Пересказ как способ формирования связной речи
консультация по развитию речи на тему

Теленченко Татьяна Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ как способ формирования связной речи

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд  логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.

Пересказ –  первый вид рассказов, которому воспитатели начинают    учить детей.

Пересказ – воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

    Чтобы это обучение   было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирать надо так, чтобы они были доступны для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях  должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

   Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи  состоит прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику.  Ребёнка надо останавливать, снова обращать его к образцу, если  он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ доступен и близок ребёнку, так как получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

   Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка  учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного,  то есть развивать их речевые умения.

  Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут  фальшиво звучать книжные или очень современные слова.  

Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).

   Текст народной сказки должен быть неторопливым.

   В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры

В волшебной сказке  романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий, о которой начал читать рассказчик.

  В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.

  Концовка сказки –  свидетельство завершения повествования. Интонация концовки – непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

  Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно –художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они  более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.

Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связной речи детей.

Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

   Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

  Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

    В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, так как характерные недостатки детских рассказов – однообразно используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей, предложений и даже целых фраз и т.д.

     Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением. Очень важно чтобы дети сами использовали доступные или образные средства родного языка.

     Обучение будет эффективнее лишь в том случае, если дети  внимательно  слушают объяснения и указания воспитателя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

     Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель  должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводится беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога.

    Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах.                                      

         Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при   рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Задача воспитателя – научить ребёнка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа представляет собой опыт работы по развитию связной речи детей. Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Также эта презентация использовалась для защиты  квалификац...

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа обобщает опыт моей работы по развитию связной речи....

Консультация для воспитателей дошкольных групп "Обучение неслышащих дошкольников пересказу, как условие формирования связной речи"

Дошкольный возраст играет большую роль в развитии речи детей. От того как будет развиваться речь детей в дошкольном возрасте, зависят успехи усвоения всех предметов школьной программы. Мы стремимся к ...

плоскостное конструирование - как способ формирования связной речи и развития аналитико-синтетической деятельности разных категорий детей в условиях логопедического пункта.

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию плоскостного конструирования в формировании и развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, которые педагог использует в...

Самообразование. "Обучение пересказу, как способ формирования связанной речи".

Работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь....

Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»

Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для...

Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»

Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...