Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
ИОМ позволяет организовать воспитание, обучение и социализацию ребенка с учётом его психофизиологических особенностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ на 2020 – 2021 учебный год
Евпатория, 2020 г
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Психолого-педагогическая характеристика
Фамилия, имя, отчество ребенка: Иванов Иван Иванович
Дата рождения «22» мая 2015г.
Образовательное учреждение: МБОУ «СШ №1 им. М. Губанова» дошкольное подразделение «Чудо-остров» г. Евпатория
Старшая группа
Домашний адрес, телефон: город Евпатория, улица Загородная 19
Тел.: + 7 97999999999
Статус семьи (неполная, благополучная, состав семьи): Иван воспитывается в полной семье. Родители не в полной мере уделяют внимание воспитанию и развитию ребенка, на контакт с воспитателем идут. Воспитанник обеспечен все необходимым, проживает в удовлетворительных жилищных условиях.
Ф.И.О. родителей:
Мама: Иванова Юлия Ивановна, образование среднее специальное, продавец
Отец: Иванов Иван Иванович, образование среднее, водитель
2. Психолого–педагогическая характеристика ребенка
Иванов Иван посещает МБОУ «СШ №1 им. М. Губанова» с 05.07 2018 года. Образовательный процесс ДОУ построен на программе дошкольного образования «От рождения до школы», обучается по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.
У Ивана мимика лица малоподвижная, плохо понимает юмор, различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Общий эмоциональный фон нестабилен. Не всегда следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и многократное повторение. Работоспособность средняя, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив.
Уровень развития игровой деятельности ниже возрастной нормы. Вариативность игры небольшая, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов».
Мотивация учебной деятельности снижена. Иван слабо ориентируется в основных временных понятиях, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Недостаточный объем знаний и представлений об окружающем мире. Память механическая. Внимание нарушено, часто отвлекается. Путается в ответах на некоторые вопросы о себе и своей семье и т.п. У мальчика Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления. Учебная активность на занятиях отсутствует. Иван не умеет логически мыслить, анализировать. Образовательную программу не усваивает. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы.
3. Рекомендации специалистов
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.
Рекомендованы занятия: с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным работником.
В 2020 – 2021 учебном году Иван проходит обучение в старшей группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Мальчику требуются индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Из-за недостаточного интеллектуального развития Иван нуждается в повышенном внимании, индивидуальном подходе к обучению со стороны воспитателя.
4. Целеполагание на 2021-2022 учебный год
Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществлять индивидуальную ориентированную педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей развития и индивидуальных возможностей;
- повышать уровень общего интеллектуального развития;
- способствовать формированию у учащегося положительной оценки себя и своих способностей;
Этап | Содержание | Сроки | Ответственные |
1этап Диагностический | 1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития; 2.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамики | Сентябрь Январь Май | Воспитатель логопед, дефектолог, педагог – психолог. |
2 этап Реализации программы | 1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год; 2.Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности согласно задачам и содержанию работы, отраженных в планах индивидуального сопровождения детей; 3. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение); 4. Консультации для специалистов-участников коррекционно-образовательного процесса. | Октябрь В течение года | Воспитатель, логопед, дефектолог, педагог – психолог, музыкальный работник |
3 этап Анализа и коррекции | 1. Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; 2. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; 3. Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). | май . | Воспитатель логопед, дефектолог, педагог – психолог. |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
№ | Сроки | Коли-чество занятий | Содержание деятельности | Направления работы. Примеры используемых методик и упражнений. |
1. | Сентябрь | 3 | Входная диагностика - уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) - уровня сформированности математических представлений. | «5 слов», «5 картинок» «4-й лишний», матрицы Равена; доски Сегена |
2. | Сентябрь | 5 | - Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. | Ориентировка в числовом ряду до 10. «Подбери узор», игры –вкладыши на величины. « Что пропало», «Угадай Сказку», «Что сначала, что потом». |
3. | Октябрь | 12 | - Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Развитие моторики и графомоторных навыков. | Графические диктанты, палочки Кюизенера. Счет в пределах 10. Игра «Узнай на ощупь»; «Быстро найди и собери»; Упражнение «Фруктовый сад». «Обведи и вырежи»; |
4. | Ноябрь | 12 | - Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Развитие моторики и графомоторных навыков. - Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»; Игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики»; Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку); Игра «Зоопарк». |
5. | Декабрь | 12 | - Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора; Игра «Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.); Игра «Для чего нужен предмет»; Рисование: «Моя семья»; Психотехнические игры «Подарок», «Секрет»; Игра: «Украсим ёлку к празднику», |
Динамика развитие за 1 полугодие: | ||||
6. | Январь | 9 | - Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей); Игра «Потерялся» Игры «Что изменилось в комнате?»; «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Чего не бывает», «Дорисуй детали»; |
7. | Февраль | 8 | - Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Развитие зрительного восприятия. | Работа с картинками на основе тренажеров для развития зрительного восприятия и памяти; Тренинг конструктивного поведения (ситуации в которых ребенок разбирает самого себя); Игры «Дотронься до…»,«Ветер дует на…»; Игры: «Звуки группы», «Гладкий, твердый, колючий, мокрый, мягкий». |
8. | Март | 10 | - Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Восприятие пространства. | Формирование умения решать логические задачи. Ориентировка в помещении, на листе бумаги. Психорисование «Весенние цветы» Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась»; «Дорисуй детали»; Песочная терапия. |
9. | Апрель | 12 | Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Восприятие пространства и времени. | Игры- вкладыши; Времена года, их закономерная схема. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год); Упражнение «Волшебный сундук»; Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»; Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица». |
10. | Май | 4 | Развитие математических представлений. - Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. - Восприятие времени. | Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Определение времени по часам. Рассказывание стихотворений с помощью жестов «Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти) Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка», «Цветочная поляна», «Надоедливая муха», «Дискотека кузнечиков» |
11. | Май | 4 | Итоговая диагностика - уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) - уровня сформированности математических представлений. | «5 слов», «5 картинок» «4-й лишний», «Последовательные картинки», матрицы Равена; доски Сегена |
Динамика развития обучающегося за 2 полугодие: |
2. Организационно-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута:
- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений.
- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.
- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2021 г.), итоговая диагностика (май 2022г.), заседание ПМПк (итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, предметно-развивающая среда.
Кадровое обеспечение:
Заведующий, воспитатель, педагог-дефектолог, педагог-логопед, педагог-психолог, музыкальный работник.
Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута. Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: Коррекционно-развивающие занятия педагога-логопеда, педагога-дефектолога и педагога-психолога проходят в утренние и вечерние часы.
Периодичность занятий: педагог-дефектолог – 2 раза в неделю, педагог-логопед – 2 раза в неделю. Педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий - 20 – 25минут.
Критерии оценки эффективности:
- усвоение учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;
- положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- овладение пространственно-ориентировочными навыками;
- удовлетворенность родителей психолого-педагогическим сопровождением ребенка;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемый результат:
1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;
2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;
3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
4) сформированность педагогической грамотности родителей;
5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Психолого- педагогическое обследование...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...