Актуальные подходы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОГРАММА СЕМИНАРА: Методические разъяснения и рекомендации для педагогов на тему: «Организация взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации». Классификация детей с ОВЗ. Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательного процесса ДОУ. Практическая часть в форме мастер-класса.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Актуальность
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования . Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе . Это обусловлено не только процессами гуманизации , но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку. Проблема
« Инклюзия " в переводе с англ. языка inclusive -означает " включенность», с франц. я зыка inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом - включенное образование, термин , используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ Что такое «Инклюзия» ? Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми «Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие! Дети живут вместе в обычной группе детского сада Специалисты помогают детям. Обычные группы изменяются. Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные. Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Равные возможности для каждого! Мир без границ!
Инклюзивное образование
Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования : С пецифические задачи : квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников; интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности ; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ Цели и задачи - система задач трех уровней : коррекционный - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ; профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ; Развивающий - оптимизация , стимулирование, обогащение содержания развития . И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ .
Т ехническое оснащение образовательных учреждений; Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами; Н еобходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ в ОУ; Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного анализа , уточнения; В некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного моделирования; Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер « фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому» Меры для решения поставленных задач :
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !
Педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию . Преимущества инклюзивного образования : Социального характера: развитие самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность. Психологического характера: исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности Ме дицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме; исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
1 Запрос на обследование ребенка: администрация ( мониторинг) , педагоги, родители (проблема в развитии ) 2 Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги (логопед , психолог), специалисты , воспитатели 3. Реализация рекомендаций консилиума 4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми. Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - б еседа и анкетирование родителей, д иагностика развития ребенка ,н аблюдение за поведением в группе Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы .
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах; Индивидуальная программа обучения (ИПО ); Компетентный подход и инклюзивное образование. Педагоги , варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. . Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенк а
Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Мед. сестра Врач-педиатр Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Старший воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Мед. сестра Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Организация эффективного взаимодействия педагогов и специалистов
Организация эффективного взаимодействия педагогов Модель коррекционно-развивающей деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО) представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень физического и психического развития дошкольника. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде. Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа в основном проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Организация эффективного взаимодействия педагогов Для ребенка с ОВЗ на базе ООП разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию (АОП по нозологиям) В адаптированной образовательной программе определяется специфическое для ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Адаптированная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ.
Организация эффективного взаимодействия педагогов В ДОО организован психолого - педагогический консилиум ( ППк ). Создание консилиума позволяет решать следующие задачи: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи; проектирование оптимального образовательного маршрута сопровождения, который позволяет скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности; отслеживание динамики в психофизическом развитии детей.
Организация эффективного взаимодействия педагогов Совместная деятельность участников психолого-педагогического сопровождения реализации ООП включает следующие блоки: Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста (3 -7 лет). Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по подготовке к школе. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями - дети с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска". Своевременное выявление воспитанников, испытывающих трудности в освоении ООП.
Организация эффективного взаимодействия педагогов Критерии эффективности реализации психолого-педагогического сопровождения ООП : увеличение количества субъектов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении (воспитатели, родители (законные представители), иные специалисты); положительная динамика и устойчивые результаты в освоении образовательной программы, в коррекционно-развивающей работе; вариативность мероприятий проводимых в рамках направлений психолого - педагогического сопровождения; повышение психолого-педагогической культуры педагогов, родителей (законных представителей); удовлетворенность услугами психолого-педагогического сопровождения; наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей психолого-педагогическое сопровождение; наличие предметно-пространственной среды для психолого-педагогического сопровождения.
Направления психолого-педагогического сопровождения Коррекционно-развивающее направление деятельности включает: выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Направления психолого-педагогического сопровождения Информацинно-просветительское направление предусматривает : различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению грамотности, как педагогов, так и родителей. Консультативное направление включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ; консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? …. Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей , расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса ; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Вывод
Рефлексия
СПАСИБО за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду
Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал «В гостях у логопеда».Он ...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...
Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...
Кинезиологический подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ
Перед ДОУ актуальной остается задача в разностороннем развитии детей дошкольного возраста и их подготовке к полноценной жизни в современном обществе....
"Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми в рамках инклюзивного образования в ДОУ"
В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушени...
Сообщениена МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"
За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания....
Презентация на МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР".
В презентации рассматриваются формы занятий с детьми в рамках скорочтения, количество и продолжительность занятий в пределах курса. Рассматривается дислексия с точки зрения нейропсихологии и логопедии...