Формирование связной речи и развитие логического мышления
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_i_razvitie_logicheskogo_myshleniya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи и развитие логического мышления
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является речь.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а имено умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связных предложений.
Подготовительный этап
Время, содержание и объем предварительной работы зависит от уровня речевого развития детей. Но завершение подготовительного этапа однозначно определяется сформированностью фраз, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении. Работа по обоим направлениям: развитию речи и развитию мышления – проводится параллельно и в основном индивидуально или небольшими подгруппами в форме игр и специальных развивающих упражнений. Развитие мышления, овладение мыслительными операциями способствует формированию связных с мышлением других познавательных процессов (восприятие, представления, памяти, внимания), косвенного влияет на развитие речи (обогащение лексики, усвоение грамматических форм) и одновременно испытывает обратное воздействие речи на мышление. Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению связной речью, в определенной последовательности: а) договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок, по образцу, данному воспитателем и без образца; б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по данному образцу и без образца; в) составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них, по опорным словам, по образцу и самостоятельно; г) заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.
Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи: - преобразование деформированной фразы; - составление предложений по опорным словам; - распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке; - преобразование предложений путем изменение лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.
Начальный этап формирования связной речи – овладение диалогической речью Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее. В работе над диалогической речью можно выделить три задачи: 1)научить детей отвечать на поставленные вопросы; 2)научить постановке вопросов; 3) воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу
Обучение умению отвечать на вопросы
По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов. Репродуктивные вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями. Перечень их ограничен: кто? Кто это? Что: что это? Что делает? Кто это? – Мальчик. Что это? – Мячик. Что делает? – Спит. Постепенно ответы следует усложнять, начинать ответ с последнего слова пороса, тем самым осуществляя переход к двухсловным предложениям. Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространенных предложений. Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, которых начинается вопросом: где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? Зачем? Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное – по содержанию, так как требует определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога как форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос. Постепенно, как и в обычной речевой практике людей, на занятиях, в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопросов и различные по структуре ответы, имеющие разное назначение в дальнейшем развитии связной речи и логического мышления детей: - репродуктивные вопросы помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти; - репродуктиные вопросы помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти; - поисковые развивают наблюдательность и внимание; - проблемные, помогая устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связной контекст. Следующей и более сложной ступенью в овладении диалогической речью является обучение детей постановке вопросов. Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медленно. Необходима дополнительная и кропотливая работа и соблюдение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов: 1) постепенное уменьшение помощи воспитателя и возрастание самостоятельности детей; 2) последовательное усложнение дидактического материала.
Основной и завершающий этап развития связной речи – формирование монологической речи
Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание. Работа по формированию связной монологической речи проводится по двум направлениям: - обучению пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного текста; - обучение составлению рассказов по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме.
Некоторые наиболее общие моменты в работе по обучению связной речи
1.Систематические тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказы) речевые тренинги.
а) обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов, родственных слов) обогащающие активную лексику;
б) грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка;
в) постоянный фонетический контроль, сочетающийся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов звуко - слоговой структуры;
г) совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы, использование в ответах разнообразных по типу и сложности предложений).
2.Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других.
3.Обучение планированию законченного речевого высказывании, структурированию содержания текста, композиционному оформлению.
4. Непосредственное обучение рассказыванию.
5.Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование, предшествующей подготовительной работы и последующего закрепления, в частности тщательное, продуманное формулирования каждого вопроса с учетом содержания, структуры, жанра пересказываемого или составляемого рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых ответов детей на вопросы взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.
Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...
Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».
Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...
Создание проблемных ситуаций в процессе формирования ЭМП как средство развития логического мышления.
Презентация- докад о значении проблемных ситуаций при формировании элементарных математических представлениях. Рассмотрены виды проблемных ситуаций, их примеры, пути решения, методическая литера...
План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»....
плоскостное конструирование - как способ формирования связной речи и развития аналитико-синтетической деятельности разных категорий детей в условиях логопедического пункта.
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию плоскостного конструирования в формировании и развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, которые педагог использует в...