Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Дети с нарушением интеллекта требуют особого подхода в работе с ними. Для них создаются специальные программы развития. Здоровый образ жизни важен для любого ребенка, будь он воспитанником обычного детского сада или коррекционного учреждения. Главное, сделать обучение интересным и веселым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта.

Когда мы говорим о здоровье, то первое, о чем многие подумали – это профилактика простудных заболеваний. На самом же деле это многоаспектный вопрос, в котором уделяется большое внимание не только сохранению и укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние 10 лет состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-ой группы здоровья.

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей с нарушением интеллекта происходит только в совместной деятельности с педагогом, в режимных моментах, через использование проблемно-игровых ситуаций. Основными методическими приемами обучения детей являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых взрослый сопровождает свои практические действия речью. Важно  информирование родителей о необходимости в воспитании и приобщении детей к здоровому образу жизни. Все вышеперечисленные действия направлены на воспитание у детей привычки вести здоровый образ жизни.

В укреплении детского организма важно систематическое проведение специальных оздоровительных мероприятий.

Одним из главных является закаливание. Необходимо систематическое и продолжительное пребывание детей на воздухе. Во многих семьях прогулки вечером, особенно зимой, в морозную погоду, не проводятся, а иногда и в выходные дни дети совсем не выходят из дома, хотя это крайне необходимо. Дети радуются не только возможности погулять, но и побыть вдвоем с мамой или папой, поговорить с ними, поиграть. После прогулки у детей появляется хороший аппетит, бодрое настроение, они быстро засыпают и спят более глубоко. К повседневному закаливанию относится мытье рук и умывание прохладной водой, ношение облегченной одежды, водные и воздушные процедуры, соблюдение температурного режима.

 Так же очень большое значение для укрепления здоровья имеет ежедневная  утренняя гимнастика, и  будет иметь оздоровительное значение только в том случае, если она проводится  при наличии соответственного комплекса упражнений в надлежащих условиях.

Помните, во всех видах деятельности необходимо следить за осанкой детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта является первым и основным звеном воспитания личности. Овладение этими навыками делает ребенка более самостоятельным, менее зависимым от взрослого.

Когда ребенок научится самостоятельно одеваться, умываться, есть, у него появляются первые обязанности. Очень важно воспитать у детей правильное отношение к своим обязанностям и потребностям, научить их преодолевать трудности, быть аккуратными.

Необходимо приучать детей следить за своим внешним видом, учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Очень важно сформировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, убирать за собой со стола.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни необходимо сформировать у них элементарные знания и представления о своем организме, частях тела и лица, и их функциональном назначении, а так же бережное отношение к своему телу.

Существуют различные здоровьесберегающие технологии.

К традиционным относятся: организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры, воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна по массажным дорожкам, а также динамические паузы, подвижные игры, релаксация, технологии эстетической направленности.

К нетрадиционным методикам оздоровления относятся: профилактика плоскостопия, сколиоза; бодрящая,  корригирующая и пальчиковая гимнастики; массаж и самомассаж; различные виды дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Для обеспечения благоприятного психологического климата применяются следующие технологии: проблемно-игровые  (игротренинги), коммуникативные игры, технологии музыкального воздействия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, технология организации игр-этюдов.

В многообразии факторов, влияющих на состояние здоровья, физическое развитие растущего организма, здоровый образ жизни играет ведущую роль.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка закономерностям формирования его организма. Одним из самых важных стимуляторов роста и развития ребенка является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями и учитывает индивидуальные и возрастные особенности, а также соответствует его функциональным.

Видеть активного и веселого ребенка – желание каждого, кто находится  с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее, и главный помощник – это движение. Играйте с ребенком, будьте активны и веселы, познавайте вместе с ребенком радость движения.

Статью подготовили сотрудники ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского р-на г.Санкт-петербурга:

Бочтарева Алла Леонардовна – учитель-дефектолог,

Цветкова Юлия Владимировна – воспитатель;

Некрасова Юлия Александровна – воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у...