Детско-родительская группа инклюзивной направленности, как форма коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Детско-родительская группа инклюзивной направленности, как форма коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.
(Из опыта работы Центра «Радуга жизни» г.Москва)
В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
К лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
Обращение к дошкольному возрасту как к одной из первых ступеней инклюзивного образования не случайно. Существует множество исследований и работ, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Дошкольный возраст ребенка - это совершенно особенный период развития ребенка, это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения.
Ребенку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.
Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет, жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков нарушений и т.д.).
В сложной позиции находятся родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно с раннего возраста в таких семьях часто формируется феномен инвалидизации, когда семья замыкается и теряет большинство социальных контактов. В России работу с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в основном ведут медики, а ранняя психолого-педагогическая диагностика и социально-педагогическая работа с данной категорией детей фактически отсутствует. В то же время максимальная эффективность коррекционных и развивающих мероприятий приходится именно на ранний и дошкольный возраст. Ни в какой другой период добиться такой эффективности оказывается практически невозможно.
Поэтому комплексная работа важна не только с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но с их родителями. Особое место в этой работе должны занимать ее групповые формы. Групповая работа зачастую становится эффективным средством понимания, как маленького ребенка, так и родителей самих себя. Групповые занятия позволяют снять ощущения единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании ребенка, получить обратную связь со стороны специалиста и других родителей.
ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Радуга жизни» осуществляет свою деятельность с детьми и подростками от 1 до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные).
Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором. Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства при помощи «обходных путей» (Л. С. Выготский):
- максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка);
- выдвижение специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития, преодолению «социального вывиха» (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения: эмпатии, жестовой речи);
- применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);
- расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
- активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.
Для детей раннего и дошкольного возраста в Центре организована работа групп раннего развития.
Принципы работы в группе:
1. Реализация принципа коммуникативной направленности, т.е. целенаправленное формирование различных навыков общения со взрослыми и сверстниками, налаживание адекватного взаимодействия ребенка с близким взрослым, в первую очередь с мамой – основная цель групповой работы.
2. Работа с ребенком раннего возраста осуществляется в игровой форме, игровое пространство продумывается и организуется заранее с учетом использования всех модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой, обонятельной и вкусовой). Игровые зоны являются постоянными.
3. Активное включение родителей в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников-партнеров в происходящем, формирующих у ребенка познавательную активность и стимулирующих развитие различных поисковых способов ориентировки в окружающем и, кроме того, наблюдающих и отслеживающих динамику развития своих детей при помощи педагога.
4. Одной из основных форм деятельности ребенка в группе является правильно организованная свободная работа, в результате которой ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития. Кроме того, в свободной работе родители и дети приобретают навыки адекватного взаимодействия. Данные навыки закрепляются в групповых «кругах» в начале и в конце занятия. На «кругах» используются различные элементы музыкальной терапии, применяются арттерапевтические методики: с детьми и родителями проводятся игры на взаимодействие, поют песенки-потешки, сопровождающиеся различными движениями и игрой на музыкальных инструментах, проводятся пальчиковые игры, театрализации и т.п.
Программа занятий в группе может включать в себя ряд разделов, содержащих определенные коррекционно-развивающие задачи, которые могут быть реализованы в различных видах деятельности. Формирование навыков социально взаимодействия, развития речи и познавательной деятельности являются основными задачами и неотъемлемой частью каждого из разделов программы.
При этом если занятий проводят одновременно несколько специалистов (социальный педагог и логопед), это позволяет увеличить спектр коррекционно-развивающих задач.
Так для детей младшего раннего возраста в Центре «Радуга жизни» реализуется программа социальной адаптации.
Цель программы - содействие социальной адаптации каждого ребенка.
Задачи: - формирование у детей и их родителей, соответствующих возрасту способов и средств общения;
- расширение кругозора, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- ознакомление детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, страхом, стыдом и т.п.;
- освоение умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.);
- расширение пассивного словаря и формирование активного высказывания детей;
- развитие движений рук и мелкой моторики пальцев;
- формирование активной речи ребенка;
- установление взаимопонимания и сотрудничества между родителями и детьми.
Поскольку ребенок (в раннем возрасте особенно) познаёт мир с помощью взрослого путем подражания, а также сохраняет очень тесную эмоциональную связь с мамой, ведущей формой занятий с детьми выбрана фронтальная работа в детско-родительской группе. При построении программы учитываются также специфические принципы, учитывающие возрастные особенности участников группы:
- обучение проходит только в игровой форме;
- многократное повторение игр для закрепления навыка
- соответствие содержания и сложности материала детскому опыту;
- четкое структурирование каждого занятия (выработка алгоритма);
- частая смена видов деятельности для удержания внимания малышей;
- гибкость планирования и проведения занятий, вариативность в использовании игр и дидактического материала;
- только положительный эмоциональный фон;
- активное использование музыкальных и логоритмических приемов и методов обучения, фольклорного речевого материала.
Для достижения наиболее высоких результатов, при работе необходимо создать общими усилиями педагогов и родителей особого микроклимата в группе, атмосферы уважения личности ребенка и личности взрослого.
В свою очередь, своевременное определение образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса и активное включение родителей в этот процесс, способствуют полноценному развитию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, что, в свою очередь, облегчает весь процесс адаптации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР средне-старшего возраста. Образовательная область «Познавательное развитие».Тема: «Профессии наших мам».
Цели, задачи, ход занятия....
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в форме коррекционно-развивающей игры с элементами песочной терапии «Загадочные планеты»
Сценарий педагогического мероприятия с детьмиВолошина Татьяна Игоревна, дефектолог МБДОУ «ДС «Дельфин»,г. МуравленкоТема: «Загадочные планеты»Цель: развития мелкой ...
СТАТЬЯ "АВТОРСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".
В статье представлена модель работы в облачной системе и описаны такие формы дистантной работы с родителями и детьми в сети Интернет, как образовательный маршрут или Web-навигатор для всесторонн...
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в ДОУ
В статье описаны направления и задачи коррекционно-ращвивающей работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....