Формирование предпосылок к развитию деятельности у детей с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике
В статье доказывается, что при специальном обучении у ребёнка с нарушением появиться мотив, интерес к способам действий, возникнет необходимость, потребность к действиям с предметами, и, сначала в совместных действиях с взрослым, начнёт понимать цель своей деятельности и анализировать её условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_k_razvitiyu_deyatelnosti_detey_s_ovz.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок к развитию деятельности
у детей с нарушением интеллекта
Одной из основных форм обучения в специальных дошкольных учреждениях являются коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционные занятия с детьми проводятся на основе планирования, определения инструментария, уточнения структуры и объёма занятия с учётом особенностей в психофизическом развитии каждого ребёнка и соблюдение требований к организации и проведению занятий [1С.36].
Содержание занятий по развитию познавательных процессов строится с учетом закономерностей развития нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания принципа единства психического развития нормального и аномального ребенка. Из научных исследований А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой мы знаем, что при разработке коррекционно-развивающих занятий учитывается специфика обучения детей с нарушением интеллекта, и учитываются следующие принципы построения занятий:
- частая смена видов деятельности. Для результативности занятия внимание ребёнка привлекается сменой объектов и видов деятельности. При правильной организации коррекционно-воспитательной работы, внимание детей становится более устойчивым, произвольным и количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.
- повторяемость программного материала. Для стойкого интереса к занятиям и переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации для детей с нарушением интеллекта количество занятий должно быть значительно больше, чем для детей с нормальным интеллектом. Это необходимо для развития обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
- обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Ряд занятий с детьми по решению учебной задачи строится таким образом, чтобы в результате ребёнок смог перенести полученные представления с одних объектов и ситуаций на другие.
- игровая форма. Решая учебную задачу, педагог ставит перед ребёнком игровую, тем самым ненавязчиво привлекает его к решению задачи. Постепенно познавательный интерес к самой деятельности сформируется, и игра отойдёт на второй план [2 c.31].
Методические принципы подхода к обучению детей с нарушением интеллекта не выступают изолированно. Каждому этапу обучения соответствует соотношение методов, которые используются в сочетании. Воспитание и обучение определяется уровнем и особенностям развития детей, задачами коррекционно-воспитательной работы. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами.
Никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка.
У детей c нарушением интеллекта в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде (Н. Г. Морозова; А. А. Катаева и др.).
Установлено, что движение развития деятельности ребёнка зависит от уровня сформированности мышления и речи, стойкого интереса к деятельности и, ориентированного на результат, волевого усилия, двигательной сферы.
По утверждению учёных только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.).
Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы является формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам, а обучение предметным действиям и её формирование – одной из центральных задач, так как является исходной при формировании других видов деятельности. При специальном обучении у ребёнка появиться мотив, интерес к способам действий, возникнет необходимость, потребность к действиям с предметами, и, сначала в совместных действиях с взрослым, начнёт понимать цель своей деятельности и анализировать её условия.
В специальных учреждениях большое значение имеет создание предметно развивающей среды, отвечающей особенностям развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии.
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. В основе организации такой среды лежит системный подход к коррекционно-развивающему обучению детей с нарушениями в развитии и современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста [4].
Исходное требование к предметной среде – её развивающий характер. Она должна объективно через своё содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития[5].
Использование новых информационных технологий (в том числе компьютерных) входит в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности, формируют у ребёнка мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность к жизни в информационном обществе.
Новые технологии все активнее влияют на изменение и развитие информационно-образовательной среды.
Задействованность насыщенной информационными технологиями среды, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. В этих условиях на ведущие позиции выходят принципы педагогической поддержки участников образовательного процесса, прежде всего детей. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
Наиболее распространённое направление применения компьютера в дошкольном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики детского сада.
Материально-техническое обеспечение используется для охраны, укрепления и совершенствования здоровья воспитанников, а также в качестве средства познания окружающей действительности (в том числе и обучения), развития коммуникативной деятельности и социализации детей с нарушениями в развитии [4].
Таким образом, «Разработки теоретических подходов к решению вопросов развития детей с умственной отсталостью и практический опыт показывают, что благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные изменения в познавательной и эмоционально – волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно – развивающей работы ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него развития, преодолеть трудности овладения знаниями, умениями и навыками, что способствует успешной реабилитации и востребованности обществом. Такая работа должна носить индивидуально – дифференцированный характер, охватывать все линии психофизического развития ребенка, учитывать степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности нервной системы, свойства и особенности его личности в целом» [3 c.1].
Список литературы:
- Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с. — (сер. Бакалавриат).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
- Корниенко Н. В. Развитие познавательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 86–90. –
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание/ Редактор: Зыкова М. А., Попова М.А. / Издательство: Просвещение, 2011 г./ Серия: Коррекционное образование / Страниц: 270
- Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша» Автор: Павлова Марианна Федоровна Рубрика:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...
«Особенности формирования игровой деятельности детей с нарушением интеллекта»
Данный работа была проведена для того, чтобы обратить внимание педагогов – дефектологов на возможность использования в воспитательно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных образных...
Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта
Дети с нарушением интеллекта требуют особого подхода в работе с ними. Для них создаются специальные программы развития. Здоровый образ жизни важен для любого ребенка, будь он воспитанником обычного де...
Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, влияющие на формирование навыков игры
В материале рассматриваается вопрос развития игровой деятельности у детей с ограниченными возможнстями здоровья с точки зрения нейрофизиологии....
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Статья: Деятельность дефектолога по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта с целью их ранней социализации
Проблема ранней социализации детей с нарушением интеллекта – одна из актуальных в современном специальном образовании. Сюжетно-ролевая игра, согласно исследованиям от...
Формирование основ экологической культуры у детей с нарушением интеллекта
Удивителен и многообразен мир природы, как много загадочного и неизведанного скрывается в недрах нашей земли. Чтобы сохранить всю эту удивительную красоту для последующих поколений необходимо...