Предметно-сенсорная терапия, как метод в коррекционно - развивающей работе с детьми раннего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анохина Елена Александровна

        Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым является залогом всестороннего развития, позволяя ему успешно адаптироваться к окружающему миру. Метод ㅤпредметно-сенсорной терапии удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и речевых умений ребёнка.ㅤ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад п.Мирный»

«Раннее детство – особый и самый важный период в развития детей» 

Анохина  Елена Александровна,  

Старший – воспитатель,

педагог -  психолог.

Пояснительная записка

            Растить малыша – очень трудная, непростая задача для родителей, требующая от них терпения, мудрости, готовности преодолевать многие сложности воспитания любимого чада. У родителей возникает масса вопросов: по возрасту  ли развивается их малыш,  или есть, какие то отклонения, и как ему помочь, как  воспитывать его и развивать.  Какие же программы  и методы эффективны,  и какие условия необходимо создавать для  благополучного физического и  психического развития детей раннего возраста?

Актуальность

          Раннее детство – самый благоприятный и поддающийся педагогическим воздействиям период. Малышом все осваивается и познается впервые. Отсутствуют необходимые навыки,  представления, знания. Но как велик потенциал к усвоению нового, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой для формирования психофизических качеств, свойственных только человеку. Важно уделять большое внимание в развитии детей раннего возраста, тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на данном конкретном возрастном этапе,  чтоб  в ближайшем будущем не возникла динамика отставания и задержка значимых умений.

         В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще встречаются дети с задержкой речевого и психического развития, но при этом не имеют  ни какого диагноза и статуса,  не состоять на учете у невролога. Причин этому множества, не компетентность родителей,  или  не желание признавать тот факт, что ребенок не такой,  как его сверстники, или вовсе безразличие, и конечно равнодушная   позиция медиков.   Статистика говорит о постоянном росте числа детей с задержкой развития, и, к сожалению, эта тенденция сохраняется.  По статистике сейчас около 25 процентов детей дошкольного возраста в России страдает ЗРР и ЗПР.

         Одна  из основных задач  перед педагогом  в ДОУ, это раннее выявление детей с «Особенностями  в  развитии», подбор наиболее эффективных программ и методов в работе с такими малышами,  и просвещение родителям в данном вопросе. Формирование единой родительско - педагогической  позиции в данном направлении.

Основная часть

         На сегодняшний день существует множество систем и программ по раннему возрасту и развитию детей.  Все они давно апробированы и широко используются в работе воспитателями и психологами.  А вот выбор эффективных методов для работы с детьми раннего возраста с «Особыми потребностями» не так уж велик.

         Одним из приоритетных методов по данной проблеме, мною был выбран метод предметно-сенсорной терапии, специально для развития крупной и мелкой (тонкой) моторики, и расширения понятийного аппарата ребёнка.

        Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым является залогом всестороннего развития, позволяя ему успешно адаптироваться к окружающему миру.

       Целью метода предметно-сенсорной терапии   является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы и психомоторного развития. 

       Метод предметно-сенсорной терапии удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и речевых умений ребёнка.

       Данный метод предусматривает создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и взаимодействие с ними, с учётом потребностей ребёнка. Под специальными средовыми условиями подразумевается создание традиционных сенсорных центров и нетрадиционных дидактических игр.

       Метод помогает детям с «Особенностями в развитии», получить новый и  необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать речевое развитие.

В тех случаях, когда у ребенка в раннем возрасте имеются отклонения или отставание в психофизическом развитии, хорошо использовать данный метод в сочетании с арт и музыкальной терапией. Например, активно использовать музыкальные пальчиковые игры элементами рисования пальчиками.

      Система работы по данному методу имеет большой потенциал для всестороннего развития ребенка, так как позволяет интегрировать образовательно-развивающую и социально-адаптирующую функцию через игру.

      Специфика метода создает благоприятные условия для развития детей раннего возраста и включение родителей в совместную деятельность со своим ребенком, обеспечивая тесный контакт,  положительные  эмоции и  постоянный тренинг различных тактильных ощущений,  для развития восприятия  с самого раннего возраста. В процессе совместного взаимодействия у детей   появляется и укрепляется сознание собственной индивидуальности, повышается самооценка, развиваются навыки общения.

        По единой родительско - педагогической позиции,  родители с большим желанием  включаются в воспитательно - образовательный процесс. Участвуют  в создании необходимой  предметно-развивающей среды в группе,  используют  при этом свою фантазию и мастерство, создавая нетрадиционные сенсорные дидактические игры и пособия. Полноценно обеспечивая   возможность для развития мелкой и крупной моторики: книги- конструкторы, мягкие паззлы, бизиборды по темам, игры-вкладыши, нетрадиционные мозаики, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков, различные тренажеры.

      Метод предметно-сенсорной терапии  предусматривает проведение совместных детско-родительских тренингов, для гармонизации  детско – родительских отношений и установление эмоционально – положительного контакта. Что является залогом  успешного психофизического развития детей раннего возраста.

     "Детский сад п. "Мирный",  в котором я работаю, стал участником Сетевой  инновационной  площадки  ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования». Приказ ФГБНУ ИИДСВ РАО №//10-3 от 04.04.2019г.  по направлению  "Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности ОО, внедряющих основную образовательную программу для детей от двух месяцев до трех лет "Теремок".

        «Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание в  образовательной организации оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. Программа имеет стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В качестве профессиональных «инструментов» предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования образовательной деятельности.

       Метод предметно-сенсорной терапии  хорошо вписывается в вариативную часть  программы «Теремок». Данная программа описывает систему психолого-педагогических условий и принципы проектирования  развивающей предметно  пространственной среды, что полностью совпадает с   условием использования метода.

        Современное образование, действительно, предусматривает большое  количество, как методик по раннему  развитию, так и программ, специализирующихся на раннем развитии детей. При выборе методики или программы педагогам и  родителям следует обратить внимание не только содержание, но и  на реакцию и поведение ребенка, т.е. насколько он увлечен и заинтересован, не угнетает ли его.  Занимаясь по той или иной методике, нужно отметить то, как методические или коррекционные упражнения и игры влияют на настроение и общее самочувствие малыша, и конечно его развитие в динамике.

       Четкая, профессионально сложенная и продуманная работа по использованию метода предметно-сенсорной терапии  и взаимодействие с родителями – залог успешного и полноценного развития  детей раннего возраста. Метод способствует развитию у малышей доверительных отношений с окружающими миром, людьми – со сверстниками и взрослыми «ребенок-родитель-педагог», корректирует и восполняет проблемы (отставание) в развитии в раннем возрасте. Родители успешнее осваивают новые игровые способы взаимодействия со своими детьми, знакомятся с игровыми технологиями, учатся понимать своего ребенка.

      Что больше всего на свете  любят дети? Конечно, играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое интересное  занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. И сегодня я хочу Вам предложить очень интересные и простые, а главное развивающие и познавательные игры, которые Вы можете использовать в своей работе и рекомендовать родителям организовать их с детьми дома.

(см. Приложение)

Приложение

Развивающие и познавательные игры для малышей

  1. Игра «Прятки»

Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать предметы, свои игрушки. На улице попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: палку, шишку, камень, песок, лист, цветок. Учитесь вместе нюхать и распознавать запах травы и цветов на прогулке. Малыши учатся запоминать на ощупь руки мамы, папы, и с закрытыми глазами находят их.

  1. Игра «Угадайка»

Тактильная игра.  Во время игры с ребенком, Вы можете пощекотать пяточки и руки, ладошки малыша пальцами, перышком, варежкой, шероховатым мячиком, карандашом. Потом, предложите   завязать глаза, и угадать, каким предметом прикасаетесь к нему на ощупь.  Ребенок и взрослый меняется ролями.

  1. Игра «Найди похожее»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета или формы (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по группе (дому) и найти предметы таких же цветов или формы.

  1. Игра «Угадай на вкус»

В тарелку нарежьте небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, тыква). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

  1. Игра «Я- художник»

Тонким слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы солнышко, тучку, забор, дождик, волны. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И способствует развитию фантазии и творческих способностей.

  1. Игры с «Прищепками»

Не тугую бельевую прищепку (проверьте) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стихотворения:

«Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

  1. Игра» Золушка»

Малыши очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения, но и самомассаж, и конечно возможность немного пошалить.

- разбери по крупам (если взять фасоль и горох)

- отдели маленькое от большого (рис и белая фасоль)

- найди клад (если в конце игры ребёнок откопает «клад» - маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела).

  1. Игра «Дизайнер»

Стимулирование тактильных рецепторов. Материал: пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложить ребенку нанизать разные пуговички на шнурок. Нанизывая, ребенок чувствует пальчиками различие фактуры пуговиц. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет или бусы из пуговиц.

  1. Игра «Копилка»

Помочь ребенку научится различать предметы по размеру.

Прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера.

Сделать в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое.

Литература

1.  Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с.

2.  Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста   Вопросы дошкольной педагогики, 2016. - №3.

3.  Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2016. — №9.

4.   Айрес, Э. Дж. Ребенок и метод предметно-сенсорной терапии. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения

принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Материал по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в детском саду....

«Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста»

В презентации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста....

Коррекционно развивающая работа с детьми раннего возраста

Система специального (коррекционного) образования, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения детей (раннего возраста) с ограниченными возм...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности и коррекции развития детей раннего возраста, в соответствии с основной общеобразовательной програ...