Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения
статья по теме
В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudkovich_av_osobennosti_detsko-roditelskih_otnosheniy_v_semyah_.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детско-родительских отношений, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения.
Рудкович Анна Викторовна – педагог-психолог СРП
ГБОУ города Москвы начальная школа-детский сад № 1889
г.Москва
В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего возраста.
Наиболее важными факторами, влияющими на развитие ребенка раннего возраста являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, структура семьи, а так же стиль воспитания и общения в семье.
Опыт наблюдения за взаимоотношениями родителей со своими детьми, имеющими отклонения в развитии показывают, что родители чаще находятся с стрессовом состоянии, которое выражено или в скрываемом эмоциональном отвержении или повышенной моральной ответственности. Повышенная моральная ответственность не позволяет родителям адекватно оценивать ребенка и его перспективы развития.
Трудности, которые испытывают родители, имеющие ребенка раннего возраста с нарушением в развитии, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение ребенка с отклонениями в развитии структурно деформирует семью. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными, что, в свою очередь, негативно сказывается на эмоциональном и психическом развитии ребенка.
В таких семьях не только дети нуждаются в психолого-педагогической помощи, но и родители.
В нашем учреждении Служба ранней помощи функционирует с 2007 года, которую посещают ежегодно 12-16 семей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения от 1 года до 3 лет.
Нами была проведена работа по изучению особенностей детско-родительских отношений в семьях, посещающих структурное подразделение Служба ранней помощи и определению направлений коррекционной работы с семьями.
В исследовании приняли участие 32 семьи, воспитывающие детей раннего возраста, имеющих нарушения в развитии: ретинопатия недоношенных разной степени, косоглазие, амблиопия, зрительные нарушения в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата, микрофтальм, помутнение стекловидного тела, гидроцефалия, дети со множественными нарушениями развития.
В своем исследование мы использовали различные методы диагностики: беседа с родителями, анкетирование родителей, «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис), «Семейно обусловленное состояние» (Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис), наблюдение за взаимодействием родителя с ребенком в игровой деятельности по инструкции, наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка в свободной деятельности.
Первая группа задач была направлена на изучение внутрисемейных отношений.
Анализ результатов по методике «Семейная социограмма», показал, что не во всех семьях благополучная внутрисемейная атмосфера, наличие конфликтов, что и подтвердили в беседе сами испытуемые. В некоторых семьях присутствует непринятие ребенка с нарушением развития. Но для некоторых ребенок с ОВЗ в центре значимости, что говорит о наличии симбиотических связей, о принятии ребенка родителями или родителем. Есть семьи, в которых мы можем говорить об активном взаимодействии других членов семьи с ребенком с нарушенным развитием, активным их участием в жизни и развитии ребенка.
После этого мы предложили родителям нарисовать «идеальную» семью, ту в которой бы они хотели жить. Анализируя данные результатов по методике «Семейная социограмма» - рисование идеальной семьи, необходимо отметить следующую тенденцию. Увеличилось количество родителей, которые хотели бы укрепление симбиотических связей, сплочения семьи, преодоления конфликтных ситуаций с членами семьи и родственниками, в принятии своего ребенка с проблемами в развитии.
При проведении методики «Семейно обусловленное состояние», направленной на выяснение состояний родителей в семье были получены следующие результаты.
Состояние общей неудовлетворенности было зафиксировано 38 % (12 чел.), нервно-психическое напряжение у 34 % (11 чел.), и семейная тревожность у 56 % (18 чел.).
Как показывают результаты исследования, семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии, свойственно наличие эмоционально негативных состояний, что, в свою очередь может сказаться и на психическом развитии ребенка раннего возраста с ОВЗ.
Вторая группа задач была направлена на изучение взаимодействия ребенка и родителя в игровой деятельности. Для решения этой группы задач мы использовали целенаправленный метод наблюдения за игрой ребенка и родителя. В ходе исследования велась видеозапись с целью ее дальнейшего изучения. Результаты обрабатывались выделенными нами критериям: поведение родителя по типу «сотрудничество» и поведение родителя по типу «доминирование».
Родителю предлагалось выбрать любую игрушку в кабинете и поиграть с ребенком так, как они играют дома.
Взаимодействие по типу «сотрудничество» – 22 % (7 чел.). Для родителей было свойственно в игре спокойствие и уверенность в игре, предоставление свободы передвижения ребенка.
Взаимодействие по типу «доминирование» – 78 % (25 чел.). Для родителей характерно одергивание ребенка, суетливость, нервозность, старались ребенка удержать около себя, ограничивали инициативу ребенка.
После проведения анализа результатов диагностической работы нами были определены направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения:
Диагностическая работа
Индивидуальное консультирование
Индивидуальные и групповые игровые сеансы в диаде «родитель – ребенок»
Групповые занятия с родителями
Посещение семьи на дому
Ведение «Дневника родителя»
С учетом того, что ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является эмоциональное общение со взрослыми, проводится работа с родителями и детьми, которая направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка и мамы, развитие доверительных отношений. Базовыми средствами на занятиях являются стишки, потешки, песенки, жестовые и пальчиковые игры, телесный и зрительный контакт мамы и ребенка. На занятиях мамы вместе с детьми играют с пальчиками, танцуют, рисуют, лепят, общаются, учатся взаимодействовать, открывают новые для себя развивающие игры и их возможности. Все делают вместе. Вместе с тем ребенок учится взаимодействовать с другим взрослым, другими детьми. Дети чувствуют себя естественно, защищено и комфортно. Благодаря этим занятиям у ребенка интенсивно развивается речь, внимание, мышление, мелкая и крупная моторика. А мамы учатся раскрывать секреты гармоничного взаимодействия с ребенком.
В течении года специалистами проводятся комплексные коррекционно-развивающие занятия-праздники. Например, Новый год, Мамин день, Летние забавы.
Групповая работа с родителями включает в себя предоставление теоретической информации, групповые дискуссии по теме занятий, разыгрывание и анализ проблемных ситуаций, упражнения на восприятие и понимание эмоционального состояния ребенка. Родители с удовольствием посещают занятия, о чем свидетельствуют их положительные отзывы. Данные итоговой диагностики показывают, что наблюдается положительная динамика в развитии детско-родительских отношений.
Использование различных форм положительно отражается на эффективности работы с родителями. Данный факт подтверждается анализом полученных данных при проведении методики целенаправленного наблюдения за поведением родителя в игре с ребенком. Процент проявлений взаимодействия родителей с ребенком по типу «сотрудничество» за год посещения занятий увеличилось с 22% до 53 %, а процент проявления взаимодействия с ребенком по типу «доминирование» соответственно уменьшился. Все больше родителей внимательнее стали относится к своему ребенку, использовали больше тактильных знаков внимания к своему ребенку, стали поддерживать игровые действия ребенка, не ограничивая инициативы ребенка. А сами родители отметили, что они стали лучше понимать своего ребенка с нарушением зрения раннего возраста. Нами такое наблюдение проводилось три раза: в начале работы, в середине года и в заключении.
Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:
В семьях, где воспитывается ребенок с нарушениями развития, в частности с нарушением зрения, нарушена система внутрисемейных взаимоотношений.
В психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети с ОВЗ, но и их родители.
Применение специально подобранных методов работы по коррекции детско-родительских отношений способствует стабилизации внутрисемейных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста...
Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения
В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....
Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения
Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...
«Обеспечение информационно-коммуникационной образовательной среды для семей, воспитывающих детей раннего возраста, не посещающих ДОО»
Описание работы ресурсного центра на формирующем этапе исследования....
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок"...