Статья на тему: "Восприятие цвета детьми раннего возраста с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Восприятие цвета детьми раннего возраста с нарушением зрения затруднено из-за трудностей зрительного отражения, однако,в то же время, оно является необходимым для развития зрительного восприятия, в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._vospriyatie_tsveta_detmi_rannego_vozrasta_s_narusheniem_zreniya.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие цвета детьми раннего возраста с нарушением зрения.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Корнева Г.В.
ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Ранний возраст – чрезвычайно важный период развития дошкольника.
В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём.
Главным средством удовлетворения данной потребности является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением – это цвет.
Маленькие дети любят цвет, эмоционально реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь малышей и помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира. Цвет вызывает у детей живой познавательный интерес.
В силу возрастных особенностей, большинство детей, поступающих в детский сад, практически не имеют понятий о цвете.
Сначала малыши учатся различать цвета по принципу «такой – не такой» в ходе сравнения. Затем, появляется навык зрительного соотнесения по цвету на расстоянии – дистантное восприятие цвета. Осуществляется выбор цвета по образцу. Позже, ранее полученные зрительные представления о цвете закрепляются в слове.
В ходе такого поэтапного знакомства с цветом, малыши постепенно научаются выделять и учитывать цвет; группировать в соответствии с образцом предметы по цвету; использовать в развивающейся речи общепринятые слова-названия цвета для обозначения цветовых свойств предметов (например, яблоки бывают красные, жёлтые и зелёные).
Однако в случае, если у ребёнка раннего возраста зрение нарушено, данный процесс осложняется и замедляется. По данным исследований, у 70-80% дошкольников с нарушением зрения как у слабовидящих, так и у детей с функциональными расстройствами зрения нарушено восприятие цвета. Данные нарушения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения.
Снижение зрения ограничивает естественную стимуляцию зрительной системы, вследствие чего ребенок лишается возможности приобрести столь же полный сенсорно – перцептивный опыт, как нормально видящий.
Значительные «пробелы» в зрительном отражении, в свою очередь, вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют познавательный интерес детей к окружающей среде, так востребованный в раннем возрасте.
Это, в целом, сказывается на снижении познавательной, и, как следствие – двигательной активности, а также на точности, осмысленности, константности и избирательности восприятия малыша.
В то же время, по мнению Л. П. Григорьевой, необходимым компонентом в системе развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является цветоразличение, так как, именно развитие восприятия цвета –
это основа восстановления зрительных функций, оно способствует повышению остроты центрального зрения.
Развитие зрительного восприятия с помощью цвета актуально. Оно обусловлено активным «включением» зрения в акт видения, рассматривания разнообразия цветовых свойств объектов окружающего мира, доступных в раннем возрасте.
Разумеется, ожидать более высоких результатов развития зрительных функций, следует в условиях организованного зрительного опыта.
С этой целью появляется необходимость проявления специальной коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию в области цвета.
Данная работа ставит перед собой следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей раннего возраста с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов (основные цвета (хроматические): красный, жёлтый, зелёный, синий; дополнительные (ахроматические): чёрный, белый);
- обогащение опыта восприятия и формирование способов обследования цветовых свойств разных предметов и предметных изображений;
- преодоление существующей трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией;
- формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоции и т.д.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветовосприятия у детей раннего возраста тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с плеоптическим этапом лечения в данный возрастной период.
Она также предполагает строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия, а также разный уровень психического развития каждого ребенка.
Педагог занимается с детьми индивидуально, так как, в данный возрастной период – это самая эффективная форма работы.
Работа по формированию цветовосприятия осуществляется посредством специально подобранных упражнений.
Перечислим некоторые виды таких упражнений на первом году обучения:
1. «Помоги чашке подобрать блюдце»
У детей на фланелеграфах изображение чашек. Педагог обращает внимание на их цвет. Раздаёт детям набор силуэтных изображений блюдец красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает подобрать для каждой чашки блюдца такого же цвета.
2. «Подарим куклам бусы»
Педагог показывает детям бусы из шести-восьми крупных бусин, чередующихся по цвету (красная, зелёная, красная, зелёная).
При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин двух цветов, которые ритмично чередуются. Затем достает куклу и надевает на неё бусы. Ребёнок получает бусинки двух цветов, ниточку с деревянным концом и предлагает сделать такие же бусы и подарить их мишке, зайке или другим зверятам.
Педагог по необходимости помогает малышам, сопоставляет с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол. На усложнение можно выложить бусы из кружочков, также чередуя цвет.
Известны условия, при которых цвет, как физическое явление будет восприниматься более чётко. Так, цвет в окружении более светлых тонов кажется темнее, а в окружении более тёмных - светлее. Это явление называется светлотным контрастом. На цветовой контраст интенсивно влияет контур. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром чёрного цвета, то впечатление контраста усиливается. Восприятие цвета зависит и от освещения. Свет и цвет неразделимы: благодаря свету ребёнок будет различать цвет предмета.
В работе по развитию цветового восприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения условия достаточной освещённости и использование контрастных фонов приобретают особую актуальность и требуют обязательного соблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста...
Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....
«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»
Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...
Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"
В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...
Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения
В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с нарушением зрения на тему "Распустились цветы. Проснулись бабочки"
Представленная в конспекте совсместная образовательная деятельность помогает развивать познавательную активность детей, формировать представлениие об окружающем мире, и в тоже время решает корре...
Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Соберём куклу на прогулку с друзьями»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста с нарушением зрения "Соберём куклу на прогулку с друзьями"...