КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
материал по теме

Демидович Елена Викторовна

Материал по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno-razvivayushchaya_rabota_v_detskom_sadu.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

С ДЕТЬМИ РАННЕГО

ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ

ДЕЗАДАПТАЦИИ

Подготовил: педагог-психолог

МБДОУ №22 «Искорка»

Демидович Е.В.

I квалификационная категория

г. Усть-Илимск

2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Ни для кого не является секретом, что изменившиеся социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Проблемы психического и физического развития ребенка часто проявляются уже в раннем  и  младшем дошкольном возрасте.

По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. В этот период формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания.

С психолого-педагогической точки зрения ранний возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. Благодаря быстрым темпам развития в этот период детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения в развитии, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении письмом, чтением и счетом, являются причиной появления вторичных психологических отклонений и школьной дезадаптации.

Так, если в период с 7-го по 21-й день жизни (наиболее благоприятный для развития зрительного внимания) эмоционально не общаться с ребенком, вызывая его зрительное сосредоточение на лице взрослого или игрушке, то в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности с концентрацией и устойчивостью внимания на уроке. Если ребенку  с двух месяцев не обеспечить условия для захватывания и ощупывания игрушки, действий с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности. Раннее и своевременное развитие ручной моторики на первом и втором году жизни существенно влияет на развитие речи и мышления, а уровень развития восприятия в этом возрасте существенно влияет на мышление. Таким образом, отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируются в полной  мере в последующие периоды жизни ребенка.

Пластичность нервной системы ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Своевременная адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения его психофизического развития и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения. Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств эмоциональной и личностной сферы, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т. д.).

Поиск наиболее эффективных методов коррекции психического развития детей с отклонениями в развитии является актуальной проблемой для педагогов-психологов.

Основная цель коррекционно-развивающей работы - развитие познавательной сферы детей раннего возраста с отклонениями в психофизическом развитии.

Задачи:

— развитие эмоциональной сферы;

— развитие предметных действий и предметной деятельности;

— сенсорное развитие;

— развитие мышления, внимания и памяти;

— развитие мелкой моторики;

Ожидаемые результаты:

положительная динамика в развитии психических процессов, эмоциональной сферы, повышение познавательной активности.

Практическая значимость: данный опыт может быть использован психологами и педагогами, работающими с детьми раннего возраста.

Начальным этапом  коррекционно-развивающей работы с детьми является комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка. 

Изучение особенностей ребенка начинается с диагностики интеллектуального развития ребенка с использованием комплексной методики оценки умственного развития ребенка 2-3 лет Е.А. Стребелевой, диагностики нервно-психического развития на основе нормативных показателей данного возраста, составленных Н.М.Аксариной и К.Л.Печорой, диагностики социально-эмоционального развития по методике Е.Б. Волосовой, получения информации о состоянии здоровья ребенка, анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении. При этом выясняется, кто из этого ближайшего окружения наиболее заинтересован в развитии ребенка, кто оказывает ему максимальную поддержку и кто наиболее компетентен в вопросах стимулирующего воздействия на ребенка. В обследовании используются игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др.

На основе данных, полученных с помощью диагностики, составляется карта показателей нервно-психического развития и развития навыков и умений ребенка (сенсорное развитие, развитие общих движений, мелкой моторики, развитие речи, формирование игровой деятельности и навыков самообслуживания) и заводится индивидуальная коррекционная карта.

Следующий этап – МППС, где анализируется полученная информация и определяется группа детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей. Родители являются центральной и определяющей фигурой в воспитании и развитии ребёнка. Следовательно, развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста становится более эффективной при участии и активной включённости в нее родителей. Просвещение родителей, их консультирование по поводу развивающих игрушек, игр и занятий, раскрытие особенностей психики и возрастных закономерностей развития ребенка - необходимая составляющая коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

Следующий этап - составление индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.

Завершающим этапом является итоговая диагностика, по результатам которой принимается решение о выводе ребенка из группы или о продолжении коррекционно-развивающей работы с ним в следующем учебном году.

С целью изучения проблемы и повышения эффективности коррекционно-развивающей работы мною была проанализирована методическая литература, касающаяся вопросов коррекции и развития детей раннего возраста; при составлении плана работы использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми раннего возраста, собраны и систематизированы упражнения, игры из разнообразных источников по раннему и дошкольному воспитанию.

Коррекционно-развивающее воздействие основывается на принципах:

  • учет индивидуальных актуальных и потенциальных возможностей, способностей, знаний и умений конкретного ребенка;
  • поэтапность в формировании новых видов деятельности;
  • комплексный подход к проблемам ребенка;
  • систематичность заданий и используемых на занятии игр.

        Наиболее эффективной формой являются индивидуальные занятия.

В коррекционно-развивающей работе мною применяются различные формы: игры на сенсорное развитие (на формирование умения находить по образцу одинаковые по форме фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие, подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, по форме и величине. Направленные на формирование умения находить геометрические фигуры по их названию. Игры, направленные на формирование умения сопоставлять предметы с геометрическими фигурами, на формирование умения группировать предметы по форме, цвету, размеру и т.п.); на развитие психических процессов, эмоциональной сферы, мелкой моторики; элементы песочной терапии; компьютерные развивающие игры.

Развивающие занятия на песке, используемые мной в работе – это очень эффективное вспомогательное средство коррекционного воздействия, которое не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но и позволяет снизить эмоциональное напряжение, стабилизировать эмоциональное состояние.

Развивающие компьютерные игры позволяют проводить занятия в соответствии с современными требованиями, а также являются эффективным средством для развития памяти, внимания, сенсорики, моторики, координации.

Все занятия проходят в игровой форме, с применением ярких, привлекательных, эстетически оформленных пособий, с применением компьютерных и электронных технологий. Обязательным условием проведения занятий является установление эмоционального контакта с ребенком и сохранение доброжелательного тона в течение всего занятия. Во время выполнения деятельности необходимо побуждать ребенка к посильной самостоятельности, развивать познавательную активность и обязательно положительно оценивать успехи ребенка.

В нашем детском саду существуют группы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них воспитываются дети от трех месяцев до трех лет. В этих группах система ранней педагогической и психологической помощи имеет особое значение, поскольку большая часть детей имеет те или иные отклонения, обусловленные сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами.

Но, как показывает практика, при хорошо организованной педагогической и психологической работе эти дети успешно развиваются и даже опережают в развитии детей из обычных групп.

При сравнении результатов начальной и итоговой диагностики можно говорить о хорошей положительной динамике в развитии детей с нарушениями психофизического развития.

Результаты коррекционно-развивающей работы

ЛИТЕРАТУРА

1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000, - 144 стр.

2. Выготский Л.С. Психология. М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС, ЭКСМО-ПРЕСС, 2000 = 1008 с.

3. Закревская О.В.  Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

4. Иванова А.Е., Кравец О.Ю. и др. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 112 с: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).

5. Матвеева Н.Н.. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей. — М.:АРКТИ, 2005. — 96 с. (Развитие и воспитание)

6. Немов Р. Познание и поведение в раннем возрасте.Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2 Психология образования – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 608 стр.

7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977

8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. — Л: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003, —120 с: илл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность....

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада.

Представлен опыт работы по теме "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта обшеобразовательного детского сада"....

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет прио...

Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

«Организация коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях»

В консультации представлены упражнения и  развивающие игры, которые можно проводить родителям с детьми в домашних условиях по подготовке к школе....