Общество и ребенок с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Сеитова Алина Амановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_i_rebenok_s_ovz.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общество и ребенок с ограниченными возможностями здоровья

В чем виноваты дети?!

«За что?»

Именно этот вопрос встает комом в горле, глядя на растущее с каждым годом количество особенных детей. Не хочется заводить тему религии, но порой возникает непреодолимое желание обратиться к высшим силам и спросить: «В чем так провинилось человеческое общество, что на долю маленького невинного создания приходятся столь тяжкие испытания?» Но, как бы не было горько это осознавать, факт остается фактом-  детей с особыми потребностями становится все больше… Не уменьшается, к сожалению, и количество препятствий на пути малыша к нормальной жизни. И среди всех трудностей одной из главных становится общество. Его принятие, восприятие и помощь.

«А мы готовы?»

Не так давно мы освободились от лозунга: «В Советском Союзе инвалидов нет!». Сегодня, к счастью, такие понятия как «инклюзия», «интеграция», «социальная адаптация», «психолого-педагогическое сопровождение семьи» перестают быть чуждыми. Родители особенных детей могут благополучно выбирать, в какой детский сад или школу отправить своего малыша, посещать учебное заведение самостоятельно или же обучаться на дому. Кроме того, имеется огромный выбор разного рода дополнительных развивающих и коррекционных занятий, да и медицина не стоит на месте.

Однако, вопрос общественного восприятия остается открытым. Будем честны: не все и не всегда готовы адекватно отнестись к необычному ребенку. Когда речь заходит об инклюзии, будь то детский сад или школа, сколько порой возмущений приходит от родителей. «Почему мой ребенок должен учиться вместе с НИМ?», «Я буду жаловаться!», «Пусть идут в специальную школу!»- это самое безобидное из того, что можно услышать. И это говорит не ребенок, а взрослый, состоявшийся человек. Человек, который своим поведением должен показывать пример, человек- образец для подражания своему ребенку. Страшно, не правда ли? Пожалуй, стоит задуматься…

Негативные моменты в отношениях общества и ребенка с ограниченными возможностями отчего-то затрагивают редко, либо ограничиваются общими, короткими фразами. А зря. Нам необходимо научиться принимать особенных детей, понимать их, помогать и благополучно взаимодействовать. Иначе о каком успешном, цивилизованном и развитом социуме может идти речь?! И для начала следует все-таки признать тот факт, что не все еще готовы если не принять такого человечка, то хотя бы отнестись к нему нейтрально.

«Как помочь?»

Как помочь? В первую очередь, своим примером, конечно же. Сначала уяснить для себя, а после объяснять и показывать детям, что все люди разные: у каждого могут быть свои особенности, кто-то может быть совершенно не похожим на других, каждый имеет свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. И нет в этом ничего плохого и страшного, если, например, в окружении появляется необычный ребенок. Напротив, нужно найти способ взаимодействия, который всем подойдет. Мы должны учить своих детей добру, любви и пониманию.

Как один из видов успешного взаимодействия, хочется отметить совместную творческую деятельность. Ведь, во-первых, инклюзия и интеграция не всегда возможны; а во-вторых, школа это все же больше про дисциплину, расписание и суматошную гонку за усвоением программы. В творчестве же нет столь жестких рамок и обязательств, выбор вида и способов деятельности огромен. Это хорошая платформа не только для детей, но также для родителей и педагогов. Ребенок, если занятие пришлось ему по душе (не важно, что это будет: рисование, пение, театрализация, вышивание, конструирование и пр.), очень быстро расслабится, раскроется, перестанет смущаться и замыкаться в себе. И, увидите, сразу же станет понятно и как общаться, и как помочь. Можно и нужно привлекать к совместной деятельности родителей и всем вместе радоваться новым успехам и победам. И не только творческим.

Стоит отметить, что на сегодняшний день мы имеем неплохой опыт работы в сфере психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что безусловно радует и приносит свои плоды. Однако, не уделяется должного внимания просветительской работе. Ведь не только особенный ребенок нуждается в успешной социализации. Общество тоже должно уметь благополучно взаимодействовать с ним. Для этого необходимо формировать его инклюзивную культуру, а именно: представления о проблемах детей с особыми потребностями и их семей, рациональные формы общения и поведения с особенными детьми, способы помощи ребенку и семье. Обществу необходимы хотя бы базовые знания об ограниченных возможностях здоровья, о том, как правильно наладить контакт в том или ином случае, какую помощь можно оказать и как ее правильно предложить, никого не обидев и не оскорбив. Живя в 21 веке, мы имеем массу способов для успешной реализации подобного рода просветительской работы. Это могут быть информационные и обучающие ролики в сети Интернет, статьи и заметки в средствах массовой информации, рубрики и передачи на телевидении. Кроме того, хороший вклад в развитие инклюзивной культуры общества внесет организация разнообразных семинаров и тренингов, которые будут не только обогащать знания об ОВЗ, но и учить нас толерантности и правильному взаимодействию. Ведь практика всегда интересней теории.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Как помочь?», хочется сказать: «Начни с себя! Покажи пример! Освободись от предрассудков! Стань терпимее и добрее!» И тогда проблема исчезнет сама собой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...

Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество

В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать пед...

Воспитание здорового ребенка в современном обществе

Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет, формируется в период детства и является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние ...

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и мир природы, чувств и взаимоотношений и способсмтвует развитию мышления, воображения ребенка, обогащают эмоции....

Игра в жизни общества и ребенка

Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь фактором подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающ...

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе. Данная проблема находилась и на

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаим...

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...