Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество
материал на тему

Руканова Евгения Леонидовна

В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать педагог и родители c целью успешной социальной адаптации ребенка дошкольного возраста. А также разработаны рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того ,как научится говорить. Человек-существо социальное ,его прогресс зависит не только от биологических, а прежде всего от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлимой  частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность.

По мнению многих ученых (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн и др.) первые годы жизни -это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе ,образуются устойчивые формы личностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.                          

Условия и истоки успешной социализации кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость  для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. ДОУ должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного пребывания ребенка в ДОУ, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение. На основе этого способствовать развитию творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.

Для нормального и полноценного развития ребенка с самого его рождения , важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка, в познании и освоении им окружающего мира.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, сознание. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение. В сфере общения происходит расширение круга общения, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания - формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно наличия других детей и игрушек. Опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка. Так как было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны, однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которое может осуществить воспитатель детского сада.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры. Организованная совместная игра может способствовать не только развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников в детском саду. Инициативу и предложения взрослого ребенок чаще всего поддерживает. Старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.

Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться, выражать обиду, фантазировать. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания ,настроение, требования. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать как надо, cлушать и  понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Таким образом, переход детей к субъективному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку открыть сверстника.

Под воздействием взрослого в атмосфере любви и ласки у ребенка формируются личностные качества, необходимые для жизни в социуме: чуткость, доброта, отзывчивость, сострадание, желание помогать другим людям, оберегать окружающий мир.

Социализация раскрывает механизм становления человека, процесс усвоения малышом жизненного опыта, приобретения моральных норм и качеств.

Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

- Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость)

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того, чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними.

-«Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.

-«Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д.

 -Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. Активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

-«Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

-Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающей общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:

-Проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи , независимо от конкретных проблем;

-предоставление родителям письменного материала об их детях;

-предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

-оформление доски объявлений для родителей;

-организация «родительских дней» с целью показать , как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ.

Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:

-организация совместного досуга;

-организация видеосъемки занятий, праздников;

-сбор материала для детских нужд;

-помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.

В рамках психологической поддержки семьи возможна реализация следующих направлений:

-психодиагностика

- психопрофилактика

- психокоррекция

Воспитатель избирательно работает с теми детьми и их родителями, у которых замечены затруднения в общении, замкнутость, повышенный агрессивный фон во взаимодействии.

Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология-М. Аспект Пресс, 1996.

2.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М,2001.

3.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ,1990.

4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М: Просвещение,1968.

5.Выготский Л.С. Педагогическая психология- M: Педагогика-Пресс, 1996.

6.Детский сад и семья/ Под .ред. Т.А. Марковой.- М,1986

7.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.-М,2002.

8.Кон И.С. Ребенок и общество.- М: Академия,2003.

9.Зверева О.Л, Кротова А.Н. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект -М.: ТЦ Сфера,2005.

10.Лисина М.И. Общение и психика ребенка/ Под ред. Рузской А.Г.- М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье-один из важнейших компонентов человеческого счастья

"Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий ус...

Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"

Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...

Сообщение "Документация, как один из важных компонентов эффективного взаимодействия всех специалистов ДОУ"

Региональный семинар "Эффективное взаимодействие всех специалистов дошкольной организации комбинированного вида в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" 2017 год....

"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...

Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»

В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками....

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

     Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....

Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»

Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...