Предметно-сенсорная терапия, как метод в коррекционно - развивающей работе с детьми раннего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике
Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым является залогом всестороннего развития, позволяя ему успешно адаптироваться к окружающему миру. Метод ㅤпредметно-сенсорной терапии удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и речевых умений ребёнка.ㅤ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п.Мирный»
«Раннее детство – особый и самый важный период в развития детей»
Анохина Елена Александровна,
Старший – воспитатель,
педагог - психолог.
Пояснительная записка
Растить малыша – очень трудная, непростая задача для родителей, требующая от них терпения, мудрости, готовности преодолевать многие сложности воспитания любимого чада. У родителей возникает масса вопросов: по возрасту ли развивается их малыш, или есть, какие то отклонения, и как ему помочь, как воспитывать его и развивать. Какие же программы и методы эффективны, и какие условия необходимо создавать для благополучного физического и психического развития детей раннего возраста?
Актуальность
Раннее детство – самый благоприятный и поддающийся педагогическим воздействиям период. Малышом все осваивается и познается впервые. Отсутствуют необходимые навыки, представления, знания. Но как велик потенциал к усвоению нового, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой для формирования психофизических качеств, свойственных только человеку. Важно уделять большое внимание в развитии детей раннего возраста, тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на данном конкретном возрастном этапе, чтоб в ближайшем будущем не возникла динамика отставания и задержка значимых умений.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще встречаются дети с задержкой речевого и психического развития, но при этом не имеют ни какого диагноза и статуса, не состоять на учете у невролога. Причин этому множества, не компетентность родителей, или не желание признавать тот факт, что ребенок не такой, как его сверстники, или вовсе безразличие, и конечно равнодушная позиция медиков. Статистика говорит о постоянном росте числа детей с задержкой развития, и, к сожалению, эта тенденция сохраняется. По статистике сейчас около 25 процентов детей дошкольного возраста в России страдает ЗРР и ЗПР.
Одна из основных задач перед педагогом в ДОУ, это раннее выявление детей с «Особенностями в развитии», подбор наиболее эффективных программ и методов в работе с такими малышами, и просвещение родителям в данном вопросе. Формирование единой родительско - педагогической позиции в данном направлении.
Основная часть
На сегодняшний день существует множество систем и программ по раннему возрасту и развитию детей. Все они давно апробированы и широко используются в работе воспитателями и психологами. А вот выбор эффективных методов для работы с детьми раннего возраста с «Особыми потребностями» не так уж велик.
Одним из приоритетных методов по данной проблеме, мною был выбран метод предметно-сенсорной терапии, специально для развития крупной и мелкой (тонкой) моторики, и расширения понятийного аппарата ребёнка.
Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым является залогом всестороннего развития, позволяя ему успешно адаптироваться к окружающему миру.
Целью метода предметно-сенсорной терапии является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы и психомоторного развития.ㅤ
Метод ㅤпредметно-сенсорной терапии удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, ㅤпознавательных сенсорных ㅤи речевых ㅤумений ребёнка.ㅤ
Данный метод предусматривает создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и взаимодействие с ними, с учётом потребностей ребёнка. Под специальными средовыми условиями подразумевается создание традиционных сенсорных центров и нетрадиционных дидактических игр.
Метод помогает детям с «Особенностями в развитии», получить новый и ㅤ необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать речевое развитие.
В тех случаях, когда у ребенка в раннем возрасте имеются отклонения или отставание в психофизическом развитии, хорошо использовать данный метод в сочетании с арт и музыкальной терапией. Например, активно использовать музыкальные пальчиковые игры элементами рисования пальчиками.
Система работы по данному методу имеет большой потенциал для всестороннего развития ребенка, так как позволяет интегрировать образовательно-развивающую и социально-адаптирующую функцию через игру.
Специфика метода создает благоприятные условия для развития детей раннего возраста и включение родителей в совместную деятельность со своим ребенком, обеспечивая тесный контакт, положительные эмоции и постоянный тренинг различных тактильных ощущений, для развития восприятия с самого раннего возраста. В процессе совместного взаимодействия у детей появляется и укрепляется сознание собственной индивидуальности, повышается самооценка, развиваются навыки общения.
По единой родительско - педагогической позиции, родители с большим желанием включаются в воспитательно - образовательный процесс. Участвуют в создании необходимой предметно-развивающей среды в группе, используют при этом свою фантазию и мастерство, создавая нетрадиционные сенсорные дидактические игры и пособия. Полноценно обеспечивая возможность для развития мелкой и крупной моторики: книги- конструкторы, мягкие паззлы, бизиборды по темам, игры-вкладыши, нетрадиционные мозаики, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков, различные тренажеры.
Метод предметно-сенсорной терапии предусматривает проведение совместных детско-родительских тренингов, для гармонизации детско – родительских отношений и установление эмоционально – положительного контакта. Что является залогом успешного психофизического развития детей раннего возраста.
"Детский сад п. "Мирный", в котором я работаю, стал участником Сетевой инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования». Приказ ФГБНУ ИИДСВ РАО №//10-3 от 04.04.2019г. по направлению "Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности ОО, внедряющих основную образовательную программу для детей от двух месяцев до трех лет "Теремок".
«Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. Программа имеет стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В качестве профессиональных «инструментов» предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования образовательной деятельности.
Метод предметно-сенсорной терапии хорошо вписывается в вариативную часть программы «Теремок». Данная программа описывает систему психолого-педагогических условий и принципы проектирования развивающей предметно пространственной среды, что полностью совпадает с условием использования метода.
Современное образование, действительно, предусматривает большое количество, как методик по раннему развитию, так и программ, специализирующихся на раннем развитии детей. При выборе методики или программы педагогам и родителям следует обратить внимание не только содержание, но и на реакцию и поведение ребенка, т.е. насколько он увлечен и заинтересован, не угнетает ли его. Занимаясь по той или иной методике, нужно отметить то, как методические или коррекционные упражнения и игры влияют на настроение и общее самочувствие малыша, и конечно его развитие в динамике.
Четкая, профессионально сложенная и продуманная работа по использованию метода предметно-сенсорной терапии и взаимодействие с родителями – залог успешного и полноценного развития детей раннего возраста. Метод способствует развитию у малышей доверительных отношений с окружающими миром, людьми – со сверстниками и взрослыми «ребенок-родитель-педагог», корректирует и восполняет проблемы (отставание) в развитии в раннем возрасте. Родители успешнее осваивают новые игровые способы взаимодействия со своими детьми, знакомятся с игровыми технологиями, учатся понимать своего ребенка.
Что больше всего на свете любят дети? Конечно, играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое интересное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. И сегодня я хочу Вам предложить очень интересные и простые, а главное развивающие и познавательные игры, которые Вы можете использовать в своей работе и рекомендовать родителям организовать их с детьми дома.
(см. Приложение)
Приложение
Развивающие и познавательные игры для малышей
- Игра «Прятки»
Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать предметы, свои игрушки. На улице попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: палку, шишку, камень, песок, лист, цветок. Учитесь вместе нюхать и распознавать запах травы и цветов на прогулке. Малыши учатся запоминать на ощупь руки мамы, папы, и с закрытыми глазами находят их.
- Игра «Угадайка»
Тактильная игра. Во время игры с ребенком, Вы можете пощекотать пяточки и руки, ладошки малыша пальцами, перышком, варежкой, шероховатым мячиком, карандашом. Потом, предложите завязать глаза, и угадать, каким предметом прикасаетесь к нему на ощупь. Ребенок и взрослый меняется ролями.
- Игра «Найди похожее»
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета или формы (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по группе (дому) и найти предметы таких же цветов или формы.
- Игра «Угадай на вкус»
В тарелку нарежьте небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, тыква). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
- Игра «Я- художник»
Тонким слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы солнышко, тучку, забор, дождик, волны. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Игры с «Прищепками»
Не тугую бельевую прищепку (проверьте) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стихотворения:
«Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
- Игра» Золушка»
Малыши очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения, но и самомассаж, и конечно возможность немного пошалить.
- разбери по крупам (если взять фасоль и горох)
- отдели маленькое от большого (рис и белая фасоль)
- найди клад (если в конце игры ребёнок откопает «клад» - маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела).
- Игра «Дизайнер»
Стимулирование тактильных рецепторов. Материал: пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложить ребенку нанизать разные пуговички на шнурок. Нанизывая, ребенок чувствует пальчиками различие фактуры пуговиц. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет или бусы из пуговиц.
- Игра «Копилка»
Помочь ребенку научится различать предметы по размеру.
Прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера.
Сделать в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое.
Литература
1. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с.
2. Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста Вопросы дошкольной педагогики, 2016. - №3.
3. Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2016. — №9.
4. Айрес, Э. Дж. Ребенок и метод предметно-сенсорной терапии. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения
принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Материал по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в детском саду....
Детско-родительская группа инклюзивной направленности, как форма коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.
Из опыта работы...
«Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста»
В презентации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста....
Конспект занятия по программе "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"
Конспект занятия...
Коррекционно развивающая работа с детьми раннего возраста
Система специального (коррекционного) образования, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения детей (раннего возраста) с ограниченными возм...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности и коррекции развития детей раннего возраста, в соответствии с основной общеобразовательной програ...