Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением интеллекта.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ляхова Валентина Алексеевна

Интеллект в психологической науке рассматривается как «отно­сительно устойчивая структура умственных способностей инди­вида*». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyahova.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением  интеллекта.

 Интеллект в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида*». В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л.С. Выготский).

Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта должны обеспечить:

- привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;

- формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

-формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями; включение речи в мыслительную деятельность - знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях; знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков); расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях.

Для этого развивающая предметно-пространственная среда должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве.

Сюда относятся:

  • Картинки с изображением последовательности действий - для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
  • Дидактические игры для стимуляции ориентировачно-исследовательской и речевой деятельности - с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;
  • Игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом. Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями;

игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации, железная дорога, парковка автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.

В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...

Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.

Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"...

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия

Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращен­ную речь, имеют трудности формирования логического мышления...

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях...

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями

Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми...