Конспект логопедического зянятия.Дифференциация звуков Ж и Ш
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]
Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш в словах и предложениях
Задачи:
Образовательные:
-учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;
-развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;
-формировать навык слогового анализа слов.
Коррекционные:
-развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_zhsh.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]
Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш в словах и предложениях
Задачи:
Образовательные:
-учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;
-развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;
-формировать навык слогового анализа слов.
Коррекционные:
-развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Оборудование:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях;
предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.
Речевой материал:
1.Ряд слов для развития фонематического восприятия, дифференциации звуков [ж] и [ш] на слух:
Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.
2.Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговой
структурой слова:
животикам, живот, ушами, поможет, снежок;
желуди, шляпа, ландыши, шиповник;
подушка, машина, ножницы, шкаф;
подснежник, жук, пиджак, лошадь.
3.Предложения для дифференциации звуков [ж] и [ш]:
В лукошке вишни. Женя едет на машине.
У Наташи вкусная ежевика. Хороши наши лыжи.
У Жанны большой флажок.
Миша и Маша кушают баклажаны.
4.Слова для слогового анализа:
душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.
План – конспект
Ход занятия:
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Логопед загадывает загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
-Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?
-Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].
Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].
Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?
Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Кошка»
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа, (Пальчики поочередно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает. (Пальчики отскакивают друг от друга)
Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.
Артикуляционная гимнастика:
«Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .
Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку.
«Грибок» - нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» - Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд.
Игра «Поймай звук»
Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].
Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с кошкой, а если я произнесу слово со звуком [ж], что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:
«Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».
Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].
Игра «Добавь слово»
Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по... (животикам).
К. Чуковский
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот).
И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему... (поможет).
С. Маршак
Как на тоненький ледок выпал беленький …(снежок)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине).
Молодец, все слова в стихотворения добавила правильно.
Игра «Четвертый лишний»
А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»
Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?
Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?
В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?
В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.
Игра «Закончи предложение»
Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.
В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.
Женя едет на …машине. Повтори все предложение.
У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.
Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.
У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.
Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.
Умница, закончила и повторила все предложения правильно.
Игра «Поделим слова на слоги»
Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога, а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.
Давай попробуем.
Душ. Сколько слогов в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.
Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.
Умница, все слова разделила правильно на слоги и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.
Подведение итога занятия
С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?
Придумай слова со звуком [ш] , со звуком [ж].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"
Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р"
На данном занятии происходит автоматизация звука "Р" в различных звуковых сочетаниях, словах, и предложениях. Материал подобран по лексической теме "Птицы"...
Конспект логопедического занятия "Гласные звуки А,У"
Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Гласные звуки «О, У» Программное содержание: 1. Закрепить у детей навыки различ...
Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ Р ] в слогах»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ Р ] в слогах»Составитель: учитель-...
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука (Р) в слогах и словах."
Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также за...
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»
Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...