Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.
статья на тему
Данная статья отражает следующие аспекты:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_raboty_s_detmi_s_ukorochennymi_konechnostyami.docx | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.
Гипоплазия костей – это патология внутриутробного развития плода, выражающаяся недостаточным развитием участка или всей кости в целом.
Гипоплазия может сформироваться на любой кости.
Сочетанные аномалии. В ряде случаев с синдромами тромбоцитопении - аплазии лучевой кости могут сочетаться следующие аномалии: анемия, эозинофилия, другие пороки верхних и нижних конечностей, такие как гипоплазия локтевой, плечевой и бедренной костей, врожденный вывих бедра, синдактилия пальцев стоп, эквиноварусная деформация стоп и варусная девиация коленного сустава.
В 30% случаев могут обнаруживаться пороки сердца и аномалии развития почек. Кроме этого, также отмечается повышенная восприимчивость к инфекциям.
Прогноз. Сорок процентов новорожденных умирают в раннем детском возрасте. Основными причинами гибели являются осложнения, связанные с внутримозговыми кровоизлияниями и заболеваниями сердца. У 7% наблюдаются нарушения умственного развития. Вследствие дефектов скелета формируется задержка моторного развития. С возрастом гематологические показатели улучшаются. Прогноз становится более благоприятным после первого года жизни.
Причины возникновения гипоплазии костей
Причины гипоплазии разнообразны. Нарушения возникают во время внутриутробного развития и могут быть обусловлены как генетической предрасположенностью, так и воздействием внешних факторов.
Нередко развитию патологии способствуют:
1.Курение;
2.Наркотическая и алкогольная зависимость беременной;
3.Облучения матери различного рода ионизирующими веществами;
4.Длительный контакт с бытовыми или промышленными ядами и токсинами;
5.Использовании сильнодействующих медицинских препаратов;
6.Перенесенные во время беременности такие болезни как краснуха, вирусные инфекции или токсоплазмоз так же могут вызвать отклонения в развитии костей.
В зависимости от локализации процесса, то есть от того какая кость не получила достаточного развития определяют формы гипоплазии. Наиболее часто встречается гипоплазия носовых костей. Не менее редко наблюдаются случаи отставания в развитии костей пальцев, бедра, лицевых костей и прочие разновидности гипоплазии.
Недоразвития костей черепа
Для данной формы гипоплазии характерна деформация головы и лица ребенка. Гипоплазия костей черепа может быть односторонней и двусторонней. Например, при двустороннем недоразвитии нижней челюсти подборок смещается назад. При односторонней гипоплазии – подбородок смещается с одной стороны и наблюдается явление «кривого рта».
При недоразвитости скуловых костей – смещается назад верхняя челюсть и глаза приобретают усиленную выпуклость – экзофтальм, или иначе «пучеглазие».
Все гипоплазии лицевых костей нарушают зубной прикус и вызывают различные нарушения в деятельности органов, вплоть до остановки дыхания во сне. Причем дефект усиливается по мере роста ребенка, создавая неблагоприятный эмоциональный фон для социальной адаптации. Такое заболевание снижает самооценку ребенка и поэтому его необходимо обязательно лечить.
Гипоплазия носа
В настоящее время при обследовании беременных женщин с помощью ультразвуковой диагностики определяются состояние развития носовых костей плода, то есть их размеры. Это вызвано тем, что была установлена связь между гипоплазией носовой кости у плода и развитием синдрома Дауна, и некоторыми другими тяжелым наследственными патологиями.
Так как выполнить определение точных замеров развития носовых костей у плода достаточно трудно, необходимо чтобы подобные исследования производились опытными специалистами и с помощью приборов с высокой разрешающей характеристикой.
Эти исследования необходимы для предупреждения и раннего выявления гипоплазии костей носа у плода. При выявлении подобной патологии родителям будущего ребенка не стоит паниковать. Возможно, что у ребенка намечаются просто мелкие черты лица. Для более точной диагностики нужно пройти дополнительные обследования и следить за развитием плода.
Беременным женщинам необходимо понимать, что гипоплазия костей основания носа у плода может быть выявлена в период двадцати недельного вынашивания. Это серьезная патология и принимать решение о том, будет ли прервана беременность в связи с возможностью развития у ребенка болезни Дауна или же вынашивать плод дальше может только будущая мать. Тем более что однозначно решать вопрос о развитии врожденных пороков можно тогда, когда одновременно выявлены другие не менее важные патологии.
Гипоплазия плечевых костей
К нарушению движений плечевого сустава приводит гипоплазия плечевой кости, в результате которой происходит атрофия мышц в верхней конечности. Обычно при недоразвитости плечевой кости наблюдаются и другие пороки верхней конечности. Возможно укорочение локтевой и лучевой кости, недостаточная развитость кистевых костей. Иногда у ребенка одновременно с гипоплазией плечевой кости отмечается искривление позвоночника на один бок и шейная патология в виде «кривошеи».
Недоразвитость костей запястья, лучевой и локтевой кости
Гипоплазия лучевой кости имеет следующие проявления:
1.Частичная гипоплазия, когда отсутствует один из отделов лучевой кости в сочетании с недоразвитостью или отсутствием некоторых костей запястья и первого пальца кисти.
2.Недоразвитость лучевой кости с сохранением всех ее отделов, но характерным уменьшением ее длины. В этом случае так же отмечается одновременное нарушение развития или отсутствие первого пальца кисти и костей запястья.
3.Гипоплазия лучевой кости без сопровождения других патологий.
Намного реже встречается гипоплазия локтевой кости, при которой отмечается ее утолщение и искривление. Причем при этом у детей наблюдается развитие других пороков костей, а также косолапость и расщепление неба.
Гипоплазия малоберцовой кости
Голень ребенка деформируется и укорачивается при гипоплазии малой берцовой кости. Обычно такая патология бывает двусторонней, при этом у ребенка отмечается отсутствие нескольких пальцев на стопе и недоразвитость стопы, находящейся в положении особого сгибания подошвы. По мере роста ребенка гипоплазия прогрессирует.
Недоразвитие большеберцовой кости
Гипоплазия большой берцовой кости чаще имеет одностороннюю выраженность. Коленный сустав при этом внешне деформирован, недоразвит надколенник и вывернут наружу. Происходит быстрая атрофия мышц голени и стопы.
Недоразвитость бедренной кости
Гипоплазия бедренной кости может быть, как односторонней, так и выражаться двусторонней недоразвитостью. Но чаще отмечается правосторонняя гипоплазия бедренной кости. Обычно патологию сопровождает пупочная или паховая грыжи, возможна их совокупность.
Гипоплазия бедра часто связана с изменением лицевого скелета. Считается, что подобная патология не развивается одна, а в сочетании с недоразвитостью верхней челюсти, коротким носом и расщелиной неба.
Предполагается, что такое нарушение в развитии происходит по причине наличия у беременной женщины сахарного диабета.
Гипоплазия костей серьезный дефект развития, затрудняющий движения и вызывающий инвалидность. Кроме того недоразвитость костей является тяжелой психологической нагрузкой для растущего ребенка, и приводящая порою к тяжелым депрессивным состояниям.
Анизомелия (Anisomelia) - различие в размерах и форме парных конечностей (рук или ног) человека.
Разная длина нижних конечностей, или анизомелия, носит анатомический и функциональный характер. Анизомелия происходит как вследствие укорочения, так и вследствие удлинения одной из ног относительно другой. Истинное анатомическое укорочение имеет место при уменьшении длины костей конечности, что в основном связано с нарушением роста. Относительное или функциональное укорочение встречается при одинаковой длине костей. Оно обусловлено эквинусом. контрактурой, вывихом или подвывихом в суставах ноги. Причинами задержки роста костей являются следующие заболевания опорно-двигательной системы (ОДС): дисплазия развития тазобедренного сустава, варусная деформация проксимального отдела бедра, дисхондроплазия Олье, эпифизарная дисплазия. Асимметричное варусное или вальгусное искривление конечности, остеомиелит, перелом кости, эпифизеолиз, паралич, повреждение зоны роста ятрогенного характера. Причинами избыточного роста является ряд патологических состояний: частичный гигантизм, остеомиелит, фиброзная дисплазия. повреждение надкостницы ятрогенного характера.
Врожденную анизомелию замечают с рождения. У ребенка до года разницу в длине ног в пределах 5 мм объясняют нормальной вариативностью скорости роста отдельных костей нижней конечности. Разница в длине ног становится заметной после начала ходьбы. Нарушения ходьбы связаны с абсолютной и относительной величиной укорочения. Одна и та же разница в длине ног у маленького ребенка с относительно короткими конечностями влияет на ходьбу, а у взрослого, с более длинными ногами, оказывается незаметной. Укорочение прогрессирующего характера увеличивается по мере роста конечностей и, будучи неощутимым у маленького ребенка, становится у взрослого причиной хромоты.
Прогрессирующая анизомелия вызывает ряд изменений со стороны ОДС. Незначительное укорочение одной из ног вызывает компенсаторную торсию таза, поясничный сколиоз и растяжение мышц. При прогрессирующем укорочении наступает реакция мышц конечностей и таза. Считается, что у взрослого пороговой величиной разницы в длине ног, которая приводит к сокращению мышц, является 2 см. У ребенка пороговая величина сравнительно меньше. Разница в длине ног оказывает влияние на распределение нагрузки на одну и другую конечности, а также на позу ребенка. В процессе стояния ребенок использует в качестве опорной ноги как длинную, так и короткую, что зависит от действия ряда факторов. При приложении основной нагрузки на более короткую ногу ребенок либо отставляет в сторону длинную конечность, либо сгибает ее в тазобедренном и коленном суставах, что приводит к уменьшению устойчивости тела. При наличии боли в короткой ноге нагрузка в стоянии на нее уменьшена, а нагрузка на другую ногу, соответственно, увеличена, и ее суставы разогнуты. При локализации источника боли в суставе короткой ноги ребенок прибегает к пассивному замыканию сустава для уменьшения артралгии во время опоры на конечность.
Разница в длине ног вызывает вторичное изменение положения стопы, а также изменения ходьбы. На длинной ноге происходит пронация стопы с целью понижения ее свода, что делает ногу короче. Снижение свода сопровождается увеличением эверсии пятки в среднем на 3°, по сравнению с другой ногой, а также увеличением нагрузки на переднюю большеберцовую мышцу, удерживающую свод стопы от опускания.
Во время ходьбы при опоре на длинную ногу имеется ускорение отрыва пятки от опоры, увеличение сгибания в тазобедренном и коленном суставах и увеличение -моментов сил в них, а также увеличение вертикальной составляющей реакции опоры. На короткой ноге стопа устанавливается в эквинусное положение с целью компенсации разницы в длине ног. Эквинусная стопа развернута наружу, пяточная кость, по данным С. Т. Маккоу, находится в вальгусном положении. Основными функциональными проявлениями анизомелии являются хромота на короткую ногу, укорочение периода опоры, уменьшение времени опоры на задний отдел стопы, увеличение времени опоры и нагрузки на передний отдел стопы. В фазу опоры на всю стопу при эквинусе имеется уменьшение амплитуды разгибания в голеностопном суставе, что компенсируется увеличением разгибания в среднетарзальном суставе. В фазе заднего толчка большой эквинус способствует увеличению супинации, которая подавляет пронацию со времени начала переката. Эквинус способствует переразгибанию в коленном суставе в одноопорном периоде и в фазу отталкивания от опоры.
Самым частым вариантом компенсации анизомелии является торсия таза либо целиком в сагиттальной и фронтальной плоскостях, либо ротация безымянной кости. На стороне короткой ноги задняя ость подвздошной кости поднята кверху и вперед, а на длинной ноге передняя ость поднята кверху и назад.
При значительной разнице в длине ног происходит смещение ОЦМ в сторону короткой ноги. Для удержания ОЦМ в пределах площади опоры возникает наклон таза в сторону короткой ноги и искривление позвоночника в поясничном отделе с выпуклостью в ту же сторону, а в грудном отделе — в противоположном направлении. Возникает асимметрия туловища. При перекосе туловища возрастает активность длинных мышц спины, что позволяет удержать туловище в вертикальном положении и является одной из причин стойкой деформации позвоночника. Асимметрия мышц спины при ходьбе больше выражена в фазу Среднего толчка и меньше выражена при отталкивании от опоры.
Разницу в длине конечностей подсчитывают в положении лежа и стоя. При лежании используют сантиметровую ленту как для определения длины каждого сегмента по отдельности, так и всей нижней конечности. В положении стоя оптимальным методом измерения является подкладывание мерной подставки под пораженную ногу с установкой ватерпаса на крылья подвздошных костей. Наиболее точно разницу в длине ног вычисляют по рентгенограммам.
Лечение разной длины нижних конечностей у детей
Укорочение одной из ног на 1-2 см является основанием для периодического наблюдения ребенка 1 раз в полгода. С целью компенсации дефекта, обеспечения нормальной ходьбы и предотвращения развития деформаций в других отделах ОДС назначают профилактическую обувь с высоким жестким задником и берцами. Обувная конструкция позволяет удержать стопу с начинающимся эквиновальгусом. Разницу в длине устраняют чаще с помощью вкладной стельки с увеличением высоты по всей длине следа и реже путем наращивания обувной подошвы. На длинной ноге при развитии вальгусной деформации делают стельку с усиленным супинатором.
Сколиоз грудного отдела позвоночника
Сколиоз – поражение опорно-двигательного аппарата, состоящее в искривлении позвоночного столба с одновременным торсионным скручиванием.
Боковое искривление позвоночника сразу может не быть видным, то оно может проявиться в таких симптомах: очень быстрая утомляемость в положении сидя и стоя или боль в спине, а также ногах или груди.
Если зафиксирован сколиоз грудного отдела позвоночника, то это значит, что именно грудной отдел позвоночника искривляется, визуально это видно по смещению живота вперёд и поднятии плеч и лопаток вверх.
Чем же опасен сколиоз грудного отдела позвоночника? Позвоночный столб, постепенно скручиваясь, своим движением смещает и сдавливает многие внутренние органы, которые так или иначе соединены друг с другом. Нервные окончания, защемленные деформированным позвоночником, перестают функционировать и приводят к расстройству деятельности внутренних органов. Из-за давления кровоток в них нарушается, что ведет к возникновению огромного числа разнообразных болезней – от бронхитов и сердечно-сосудистых заболеваний до дисфункций почек и желчного пузыря.
Сколиоз может появиться еще до рождения ребенка как результат пороков внутриутробного развития, а также в любом возрасте, причем очень часто – у детей и подростков. Лечению это заболевание поддается тяжело, особенно в запущенных случаях и у взрослых пациентов, имеет склонность прогрессировать год от года и приводит к множеству серьезных отклонений.
Классификация заболевания
Такое заболевание, как сколиоз грудного отдела позвоночника классифицируют по разным признакам:
- причине, или источнику, возникновения (врождённый или приобретённый);
- по степени тяжести заболевания;
- по активности клинического течения (прогрессирует или нет);
- по отношению к стороне (левосторонний и правосторонний);
- хронологически, т.е. по возрастной группе пациентов (младенческий, детский, юношеский, взрослый).
Кифосколиоз грудного отдела позвоночника
Отдельным заболеванием, связанным со сколиозом является кифосколиоз (нарушение осанки человека).
Он представляет собой соединение искривления позвоночника справа налево, т.е. самого сколиоза, и сутулости в грудном отделе, т.е. кифоза. Если это заболевание врождённое, то оно может проходить с параллельным изменением в развитии внутренних органов.
Если же оно приобретённое, то врачи обращают внимание на причины возникновения, прогрессирует заболевание или нет и на то, как оно влияет на функциональность внутренних органов пациента. Поэтому до назначения лечения обязательно делают рентгенографию, а в некоторых случаях и томографию.
Лечение сколиоза грудного отдела позвоночника
Конечно, чем раньше обнаружено заболевание и начато лечение, тем и больше вероятность положительного результата. В зависимости от того, что показал результат первичного осмотра, пациенту назначают индивидуальный комплекс лечения. Учитывая абсолютно все особенности заболевания и стадию, в которой оно находится, проводят лечебно-оздоровительные процедуры.
Как правило, лечение сколиоза включает три этапа:
- активное воздействие на само искривление,
- процесс исправление искривления,
- окончательное закрепление правильного положения грудного отдела позвоночника.
Считается, что последний этап — наиболее трудный, многие пациенты не уделяют ему должного внимания и в результате после лечения приходят вновь к этому заболеванию. Не укрепив мышцы спины, не тренируя их с помощью специально подобранных врачом упражнений, вы не избавитесь от проблем со сколиозом.
Лечение заключается в подборе и выполнении индивидуального комплекса физических упражнений (ЛФК), массаже, физиотерапевтических процедурах. Эти процедуры (электростимуляция мышц, озокеритовые аппликации и т.д.) призваны улучшить сократительную способность мышц и повысить их тонус. Врач подбирает ребенку индивидуальный набор гимнастических упражнений и приемов массажа в зависимости от степени тяжести заболевания и особенностей организма. Кроме того, назначаются общеукрепляющие оздоровительные упражнения для повышения тонуса. И, напротив, исключаются или значительно ограничиваются нагрузки, способные спровоцировать ухудшение.
При сколиозе 1 степени (начальная форма) ребенок, помимо выполнения назначенного комплекса ЛФК, может посещать уроки физкультуры в школе. При более тяжелой степени болезни от уроков физкультуры придется отказаться. Если угол искривления позвоночника достигает 20-40 градусов, обычно назначают ношение активно-корригирующего корсета. Его изготовляют из пластика по телу пациента и меняют по мере роста. В тяжелых случаях этот некомфортный способ лечения может стать единственно возможным.
Иногда родители по совету врача или по собственному почину прибегают к мануальной терапии. Но в период роста такое воздействие способно нанести вред, и с ним следует быть очень осторожным.
Хорошим средством в борьбе со сколиозом могут стать занятия хореографией и бальными танцами, а также определенными видами спорта. Идеальный вариант – плавание, вода замечательно разгружает позвоночник, укрепляет спинные мышцы и сердечно-сосудистую систему. Лучший стиль плавания для этого – брасс. Полезны также лыжи, волейбол. А исключить следует виды спорта, неравномерно (т.е. асимметрично) развивающие мышцы (теннис, бадминтон, бокс) или предполагающие повышенную нагрузку на позвоночник (гимнастика, бег, тяжелая атлетика).
Помимо лечения, родителям следует позаботиться о сбалансированном питании, не допускать у ребенка лишнего веса (дополнительная нагрузка на позвоночник!), желательно принимать препараты кальция и витаминные комплексы. Ребенку нужно купить ортопедический матрас или хотя бы просто ровный и достаточно жесткий, и плоскую подушку. Стол и стул для занятий подбирается по росту. Исключаются школьные портфели (только ранец на спине для симметричной нагрузки), вес учебников тоже должен быть ограничен. Девочкам-подросткам лучше не носить туфли на каблуке.
Главное в профилактике и лечении сколиоза – приучить ребенка к дисциплине и систематическому выполнению ежедневных упражнений и гигиенических мероприятий. Только в этом случае лечению будет сопутствовать успех.
Сколиоз грудного отдела позвоночника: упражнения
Упражнение № 1. Исходное положение: сидим на стуле с невысокой, но в то же время надёжной спинкой.Кладем руки «в замке» на затылок, далее прогибаемся грудным отделом назад: на вдох — прогиб, на выдох — наклон. Повтор 4−5 раз.
Упражнение № 2. Исходное положение: лежим на полу, подкладываем под грудь удобный валик, сантиметров 10 в диаметре. Руки кладём за голову и прогибаем спину назад — на вдох, поднимаем только верхнюю часть тела — на выдох. Повтор 4−5 раз.
Упражнение № 3. Исходное положение: сидя или лежа. Оборачиваем полотенцем нижнюю часть своей грудной клетки, как бы стягивая ткань на себя — на вдох, ослабляем натяжение — на медленный выдох. Повтор 7−11 раз.
Упражнение № 4. Исходное положение: сидя или стоя на полу, ноги расставлены немного врозь. Выпрямляем над головой руки, правой рукой обхватываем запястье левой руки. Необходимо наклониться по максимуму влево и слегка потянуть правую руку (должны чувствоваться боковые мышцы грудной клетки). Аналогично с изменением стоны. Повтор 5−10 раз.
Упражнений разрабатывается много, это только некоторые из наиболее эффективных. Но если у вас болит позвоночник в грудном отделе, одних упражнений недостаточно, лучше обратиться за помощью к хорошему врачу, чтобы не запустить это неприятное заболевание.
№ 1. Материально-техническая база
- Медицинский кабинет/кабинет для ЛФК размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.
- Логопедический кабинет и кабинет психолога, дефектолога, оборудованные персональными методическими пособиями, компьютерами со специальными компьютерными программами, и специальным оборудованием; специально оборудованные комнаты отдыха.
- Группы/классы обеспечиваются специальным оборудованием, дидактическими играми, сенсорными ковриками, игрушками, музыкальными инструментами.
- Для кабинетов выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
- Ответственность за оборудование групп и кабинетов, их санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию Учреждения.
- Для детей с тяжелыми формами гипоплазии, анизомелии и сколиоза могут быть необходимы пандусы и/или дополнительные перила вдоль стен коридоров, ступеней; специальная мебель, соответствующая нормативным требованиям и предписаниям врачей; поручни в туалетных комнатах.
№2. Коррекционное сопровождение.
Для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом, у которых наблюдаются нарушения умственного развития, эмоциональные нарушения, задержка моторного развития, проводится психолого-педагогический консилиум в рамках учреждения. По его результатам дети также могут быть направлены в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ЦПМПК).
Зачисление на занятия для детей проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявлений и результатов обследования (заключения) ЦПМПК. По предписанию комиссии детям может быть предоставлен психолог, логопед, дефектолог. Создаются специальные адаптивные программы, учитывающие степень образовательной/физической/эмоциональной нагрузки для данных нарушений.
Детям, имеющим трудности при самообслуживании, может требоваться сопровождающий взрослый (тьютор). Также может быть необходим специалист по ЛФК, в случае, если детям понадобятся лечебные процедуры и/или массаж в течение дня.
Необходимо убедиться, что ребенок имеет возможность при необходимости систематически выполнять ежедневные упражнения и гигиенические мероприятия в образовательном учреждении.
Необходимо уделять внимание развитию общей моторики, и работать с эмоционально-волевой сферой таких детей, т.к. недоразвитость костей является тяжелой психологической нагрузкой для растущего ребенка, и приводящая порою к тяжелым депрессивным состояниям.
Необходимо ознакомиться с предписаниями врача и постараться создать для ребенка условия для их соблюдения. Врач подбирает ребенку индивидуальный набор гимнастических упражнений в зависимости от степени тяжести заболевания и особенностей организма, исключаются или значительно ограничиваются нагрузки, способные спровоцировать ухудшение. Так, например, при сколиозе 1 степени (начальная форма) ребенок, помимо выполнения назначенного комплекса ЛФК, может посещать уроки физкультуры в школе. При более тяжелой степени болезни от уроков физкультуры придется отказаться.
При сопутствующих нарушениях интеллекта подобрать соответствующие коррекционно-развивающие занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.
В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...
Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР
Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе всех специалистов....
Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДОВ соответствии с Федеральным законом «Об образовании ...
Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ ...
Специальные образовательные условия для детей с ТНР. Консультация
Реализация инклюзивного образования в формате перевода дошкольников с ТНР в специализированные образовательные учреждения, а не в формате создания специальных образовательных условий на местах предста...
"Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Данный материал содержит в себе информацию о специфике организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, и будет полезен не только специалистам узкого профиля (учителям-логопедам, учите...