Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"
статья по физкультуре по теме
Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bagmut_natalya_leonidovna.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Н.Л. Багмут
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88 присмотра и оздоровления Красногвардейского района,
г. Санкт – Петербург
Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе.
Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20 – 25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Заболеваемость новорожденных за последние пять лет возросла почти в 2 раза. Растет число детей, родившихся недоношенными. Начиная с 1985 года, отмечается увеличение частоты врожденных аномалий и рост детской смертности. Рождение здорового ребенка стало редкостью. В настоящее время в Санкт–Петербурге с высшей оценкой жизнеспособности по шкале Апгар рождается в среднем не более 8 % детей и всего 10 % новорожденных не имеют отклонений со стороны центральной нервной системы. Имея такой низкий исходный уровень здоровья, дети не могут противостоять неблагоприятным экологическим факторам. В результате более 90% подростков Санкт-Петербурга страдают хроническими заболеваниями. За время обучения в начальной и средней школе у детей почти в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза - патология органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, в 2 раза – патология сердечно-сосудистой системы и психические расстройства.
В подростковой группе (а это именно та группа населения, от состояния здоровья которой зависит здоровье будущих детей начала XXI века) растет число случаев наркомании и токсикомании, снижается возраст начала курения и употребления алкоголя. Растет число абортов. И сейчас каждый 10-й аборт в России – у девочек-подростков (данные из доклада зам. министра РФ А.Д. Царьгородцева на Всероссийском конгрессе «Экология и здоровье детей – основа устойчивого развития общества»).
В связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактики вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Современные дошкольные образовательные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.
Только те взрослые, которые сами придерживаются здорового образа жизни, смогут приучить к нему детей. Только тогда подобный образ жизни сможет заинтересовать детей и подростков по-настоящему. С дошкольного возраста надо прививать умение разбираться в особенностях своего организма и привычку к образу жизни, сохраняющему здоровье, а не разрушающему его. В воспитании потребности в сохранении здоровья педагогам и родителям должны помогать также все средства массовой информации (которые на данном этапе, к сожалению, ведут обратную политику, пропагандируя культ насилия, развращенность, курение, алкоголизм и т.д.).
Необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Движения необходимы ребенку, т.к. способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывает развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.
Основными средствами сохранения физического здоровья детей являются: рациональное питание, закаливание, двигательная активность, стоматологическая профилактика, обеспечение экологической безопасности, укрепление иммунных сил организма, вакцинопрофилактика, нормализация психологического климата, консультирование родителей и детей.
В последние десятилетия все больше внимания ученых привлекают проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость.
Раннее начало обучения на фоне функциональной незрелости и неготовности отдельных детей к школе также приводит к чрезмерному нарастанию психоэмоциональных и физических нагрузок. Известный физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (М.Ю. Кистовская, П.К. Анохин, Л.З. Неверович и др.).
Кроме того, нарушена структура полноценного питания детей.
Ребенок конца XX века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь - увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья ребенка, его физическое развитие, а также оптимизацию двигательной активности детей. Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма, под воздействием условий жизни и воспитания.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровье детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольных учреждениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.
Полноценное физическое развитие и отношение к здоровью возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Таким образом, система физического воспитания направлена на формирование здорового образа жизни детей и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом»
Основными положениями системы работы с семьей включает: ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка; необходимость рационального и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима; обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.); ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду; консультации; «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале; совместные физкультурные досуги и праздники.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа позволяет не только осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным системным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволит снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития.
Список литературы:
1.Маханаева М.Д.
Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 108 с.
2.Здоровый дошкольник
Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), 2000 С.В. Лободина, Д.Ф. Алексеева
3.Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: « Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономичес...
Воспитание здорового ребенка в современном обществе
Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет, формируется в период детства и является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние ...
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях - это материал, который можно использовать как практимум для родителей. в данной консультации предла...
Здоровьесберегающая система как условие здорового образа жизни современного общества
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам ...
Эссе на тему: "Место ребенка в современном обществе"
Размышления...
Проблемы физического и психического здоровья детей в современном обществе
Проблемы физического и психического здоровья детей в современном обществе...
Права ребенка в современном обществе
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье....