и стили (рассказы, стихи, сказки) с учётом степени доступности изложения, сходства жизненных ситуаций с описанными в произведении. Общаясь с ребёнком, старайтесь говорить с ним на языке, который ему понятен и на который он лучше отзывается-на языке детской фантазии и воображения.
Важным моментом будет анализ литературных произведений. Нужно постараться включить ребёнка в обсуждения о прочитанном. Сначала задавать вопросы, касающиеся самих произведений, поведения и состояния персонажей, а затем уже реальных жизненных ситуаций ребёнка. Разговор о книге должен плавно перейти к разговору о жизни (с опорой на опыт ребёнка). Однако надо соблюдать два основных правила:
во-первых, не оценивать (не осуждать) то, что он говорит, не употреблять слова «правильно», «неправильно», «верно», «неверно»;
во-вторых, отдавать приоритет в этом разговоре ребёнку, слушайте его. Лучше, если он сам будет задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать. Не «затягивайте» обсуждение, если ребёнок устал – перенесите разговор на завтра, чтобы не сформировать у ребёнка отвращение к подобным чтениям.
Вашему вниманию представляю перечень литературных произведений, которые вы легко найдете в библиотеке, интернете, а может быть у себя на книжной полке. Приятного чтения.
- Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»
- Е. Пермяк «Самое страшное»
- Л. Толстой «Разбитая чашка»
- Л. Толстой «Косточка»
- Н. Ежкова «Про мышку»
- В. Осеева «Просто старушка»
- В. Осеева «Три товарища»
- В. Осеева «Сыновья»; «Плохо»
- В. Осеева «Печенье»
- А. Худошина «Пастила»
- О. Капица «Заяц-хвастун»
- В. Сутеев «Мешок яблок»
- Александрова «Мишка лапу занозил».
- Н. Носов «Шарик в гостях у Барбоски».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...
"Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Из опыта работы воспитателя...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....
«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....