Формирование основ экологической культуры у детей с нарушением интеллекта
статья
Удивителен и многообразен мир природы, как много загадочного и неизведанного скрывается в недрах нашей земли. Чтобы сохранить всю эту удивительную красоту для последующих поколений необходимо рационально использовать богатства нашей природы, без нанесения ущерба окружающей среде, а также научить подрастающее поколение любить, ценить, приумножать и беречь природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury_u_detey_s_narusheniem_intellekta_.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ экологической культуры у детей с нарушением интеллекта
Удивителен и многообразен мир природы, как много загадочного и неизведанного скрывается в недрах нашей земли. Чтобы сохранить всю эту удивительную красоту для последующих поколений необходимо рационально использовать богатства нашей природы, без нанесения ущерба окружающей среде, а также научить подрастающее поколение любить, ценить, приумножать и беречь природу.
Бесспорно, решением данной проблемы следует начинать заниматься с дошкольного возраста, так как именно это возраст наиболее благоприятен для формирования основ бережного отношения к природе.
Среди детей дошкольного возраста выделяют группу «особых» детей, которая по-своему психофизическому развитию (с нарушением интеллекта), отстает от нормально развивающихся детей. Поэтому таким детям требуется специальная коррекционная помощь и особая система в работе по формированию основ экологической культуры.
Анализ специальной методической литературы в работе с детьми с нарушением интеллекта, показывает, что вопросам экологического воспитания совсем не уделяется должного внимания, а имеющиеся современные разработки в основном направлены на развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
Отсутствие недостаточного внимания к данной проблеме служит причиной недоброжелательного отношения детей к людям и окружающей их природе, что не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их, а так, же затрудняет адаптацию в социальном обществе.
С этой целью была выстроена система работы, которая нацелена на формирование основ экологической культуры, т.е. осознано правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и к людям как к части природы, - через эмоционально - эстетические чувства. Особенность построения данной системы позволяетт сделать детям первые шаги в познании природы, в познании самих себя - своих возможностей и способностей.
Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:
- развивать способность ориентироваться в окружающем мире;
- развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции;
- развивать диапазон цветовосприятия;
- формировать элементарные экологические знания и представления детей о природе;
- формировать бережное, ответственное отношение к миру природы и любовь к родному краю.
На начальном этапе работы нами были созданы условия для экологической работы с детьми с нарушением интеллекта:
- уголок природы объединил в себя уголок сенсорного воспитания, так как природа, с её цветом, формой, величиной, тактильными ощущениями, пространственным расположениями объектов и богатством звуков помогает коррекции и компенсирует аномалию развития у детей с нарушением интеллекта;
- «экологическая тропинка » организованная на территории и в помещениях ДОУ позволяет накапливать каждым ребенком личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, так же позволяет воспитывать у ребенка познавательный интерес, дает большие возможности для сенсорного и эмоционального развития, развивает эстетические чувства.
Основной этап работы состоит из трёх образовательно - воспитательных циклов:
- «Экологическая прогулка»;
- Сенсорное воспитание;
- Изобразительная деятельность.
Содержательная основа данной системы предусматривает комплексное погружение детей в природные «исследования» через «экологическую прогулку», сенсорное воспитание и изобразительную деятельность, неотъемлемо связанных друг с другом.
Занятия проводятся в виде «экологической прогулки» на территории детского сада, в прилегающем парке или в групповой комнате с помощью разнообразного дидактического материала.
«Экологическая прогулка» - это прямое общение детей с природой. Она для детей превращается в увлекательное путешествие в разноцветный мир природы, который включает в себя огромное разнообразие и методов и приемов, направленных на коррекцию и развитие всех органов чувств. Детям постепенно прививается умение наблюдать, видеть элементарный мир живой природы (растения, деревья, насекомые, птицы, животные и т.д.), и неживой природы (солнце, ветер, облака, вода, небо, снег, лед, земля и т.д. ), что позволяет формировать навыки общения, как с другими людьми, так и с природными объектами, а также пробуждает в детях эмоционально-положительное отношение к природе.
Каждое новое путешествие в природу основано на сенсорном восприятии детьми объектов живой и неживой природы, несет встречу с новыми формами, запахами, цветами, звуками, вкусами, тактильными ощущениями. В качестве приемов обогащения сенсорного восприятия детям предлагаются игры и упражнения, содержащие природные предметы и явления, например: «Попробуй на вкус и назови», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Часть и целое», «Собери букет», «Рассмотри узоры и подбери картинку», «Причудливые облака» и т.п. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
И все эти чувства необходимо закрепить практической работой с помощью простых нетрадиционных техник рисования («кляксография трубочкой», «оттиск печатками из картофеля, ниточной», «оттиск листьев», «набрызг», «рисование ладошкой и пальчиками» и т. д.), у детей развивается мелкая моторика, расширяется диапазон тактильных ощущений, обогащается опыт зрительных представлений о красоте родной природы. В рисунках дети передают свои впечатления, выражают свои эмоции, вызванные увиденной и прочувствованной красотой природы. Дети, играя, не подозревают, что осваивают природоведческие знания, учатся любить природу, быть хозяевами природы и конечно её защитниками.
Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями в виде консультативно-практических занятий, информационно-стендового материала, доступа участия на занятиях, праздниках и развлечениях и т.д., так как является важнейшим аспектом по формированию основ экологической культуры у детей; дает возможность более глубокого и полного проникновения в мир душевных переживаний своих детей, возможность общения с ними на равных в мире красоты и познания природы.
Представленный педагогический подход в работе с детьми с нарушением интеллекта отличается новизной, потому что решает комплексные задачи коррекции недостатков развития у детей, который способствует расширению представления детей об окружающем, коррекции, разностороннего развития и адаптации; раскрытию его потенциальных возможностей и способностей, развитию гуманных черт личности: отзывчивости, доброты, чуткости, ответственности за природу, за все живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...