Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapina.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия
К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.
Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления.
Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей
Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха должны обеспечить развитие:.
- полисенсорного восприятия;
- зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);
- слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);
- тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движению);
- вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители); двигательной активности;
- мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи;
- игровой деятельности (поэтапное формирование).
Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:
- зрительного - игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;
- слухового - музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;
- тактильно-двигательного- тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер» и др.
Для развития детей с нарушением зрения• характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения должны обеспечить:
- расширение знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием остаточного зрения;
- развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного;
- формирование пространственных представлений.
Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения должна способствовать развитию полисенсорного восприятия и включать следующее:
- дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;
- рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;
- специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.
Необходимо обеспечить безопасность перемещения ребенка по детскому саду и его территории и предоставить возможность довольно близкого его расположения к наглядному материалу во время занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.
В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...
Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.
Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...
Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"
Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"...
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях...
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением интеллекта.
Интеллект в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида*»....
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями
Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми...