Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, влияющие на формирование навыков игры
статья по теме
В материале рассматриваается вопрос развития игровой деятельности у детей с ограниченными возможнстями здоровья с точки зрения нейрофизиологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности высшей нервной деятельности
детей с нарушением интеллекта,
влияющие на формирование навыков игры.
Автор: Кузьмина И.В.
Для того, чтобы добиться максимального коррекционного эффекта при формировании игровой деятельности умственно-отсталых детей дошкольного возраста, необходима своевременная диагностика и возможность начать медико-педагогическое воздействие в раннем возрасте. А для этого очень важно знать особенности высшей нервной деятельности детей данной категории, которые затрудняют к формированию навыков игры.
Высшую нервную деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуют особенности работы некоторых функций коры головного мозга. Надо отметить, что у таких детей медленно формируются новые условные связи, поэтому у них значительно снижена способность усвоения учебного материала и именно поэтому процесс обучения строится на многократном повторении. Кроме того, уже сформированные навыки без длительного подкрепления могут быть утрачены.
Усвоение какого – либо навыка означает и формирование новой системы условных связей, и отграничение условий, при которых осуществление данного привычного действия будет адекватно ситуации, от условий при которых привычные действия должны быть заторможены. Исследования высшей нервной деятельности детей, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, показали, что дифференцирование связей вырабатываются с большим трудом, редко достигают прозрачности, отличаются неустойчивостью и легко утрачиваются. Например, изображая в игре «Уложим Катю спать» маму – девочка может, вместо спокойного укачивания куклы в коляске, начать с ней бегать или толкать коляской другого ребенка, или совершать совсем неадекватные действия с куклой (таскать её за волосы, стучать об стол).
Другая немаловажная особенность высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, является слабость протекания нервных процессов, неравномерность процессов возбуждения и торможения. Так как нарушение интеллекта может иметь различную этиологию, нервные клетки разрушаются в определенных участках головного мозга и ухудшается состояние нервных клеток коры головного мозга в целом. Например, при поражении ц. Брокка ребенок долго не овладевает речевыми навыками, но вполне удовлетворительно может ориентироваться в бытовой ситуации, и наоборот почти до 8 лет ребенок затрудняется себя обслуживать, но у него практически не нарушено звукопроизношение. Это различие обусловлено тем, что слабость процесса возбуждения ведет за собой плохое замыкание новых условных связей, а слабость активного внутреннего торможения приводит к плохому качеству дифференцирования.
Ухудшение функционального состояния коры головного мозга проявляется прежде всего в том, что работоспособность нервных клеток снижена и после небольшой нагрузки они впадают в состояние охранительного торможения. Подобные явления возникают и у нормально развивающихся детей при переутомлении, недосыпании, длительном воздействии внешних раздражителей. Иногда они носят кратковременный характер, а иногда и затяжной. Именно это является основной причиной затруднения в обучении игровым действиям детей с интеллектуальной недостаточностью.
Вывод. Таким образом, отклонения в игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью вызваны нарушениями их высшей нервной деятельности, которые в свою очередь обусловлены органическим поражением головного мозга. Следовательно, особенностями высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью являются:
- слабость процессов возбуждения и торможения;
- склонность к охранительному торможению;
- недоразвитие второй сигнальной системы.
Однако следует отметить, что при раннем правильном диагностировании состояния интеллекта и своевременно начатом коррекционном обучении и воспитании недостатки формирования игровой деятельности можно сгладить и приблизить к нормальному состоянию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирования игровой деятельности детей с нарушением интеллекта»
Данный работа была проведена для того, чтобы обратить внимание педагогов – дефектологов на возможность использования в воспитательно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных образных...
Особенности высшей нервной деятельности ребенка
При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуа...
Самостоятельная работа Тема: «Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет)».
СодержаниеВведение…………………………………………………………..…………...………31. Период первого года…………………………………………………………..…..3-42. Развитие речи…………………………………………………………………..…..4-53. Период второй и третий год……………………………………………...
"Учёт возрастных особенностей высшей нервной деятельности детей"
Методические рекомендации...
Особенности развития творческой деятельности детей с нарушенным слухом.
В данной статье рассматриваются особенности развития творческой деятельности детей с нарушенным слухом....
Консультация «Типы высшей нервной деятельности и особенности работы с каждой категорией детей».
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду....
Развитие тонких движений пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста как средство формирования высшей нервной деятельности ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...