Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе. Данная проблема находилась и на
консультация по развитию речи (старшая группа)

Пачинская Юлия Анатольевна

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_bluma.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речемыслительной деятельности дошкольников через использование интерактивного приема «Кубик Блума»

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе.

Данная проблема находилась и находится в центре внимания мировых и отечественных исследований. Так этой проблемой занимались (учёные представленные на экране) Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А.Н.Корнев, Л.М.Козырева, Методов и приемов развития мышления, речи великое множество. Меня заинтересовал интерактивный прием «Кубик Блума».

Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Boпpoc должен начинаться со слова, написанного на грани.

 

1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

Например - назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Например: - Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

4. Грань «Придумай»активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.Хочу такой сайт

5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка, потому что …»)

6. Грань «Предложи»умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку. Этот приём использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Используя технику «Кубик Блума», я убедилась в том, что достаточно эффективно применять ее как часть занятия для того, чтобы выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы.

Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания. Я заметили такую особенность: многие дети затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное - самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением.

Причем, выполняют не только простые задания типа назови и объясни, но и более сложные, требующие от ребенка включить фантазию, воображение. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора.

Хочется еще раз напомнить, что новые технологии- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, етодам и приемам

работы. И обратить внимание коллег на некоторые технические моменты в использованииКубика Блума. Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб сзаданием определенному ребенку, аможно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению

План коррекционно-развивающей  работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению...

Презентация "Продуктивные виды деятельности как средство развития творческих способностей ребенка"

В презентации представлены основные виды продуктивной деятельности дошкольников как средство развития творческих способностей детей....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет педагога-психолога

За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными з...

«Развитие речемыслительных способностей дошкольников»

Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку опериро...