плоскостное конструирование - как способ формирования связной речи и развития аналитико-синтетической деятельности разных категорий детей в условиях логопедического пункта.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анцыгина Лариса Анатольевна

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию плоскостного конструирования в формировании и развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, которые педагог использует в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии речи.

Актуальность внедрения данного метода работы в направлении развития речи обоснована следующими позициями. Проблема развития речи детей хорошо известна педагогическим работникам дошкольного образования. Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне сформированности коммуникативных навыков детей. У детей наблюдается слабая речевая активность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155, зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. регистрационный № 30384) определено, что содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе речевое развитие, которое включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальной и традиционной для системы дошкольного образования было и остается конструирование как один из значимых для развития ребенка видов деятельности, способствующей познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста.

Конструирование способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста.

Использование плоскостного конструирования, как приема в формировании и развитии речи является одним из составных частей большого направления деятельности учителя-логопеда «Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у детей», опыт которого был представлен и высоко оценен педагогическим сообществом в 2018 году.

Целью работы является актуализация проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения, возможности использования интеграции образовательных приемов для коррекции и развития речи детей в работе с разными категориями обучающихся.

Представленный опыт представляет интерес не только специалистам, работающим над формированием и развитием речи с детьми с особенностями развития, но и широкому кругу педагогических работников дошкольных учреждений, учителям начальных классов и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antsygina_l.a._pedchteniya_2020_doklad.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа

Конкурсные материалы соискателя на участие

 в муниципальных педагогических чтениях

руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, в 2019 - 2020 учебном году

«Образование XXI века: проблемы, задачи, решения»

Тематическое направление: организация работы с разными категориями обучающихся.

Тема работы автора: плоскостное конструирование - как способ формирования связной речи и развития аналитико-синтетической деятельности разных категорий детей в условиях логопедического пункта.

Авторы:

Анцыгина Лариса Анатольевна,

учитель-логопед,

 высшая квалификационная категория,

89126259861

АГО

2020


Содержание:

1.

Краткая аннотация работы………………….....................................

2 стр.

2.

Введение………………………..........................................................

3 стр.

3.

Основная часть…………………………………................................

4 стр.

4.

Заключение…………………………………………………………..

5 стр.

5.

Используемая литература…………………………………………..

6 стр.

6.

Приложения

Приложение № 1. Элементы картотеки игр со счетными палочками.

Приложение № 2. Примеры игр и упражнений с геометрическими формами.

Приложение № 3. Синтез плоскостного конструирования и сказки.

Аннотация.

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию плоскостного конструирования в формировании и развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, которые педагог использует в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии речи.

Актуальность внедрения данного метода работы в направлении развития речи обоснована следующими позициями. Проблема развития речи детей хорошо известна педагогическим работникам дошкольного образования. Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне сформированности коммуникативных навыков детей. У детей наблюдается слабая речевая активность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155, зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. регистрационный № 30384) определено, что содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе речевое развитие, которое включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальной и традиционной для системы дошкольного образования было и остается конструирование как один из значимых для развития ребенка видов деятельности, способствующей познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста.

Конструирование способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста.

Использование плоскостного конструирования, как приема в формировании и развитии речи является одним из составных частей большого направления деятельности учителя-логопеда «Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у детей», опыт которого был представлен и высоко оценен педагогическим сообществом в 2018 году.

Целью работы является актуализация проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения, возможности использования интеграции образовательных приемов для коррекции и развития речи детей в работе с разными категориями обучающихся.

Представленный опыт представляет интерес не только специалистам, работающим над формированием и развитием речи с детьми с особенностями развития, но и широкому кругу педагогических работников дошкольных учреждений, учителям начальных классов и родителям.

Введение.

Исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствует о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в нашем случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем больше ребёнок вовлечен в деятельность, чем активнее в ней, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность с использованием более эффективных методических приёмов и средств. Одним из таких приемов является плоскостное конструирование.

Плоскостное конструирование способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщенные способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения задач.

Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёрами, работать в коллективе.

В процессе деятельности создается продукт, собственный или коллективный, который вызывает эмоциональный отклик, желание высказаться, поделится впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Идея связать плоскостное конструирование и развитие речи пришла мне в ходе многолетней работы по формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у детей с нарушениями речи, данное направление является логическим структурным моментом в системе формирования и развития зрительно-пространственных отношений, как средства развития лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Интеграция конструирования и развития речи способствует:

- развитию предметного словаря;

-  развитие связной речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- развитию познавательной активности детей;

- развитию зрительно-пространственной ориентации;

- развитию предложных конструкций и грамматических форм пространства, активизации и обогащение словаря наречий, осознанного употребления предлогов, в том числе сложных, формированию и развитию предложно-падежных конструкций с использованием сложных предлогов;

- повышению мотивации.

Исходя из изложенных позиций, целью деятельности в направлении интеграции плоскостного конструирования и развития речи является поддержка детской инициативы и формирование и развитие планирующей мыслительной деятельности, что является важным фактором при формировании предпосылок учебной деятельности, а, следовательно, повышению мотивации детей к учению на следующих ступенях образования.

Задачи:

1. Стабилизация психомоторной функции детей, в том числе мелкой моторики.

2. Развитие психологической базы речи, через плоскостное конструирование и развитие речи.

3. Формирование и развитие речевых функций и прежде всего словаря наречий, предлогов.

4. Реализация задач «Уральской инженерной школы».

Использование данного приема в логопедической работе помогает разнообразить занятия по развитию речи, в деятельности осуществлять исправление и закрепление у детей правильных речевых навыков. Добиваться стойкой положительной динами у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, сопряженными сочетанной патологией как в психическом развитии: задержка психического развития, умственная отсталость, так и клинических нарушений: дизартрия, алалия и др.

Основная часть.

У детей дошкольного возраста ещё не развито абстрактное мышление, им сложно вычленить или извлечь только один из признаков, не обращая внимание на другие, например, выделить цвет, не замечая формы или размера, или выделить только форму, не обращая внимание на размер и цвет. Ещё сложнее детям приходится при составлении предложений при описании картины, при пересказе текста и при составлении различного вида рассказов. А эти абстракции с точки зрения детей очень важны в формировании и развитии многих высших психических функций, в том числе речи. Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит от того, какими средствами пользуется взрослый.

Восполняю я это с помощью игр и игровых упражнений на различных этапах формирования и развития речи детей, в различных структурных компонентах коррекционного занятия используя различные конструкторы: конструктор LEGO, ТИКО конструктор, магнитный конструктор, тематические деревянные конструкторы ТОМИК, плоские геометрические фигуры различного цвета и величины, счетные палочки, пуговицы и пр.

Более функциональным как на подгрупповых, так и на индивидуальных коррекционных занятиях считаю использование плоскостного конструирования из цветных геометрических фигур разной величины и цвета, счетных палочек, камушек Марблс и «бросового» материала, например, пуговиц.

Все игры и игровые упражнения представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждая игра опирается на предыдущую и подготавливает следующую. Последовательность игр построена на основе системы развития логических приемов мышления, начиная с анализа и синтеза, заканчивается классификацией.

 На первых этапах дети играют с наиболее знакомым материалом – счетными палочками, затем переходим на геометрические фигуры, где также соблюдается определенная последовательность включения детей в практическую деятельность. Из геометрических фигур в работе используется 48 карточек: четыре формы (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник), четыре цвета (красный, желтый, синий, зелёный) и три размера (большой, средний, маленький).

Игры и упражнения со счётными палочками (Приложение № 1) и плоскостными геометрическими формами (Приложение № 2) развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Использую данный прием как организационный момент, как мотивационный момент, на заключительном, обобщающем этапе занятия. Предлагаю детям, например, следующие задания: составь фигуру по образцу, составь фигуру по плану, составь фигуру из предложенных палочек (форм), составь фигуру под диктовку, сосчитай палочки (формы), из которых составлена фигура, закодируй-раскодируй изображение. Если фигура составлена из цветных палочек (форм), попросить сосчитать палочки каждого цвета, уголки у фигур, самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек (форм). Дети сопровождают свою деятельность, словом, планируя сначала словесный портрет моделируемого объекта, перечисляя его свойства, планируя использовать те или иные геометрические фигуры и обосновывая их выбор.

Составление фигур начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания на составление сложной фигуры объясняю детям, как называется фигура, как её сложить. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками, для зрительного и слухового восприятия. Более сложный этап – этап кодирование – проговаривание и/или обозначение признаков (цвет, форма, величина) и декодирование – перенос на реальные фигуры. Создаем из геометрических фигур героев сказок и «оживляем» героев (Приложение № 3).

Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация выступают не только как умственные действия, но и как приемы, определяющие путь усвоения любого понятия. Ребенок, играя в такие игры, получает необходимый навык, чтобы при помощи собственных умозаключений выделить признаки не только в геометрических фигурах, но и в других предметах и явлениях. Поэтому эти игры так помогают мне при изучении многих лексических тем, например: «Транспорт», «Растения», «Животные», «Насекомые», «Посуда», «Мебель» и т.д.

Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях, связывая сконструированный предмет и текст и прочее, ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

Следует отметить, что на занятиях с использованием интеграции конструирования и развития речи у детей формируются важные качества: умение слушать педагога, принимать задачу и находить способ её решения путём синтезирования конструирования, воображения и речевого сопровождения. Осознанный способ решения заданной задачи (синтез слова и деятельности) формирует контроль над своей деятельностью с учётом поставленной задачи, то есть появляется самоконтроль. Такая деятельность формирует основы логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе.

Заключение.

Таким образом, ядром процесса развития речи детей посредством конструктивной деятельности детей является: поддержка детской инициативы и самостоятельности путём содействия и сотрудничества со взрослыми и детьми (возможно, и это важно, с участием родителей), построенного на основе индивидуализации и направленного на освоение опыта в разных видах конструкторской деятельности, способствует расширению и активизации словаря, обогащению детской речи.

Применение игр и упражнений, представленных в приложении, в коррекционно-развивающей работе позволило улучшить аналитико-синтетическую деятельность детей, речь, пространственные представления, мелкую моторику, повысить способность к произвольному контролю. У детей отмечается активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

Представленное направление работы будет полезно не только педагогам, занимающимся формированием и развитием речи детей (логопеды), работающим в группах компенсирующей направленности, но и педагогам, работающим с детьми общеразвивающих групп и учителям начальных классов.

Список используемой литературы:

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Просвещение, 1985, - 216с.

2. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет: методич. Пос. для воспитателей. М. Просвещение, 2015, - 152с.

3. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6-8 лет: методич. Пос. для воспитателей. М. Просвещение, 2016, - 192с.

4. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей: соответствует ФГОС ДО/сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 168с.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] /Режим доступа: www. минобрнауки.рф. – Дата обращения: 25.12.2014

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155, зарегистрированный в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. регистрационный № 30384) [Электронный ресурс]/Режим доступа www. минобрнауки.рф. – Дата обращения: 12.03.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи и развитие логического мышления

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составлять ...

Пересказ как способ формирования связной речи

Консультация для воспитателей...

План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»....

«Формирование связной речи дошкольников в различных видах деятельности».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных пот...

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»

Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...