Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Луценко Наталья Александровна

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lutsenko.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта их условно подразделяют на три группы:

1.Дети, страдающие остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п.

Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к освоению ребенком образовательной программы.

2.Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также дети, страдающие тяжелыми формами сколиоза.

Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение.

3.Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы.

При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто наблюдаются различные формы дизартрии. Специфика в том, что ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.

Специальные условия, создаваемые в детском саду, должны обеспечить:

  • развитие двигательных функций - метод торможения и облегчения (торможение нежелательных движений, сопровождаемых повышением мышечного тонуса, облегчает произвольную сенсомоторную активность); формирование захвата-отпускания предмета, дифференцированные движения пальцев, подготовка и развитие самостоятельной ходьбы;
  • стимуляцию начальных голосовых реакций, звукоподражаний;
  • формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.

Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка.

Игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. - для предметно- манипулятивной.

В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам.

 И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей:

- сенсорное лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;

- массажные игрушки- различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.;

- игры для развития мелкой моторики - прищепки, шнуровки, бусы и др. При создании развивающей предметно-пространственной среды для детей с моторными нарушениями необходимо обеспечить безопасность помещений детского сада, а также предусмотреть наличие специальных средств передвижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.

В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...

Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.

Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"...

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия

Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращен­ную речь, имеют трудности формирования логического мышления...

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением интеллекта.

Интеллект в психологической науке рассматривается как «отно­сительно устойчивая структура умственных способностей инди­вида*»....

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями

Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми...