Как слоник свой гнев потушил: конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с агрессивным поведением
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Молчанова Анна Александровна

Цель: отреагирование агрессивных состояний, снижением психоэмоционального напряжения у детей. 

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей об эмоциях, в том числе об эмоции «гнев».
  2. Снять эмоциональное напряжение, дать выход негативным эмоциям в социально-приемлемой форме.
  3. Развивать навыки саморегуляции и контроля поведения;
  4. Выразить негативные переживания в символической форме.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_art-terapevticheskogo_zanyatiya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Конспект арт-терапевтического коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением: «Как слоник свой гнев потушил»

        Педагог-психолог

Кузнецова А.А.

                                                     

Тюмень, 2020

Цель: отреагирование агрессивных состояний, снижением психоэмоционального напряжения у детей. 

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей об эмоциях, в том числе об эмоции «гнев».
  2. Снять эмоциональное напряжение, дать выход негативным эмоциям в социально-приемлемой форме.
  3. Выразить негативные переживания в символической форме.
  4. Развивать навыки саморегуляции и контроля поведения;.

Ход занятия

Ритуал приветствия.

Дети по очереди по кругу называют свое имя и то настроение, с которым они пришли на занятие.

«У нас с вами бывают разные настроения: кто-то может быть радостный, кто-то грустный, кто-то испытывает удивление, а кто-то злость. Скажите, ребята, радость – это приятное чувство? А грусть? А злость? (демонстрация карточек «Азбука настроений». Действительно, нам бывает очень неприятно испытывать злость, но бывает такое, что с ней очень трудно справиться».

 Настрой на работу, вводные упражнения.

«Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в необычное путешествие в Африку, чтобы узнать, как можно справиться с гневом. Вы знаете, кто живет в Африке? (ответы детей). Посмотрите на изображение, что вы видите? (Саванна, вулкан, животные).  

Танец под песенку «У жирафов пятна…».

Скажите, ребята, а кто самый большой, крупный и сильный житель Африки? (слон).   Вы знали, что гнев — это тоже очень сильная эмоция, поэтому справиться с гневом бывает не очень просто. Я предлагаю послушать сказку про Слоника, который свой гнев потушил. Она подскажет нам способ, с помощью которого можно справиться с собственным гневом.

Сказка «Как Слоник свой гнев потушил»

(сказка адаптирована под старший дошкольный возраст, представлена авторская интерпретация сказки)

В одной далекой стране жил-был Слоник. Иногда он так сильно злился, что мог сделать что-нибудь, о чем потом жалел. Вот однажды, рассердился он на жирафов, из-за того, что они любили его дразнить и говорить ему неприятные вещи, например, они могли сказать, что у слоника некрасивые штаны или пошутить неприятно, или сказать, что у него спина белая. Она, конечно же, была серая, а не белая, но жирафы-то знали, что слоник любит злиться и специально придумывали про него всякие неприятные слова, чтобы еще больше его разозлить. И слоник на них так рассердился, что несколько деревьев, которые любили те жирафы, сломал.

В гневе Слоник ломал деревья и был не управляем.

Когда Слоник пытался сдерживаться, то в итоге получалось еще хуже. Гнев все равно находил способ прорваться. Совсем он потерял надежду совладать со своим гневом. Дружить с ним никто не хотел, все смотрели на него и говорили, что он злюка.

Но однажды, когда Слоник в очередной раз был до предела разозлен, он увидел извержение Вулкана.

Слоник замер и уставился на Вулкан: казалось изрыгающая пламя гора выражала его чувства. Извержение продолжалось несколько минут, и все это время Вулкан постоянно менялся: из пылающей опасной горы он превратился в спокойное теплое пепелище.

Неожиданно для себя Слоник понял, что и его гнев куда-то полностью испарился, и он стал совершенно спокоен. Это никак не давало Слонику покоя: кажется, он нашел способ справляться со своим гневом. Но где же взять работающий Вулкан каждый раз, когда он злится?

И решил Слоник спросить совета у мудрого змея - Удава. Удав внимательно выслушал историю Слоника, а потом спросил:

— Ты хорошо запомнил Вулкан и то, что с ним происходило?

— Конечно! Мне кажется, я никогда этого не забуду, это было так впечатляюще!

— Тогда я тебя поздравляю, — сказал Удав очень спокойно — твой Вулкан всегда будет с тобой.

Слоник непонимающе посмотрел на Удава:

— Наверное, ты что-то путаешь, я хоть и сильный, но таскать с собой Вулкан не смогу, тем более, когда он извергается.

Но Удав по-прежнему сохранял полное спокойствие:

— Просто всякий раз, когда будешь злиться, закрывай глаза и представляй тот самый вулкан. И смотри на него до тех пор, пока его извержение не закончится.

Слоник задумался и побрел к себе домой.  

Через несколько дней Слоника опять что-то разозлило. Он был так взбешен, что глаза его покраснели. И конечно же у него из головы совершенно вылетел совет Удава. Внезапно, прямо над самым ухом Слоника, какая-то смелая птичка прокричала:

—  Смотрите! Смотрите! У Слоника глаза красные от злости!

А слоник… думаете он обиделся и разозлился?

Слоник мгновенно остановился, закрыл глаза и начал представлять себе Вулкан. Он взрывался, плевался лавой и камнями, изрыгал тучи пепла и дыма. Но с каждым мгновением его сила таяла и вскоре воображаемый вулкан, как и настоящий когда-то, совсем успокоился. И Слоник успокоился вместе с ним.

Слоник понял, что теперь он может контролировать свой гнев. Главное тренироваться, чтобы не забывать.

И вскоре все вокруг удивлялись: они уже и не помнили, когда в последний раз видели Слоника разозленным.

Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан»

Задачи: отреагирование, экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.

Материалы: световой стол для рисования песком.

Ход упражнения:

Настрой.

Каким был наш слоник в начале сказки? (злым, сердитым, разгневанным). Как он себя вел, когда злился? Что помогло ему справиться с гневом? Что помогло слонику потушить свой гнев? А можем ли мы использовать такой же способ справляться с гневом?

- Сейчас мы с вами подойдём к песочнице. Но прежде чем мы опустим туда ручки, давайте повторим правила, что нельзя делать с песочком?

Дети повторяют правила (нельзя бросаться песком друг в друга, брать песок в рот, лезть в глаза грязными руками, толкаться у песочницы, поднимать пыль и т.д.)

А теперь давайте поздороваемся с песочком, приложите к нему свои ладони. А теперь погладьте песочек. Какой он?

Давайте представим, что по песочку пробежались жители африки. Дети изображают следы жирафов, львов, змей и слонов.

А теперь, ребята, на этой поверхности вы можете изобразить свой вулкан. Каким вы представляете свой вулкан? Как сильно он будет извергаться? Дай своему вулкану извергаться так, как ему хочется, чтобы гнев испарился как у Слоника. (Дети выполняют упражнение).

Рефлексивный анализ.    

 Релаксация «Вулкан»

Дети занимают удобную позу, расслабляются.

Прислушайтесь к себе.

Представьте, что внутри вас расположен Вулкан.

В нем находятся все чувства, которые хотят вырваться как лава: это злость и обида, они потихоньку закипают и словно лава в настоящем вулкане, готовятся выплеснуться.

Следите за бурлением, чувствуйте их жар и нарастающую силу.  В какой-то момент разрешите потоку чувств вырваться на волю. Представьте, как началось извержение внутри вас. Наблюдайте за этим процессом. Смотрите как летят искры злости, обиды и других неприятных чувств.

У кого-то чувства текут как огненная лава, у кого-то из «жерла» валит дым и пепел и т.п.

Извергните Вулкан весь без остатка. Сейчас из вулкана вышла вся лава, и после шума, рева, грохота, наступает тишина.

И вдруг -  пошёл дождь. Сначала моросит, потом прорывается ливнем, потоком. И очень быстро заполняет вулкан прозрачной водой. До самого верха.

Дождь прекращается. Остается Озеро в кратере Вулкана. Гладкое, чистое, голубое и спокойное. 

Прощание

Список литературы:

  1. Барсукова, О. В. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии / О. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1609/ (дата обращения: 07.12.2020).

Педагог-психолог Кузнецова Анна Александровна, МАДОУ Д/С 158 г. Тюмень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционного занятия для детей c агрессивным поведением

Занятие "Мы такие разные" . Цель занятия: формирование навыков самоконтроля у детей с агрессивным поведением посредством игротерапии....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...