диагностика психофизических процессов 6-7 лет
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Таблица обследования детей 6-7 лет учителем дефектологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностика психофизических процессов 6-7 лет | 65.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА
ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ребёнка 6-7 лет
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________________
Дата рождения ребёнка_________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Протокол №___________________________________________________________________
Заключение ТПМПК___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
ФИО матери, возраст при рождении______________________________________________
_____________________________________________________________________________
ФИО отца, возраст при рождении_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
От какой беременности_________________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)__________________
_____________________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)__________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_________________________
Когда закричал ребёнок (сразу, через несколько минут)______________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)___________________________________________
Вес при рождении______________________________________________________________
Рост при рождении_____________________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить)__________________________________________
как взял грудь______________________ как сосал___________________________________
наблюдалось ли срыгивание, попёрхивание________________________________________
Грудное вскармливание до______________________________________________________
Выписались из роддома_________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать головку______________________________________________________
Когда стал сидеть______________________________________________________________
Когда стал вставать_____________________________________________________________
Когда стал ходить______________________________________________________________
Когда появились зубы__________________________________________________________
Количество зубов к году________________________________________________________
Перенесённые заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, оперативное вмешательство)
До 1 года_____________________________________________________________________
От 1 года до 3 лет______________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______________________________________________________________________
Лепет________________________________________________________________________
Первые слова с________________________________________________________________
Первые фразы с________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_______________________________
Условия воспитания ребёнка
- Социальная среда, где воспитывается ребёнок (дома с бабушкой, в доме ребёнка, в детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием)____________________
_______________________________________________________________________
- Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия, какой язык преобладает в общении)_________________________________________
_______________________________________________________________________
- Отношение членов семьи к дефекту ребёнка (безразличное, постоянно фиксируют внимание, предъявляют завышенные требования, оставляют дефект незамеченным)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие меры принимались для устранения патологии развития:
- занимались ли с коррекционным педагогом, логопедом__________________
- результаты коррекционной работы____________________________________
- на учёте у невролога________________________________________________
- на учёте у психиатра________________________________________________
- на учёте у других специалистов______________________________________
- состояние слуха____________________________________________________
- состояние зрения___________________________________________________
ОСМОТР
Органы артикуляции | Особенности строения |
Губы | Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание её и нависание над нижней губой), шрамы, N. |
Зубы | Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы, отсутствие зубов, N. |
Прикус | Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения (нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одно-, двухстороннее), микрогения (малые размеры нижней челюсти), N. |
Твёрдое нёбо | Палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы, высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое), субмукозная щель, узкое, плоское, N. |
Мягкое нёбо | Длинное, укороченное, с послеоперационными рубцами, раздвоенное, отсутствие язычка, N. |
Язык | Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, N. |
НАБЛЮДЕНИЕ
Исследование игровой деятельности ребёнка
- Наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения________________________________________
- Адекватен ли выбор игрушек_____________________________________________________________
- Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий________________________________
- Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца)_________________________________________
- Сопровождает ли игру речью_____________________________________________________________
- Характер игровой деятельности ребёнка (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)________________________________________________________________________________________
Функция | Оценка | Баллы | |
н | к | ||
Контакт | 1 – в контакт не вступает. 2 – контакт формальный. 3 – в контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности. 4 – контакт избирательный. 5 – легко устанавливает контакт. | ||
Эмоциональная сфера | 1 – пассивный, вялый, инертный. 2 – повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность. 3 – колебания настроения, эмоциональная лабильность. 4, 5 – активный, бодрый, эмоционально стабилен. | ||
Средства общения | 1 – общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком. 2 – общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса. 3 – общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда. 4 – общение посредством аморфных слов-корней, жестов. 5 – вербальные средства общения. | ||
Использование жестов и мимики | 1 – не использует жесты и мимику. 2 – показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту. 3 – показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое. 4 – использует мимику и жесты. 5 – использует сложную мимику и жесты. | ||
Внимание | 1 – плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте. 2 – внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается. 3 – внимание достаточно устойчивое. 4, 5 – длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту. 25-30 минут | ||
Переключаемость | 1 – не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее). 2 – для переключения с одного задания на другое требуется сопряжённое выполнение этого действия. 3 – переключается с одного задания на другое после предъявления образца следующего действия. 4 – переключается на другое задание без организующей помощи педагога. 5 – быстро переключается на другое задание без организующей помощи педагога. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ
- Моторная сфера.
Оценка | Компоненты | Задания | Баллы | |
н | к | |||
5 – все параметры в N. 4 – все параметры развиты близко к N. 3 – выполняет движения в замедленном темпе, испытывает трудности при переключении. 2 – выполняет движения не точно, не скоординировано, испытывает трудности при переключении. 1 – движения не выполняет. | Общая моторика. | Пройти и пробежать между двумя линиями (ширина 15 см). | ||
Попрыгать на двух ногах с поворотом кругом. | ||||
Попрыгать на левой, правой ноге. | ||||
Потопать ногами и похлопать руками одновременно. | ||||
Перебрасывание мяча (несколько раз) друг другу двумя руками снизу. | ||||
Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой. | ||||
Перепрыгнуть через игрушку. | ||||
Оптико-кинестетическая организация движения. | Сложить 1 и 2 палец в кольцо (одной, другой рукой, обеими руками одновременно). | |||
Втянуть 2 и 3 пальцы на руках («зайчик») (одной рукой, другой рукой, обеими руками одновременно). | ||||
Втянуть 2 и 5 пальцы («коза») (одной рукой, другой рукой, обеими руками одновременно). | ||||
Пальчики здороваются (одной рукой, другой рукой, обеими руками одновременно). | ||||
Проба «кулак-ладонь» (одной рукой, другой рукой, обеими руками одновременно). | ||||
Застёгивание пуговиц (диаметр пуговиц 1-1,5 см). | ||||
Застёгивание «молнии» (вставить в замок и застегнуть), шнуровки (с завязыванием бантика). | ||||
Собери «бусы» (шарики диаметром 1 см, пластмассовый шнур диаметром 2мм). | ||||
Разложи в коробки одноцветные счётные палочки одновременно двумя руками. | ||||
Показать правую, левую руку (ногу). | ||||
5 - N. 4 – допускает ошибки, но исправляет при повторном показе. 3 – путается, выполняет задание неуверенно, с ошибками. 2 – выполняет задание не правильно. 1 – задание не выполняет. | Зрительно-пространственный гнозис. | Показать правый и левый глаз (ухо). | ||
Показать правой рукой левый глаз, а левой рукой – правый глаз. | ||||
Показать предметы, которые находятся: вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу. | ||||
5 – выполняет задания самостоятельно, точно, N. 4 – задание выполняет с недостаточным нажимом, нет чёткости линий. 3 – выполняет задание с ошибками. 2 – задание выполняет неправильно. 1 – задание не выполняет. | Графические навыки. | Умение держать карандаш. | ||
Проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий. | ||||
Соединение точек. | ||||
Рисование волнистых и ломанных линий. | ||||
Рисование всех геометрических фигур по возрасту и срисовывание ромба, трапеции. | ||||
Обводка по внутреннему контуру и раскрашивание изображения. | ||||
Копирование графического узора по клеточкам. | ||||
Оценка: |
- Психофизические процессы.
Оценка | Показатель | Баллы | |||
н | к | ||||
5 – даны полные ответы на заданные вопросы. 4 – в ответах на вопросы допускает 1-2 ошибки. 3 – отвечает на половину вопросов. 2 – отвечает на 1-2 вопроса. 1 – не отвечает на заданные вопросы. | Окружающий мир | Беседа с ребёнком о ближайшем окружении (микросоциальном окружении): - Назови свой день рождения. - Как твоё отчество? - Назови свой телефон. - Что мама делает на работе? - Что папа делает на работе? - Что делает семья в выходные дни? | |||
Беседа с ребёнком о макросоциальном окружении: - Какой подземный транспорт ты знаешь? - Для чего нужна школа? - Что ты будешь делать в школе? - Кем ты будешь, когда вырастешь? Почему? - Какие праздники ты знаешь? Твой любимый? | |||||
5 – объём выше N. 4 – объём в N. 3 – объём ½ N. 2 – объём ниже ½ N. 1 – задания не выполняет. | Внимание | Объём | Запомнить предметы на картинках (7-8 предметов). | ||
5 – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок. 4 – без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут. 3 – 3 и более ошибки за то же время. 2 – большое чисто ошибок. 1 – задания не выполняет. | Устойчивость | Тест «Переплетённые линии». 25-30 минут | |||
5 – концентрация в N. 4 – концентрация максимально приближена к N. 3 – концентрация ½ N. 2 – концентрация ниже ½ N. 1 – задания не выполняет. | Концентрация | Нахождение в рисунке контура (контуров) известных изображений: - в рисунке контур известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки, двойственные изображения; | |||
5 – N. 4 – допускает одну ошибку при дифференциации звучащих предметов и воспроизведении ритма. 3 – дифференцирует звучащие предметы и воспроизводит ритм с большим количеством ошибок и исправлений. 2 – не дифференцирует звучащие предметы, не воспроизводит ритм. 1 – не выполняет задания. | Восприятие | Слуховое | Дифференциация звучащих игрушек: - погремушка и бубен; - колокольчик и металлофон. | ||
Восприятие и воспроизведение ритма: - - . . . . . . - - . - - - . | |||||
5 – N. 4 – подбирает и показывает с одной ошибкой. 3 – подбирает, но не показывает. 2 – не подбирает, не показывает. 1 – не выполняет задание. | Зрительное | Подбери предмет такого же цвета (основные цвета + голубой, оранжевый, фиолетовый, розовый, серый, коричневый). | |||
Покажи цвет, который я назову (основные цвета + голубой, оранжевый, фиолетовый, розовый, серый, коричневый). | |||||
Покажи форму, которую я назову (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник). | |||||
Покажи предмет такой же формы, которую я назову (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник). | |||||
5 – N. 4 – узнаёт предметы, но допускает одну ошибку. 3 – узнаёт не все предметы, допускает ошибки. 2 – не узнаёт предметы. 1 – не выполняет задания. | Тактильное | Угадай предмет на ощупь, игра «Чудесный мешочек» (7-8 предметов). | |||
5 – N. 4 – определяет, но допускает одну ошибку. 3 – определяет, но не всё, допускает ошибки. 2 – не определяет. 1 – не выполняет задания. | Пространственное | Определить местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте (определение положения предмета с применением в инструкции сложных предлогов). | |||
5 – N. 4 – соотносит, но допускает одну ошибку. 3 – соотносит не всё, допускает ошибки. 2 – не соотносит события со временем его происшествия. 1 – не выполняет задания. | Времени | Соотнесение события со временем его происшествия: - утро, день, вечер, ночь; - вчера, сегодня, завтра; - времена года; - месяцы; - дни недели. | |||
5 - N. 4 – запоминает, но допускает одну ошибку. 3 – объём запоминания ½ N. 2 – объём запоминания ниже ½ N. 1 – не выполняет задания. | Память | Зрительная образная | Запомнить изображениями расположение предметов (7-8 предметов). | ||
Слуховая | Запомни слова (7-8 слов). | ||||
Запомни звуки (7-8 звуков). | |||||
5 - N. 4 – допускает ошибку, но самостоятельно исправляет. 3 – выполняет задание по образцу. 2 – выполняет задание не правильно. 1 – не выполняет задание. | Мышление | Анализ | «Четвёртый лишний» (на слух, логические задачи 1, 2, 3, 4). | ||
Синтез | «Разрезная картинка» (8-9 частей без образца). | ||||
Обобщение | Назови одним словом все предметы на картинке (наглядно): - продукты питания; - животные севера; - животные юга; - птицы. | ||||
Назови одним словом предметы, которые я назову (на слух): - продукты питания; - животные севера; - животные юга; - птицы. | |||||
Сравнение | Сравнить картинки: - ракета-птица-карандашь; - стол-стул-ручка. | ||||
Классификация | По цвету. | ||||
По действию. | |||||
По величине. | |||||
Систематизация | Найди предмету место в пустом окошке. | ||||
5 – выполняет задания самостоятельно. 4 – выполняет задания с помощью педагога. 3 – выполняет задания по образцу. 2 – выполняет задания по подражанию. 1 – не выполняет задания. | Конструктивный праксис | Собери пирамидку (шести-, семисоставная). | |||
Построй фигуру из палочек (лодочка из 7 палочек по рисунку). | |||||
Сложи кубики (9 частей). | |||||
Собери матрёшку (шести-, семисоставная). | |||||
Общий балл конструктивного праксиса: | |||||
Оценка: |
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
- Импрессивная речь.
Оценка | Показатель | Задания | Баллы | |
н | к | |||
Понимание лексических категорий. | ||||
Понимание конкретных существительных. | Покажи, возьми (назови), что я скажу (покажу): - клумба; - памятник; - водопад; - фонтан; - стадион; - калитка; - сачок. | |||
Понимание обобщающих слов. | Покажи на картинках: - продукты питания; - животные севера; - животные юга; - школьные принадлежности; - птицы. | |||
Понимание действий. | Покажи на картинках: - режет; - вышивает; - вяжет; - вырезает; - пришивает. | |||
Понимание поручений (по речевой инструкции). | Например: Покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку. | |||
Понимание грамматических категорий. | ||||
Понимание форм единственного и множественного числа существительных. | Покажи на картинках: - пень-пни; - перо-перья; - ворона-вороны. | |||
Понимание форм единственного и множественного числа глаголов. | Покажи на картинках: - бежит-бегут; - читает-читают; - летит-летят. | |||
Понимание падежных конструкций. | Выполни (покажи на картинке): - под; - из-под; - за; - из-за. | |||
Понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Покажи на картинках: - мяч-мячик; - ваза-вазочка; - одеяло-одеяльце. | |||
Понимание приставочных глаголов. | Покажи на картинках: - выезжает; - подъезжает; - отъезжает; - переезжает. | |||
Понимание предложений. | Покажи на картинках: - Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. - Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился. | |||
Оценка: |
- Общее звучание речи, дыхание (сенсомоторный уровень речи).
Оценка | Баллы | |
н | к | |
5 – разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме. 4 – разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса. 3 – речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса. 2 – разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно проявление гиперкинезов, заикания, отклонения тембра. 1 – невыполнение. Дыхание 4-6 слова. | ||
Оценка: |
- Артикуляционная моторика.
Оценка | Упражнения | Баллы | |
н | к | ||
5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения. 4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны. 3 – замедленное и напряжённое выполнение. 2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы. 1 – невыполнение. | «Улыбка» под счёт до 7. | ||
«Хоботок» под счёт до 7. | |||
«Лопатка» под счёт до 7. | |||
«Иголка» под счёт до 7. | |||
«Улыбка – Хоботок». | |||
«Баранка». | |||
«Качели». | |||
«Маятник». | |||
«Лошадка». | |||
«Конфетка». | |||
«Чашечка» под счёт до 7. | |||
Оценка: |
- Звукопроизношение.
Оценка | Звук | н | к | Звук | н | к | ||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |||
5 – N. 4 – один-два звука недостаточно автоматизированы. 3 – нарушено произношение 3-5 звуков. 2 – нарушено произношение 6-9 звуков. 1 – нарушено произношение более 10 звуков. | [м] | [г] | ||||||||||||||||
[м’] | [г’] | |||||||||||||||||
[н] | [х] | |||||||||||||||||
[н’] | [х’] | |||||||||||||||||
[п] | [й] | |||||||||||||||||
[п’] | [с] | |||||||||||||||||
[б] | [с’] | |||||||||||||||||
[б’] | [з] | |||||||||||||||||
[т] | [з’] | |||||||||||||||||
[т’] | [ц] | |||||||||||||||||
[д] | [ш] | |||||||||||||||||
[д’] | [ж] | |||||||||||||||||
[ф] | [ч] | |||||||||||||||||
[ф’] | [щ] | |||||||||||||||||
[в] | [л] | |||||||||||||||||
[в’] | [л’] | |||||||||||||||||
[к] | [р] | |||||||||||||||||
[к’] | [р’] | |||||||||||||||||
Условные обозначения: - нет звука; А – изолированное произношение; Б – в слове; В – в фразе; Г – в речи; замена.
- Слоговая структура слова.
Оценка | Задания | Баллы | |
н | к | ||
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления. 4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки. 3 – замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры. 2 – искажение слоговой структуры слов. 1 – невоспроизведение. | Слоговая структура слова | ||
- тротуар; - градусник; - фотоаппарат; - экскаватор; - виолончелист; - регулировщик. | |||
Структура предложения | |||
Виолончелист укладывает инструмент в футляр. | |||
Регулировщик руководит движением на перекрёстке. | |||
Оценка: |
- Фонематический слух.
Оценка | Инструкция | Баллы | |
н | к | ||
5 – все задания выполнены верно. 4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно. 3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения. 2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение. 1 – невыполнение. | Повтори (оппозиционные звуки): - са-ша-са; - ца-са-ца; - ча-тя-ча; - ча-ща-ча; - ла-ля-ла; - ла-ра-ла. | ||
Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении): - пашня-башня; - катушка-кадушка; - крот-грот; - мышка-мошка. | |||
Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении): - косы-козы; - мишка-миска; - сук-жук; - лук-люк. | |||
Оценка: |
- Языковой анализ и синтез.
Оценка | Навыки | Инструкция | Баллы | |
н | к | |||
5 – все задания выполнены верно с первой попытки. 4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно. 3 – задания выполняются самостоятельно, одно-два задания недоступны. 2 – большая часть заданий недоступна. 1 – неверные ответы, отказ от выполнения. | Выделение заданного звука из слов. | Хлопни, если услышишь звук в ряду других звуков, в слове. | ||
Покажи картинку, в которой есть заданный звук ([Л]): - лапа; - шапка; - гриб; - юла; - улитка; - топор; - ромашка; - шляпа; - лыжи. | ||||
Выделение ударного гласного в начале слова. | Скажи, какой первый звук в слове: - утка; - овощи; - Аня; - ива. | |||
Определение последнего звука в слове. | Скажи, какой последний звук в слове: - грач; - лещ; - сыр; - пол. | |||
Определение первого согласного звука в слове. | Скажи, какой первый звук в слове: - банка; - щётка; - чайник. | |||
Определение последовательности звуков в слове, выкладывание схемы. | Назови по порядку звуки в слове. Звуковая схема слова: - вата; - шины; - рыба. | |||
Определение количества звуков в слове. | Сколько звуков в слове: - луна; - банан; - шапка. | |||
Синтез слова. | Какое слово я сказала: - д, о, м; - к, о, т, ы; - а, и, с, т; | |||
Определение количества слогов в слове. | Раздели слово на слоги, и скажи, сколько слогов в слове: - слон; - абрикос; - черепаха. | |||
Определение количества слов в предложении. | Сколько слов в предложении: - День был тёплый. - В парке росла высокая берёза. | |||
Оценка: |
- Лексика.
Оценка | Словари | Инструкция | Баллы | |
н | к | |||
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. 4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка). 2 – большинство заданий не выполняются. 1 – невыполнение. | Номинативный. | Назови предметы одним словом (по картинкам): - продукты питания; - животные севера; - животные юга; - школьные принадлежности; - птицы. | ||
Назови словом части тела, предмета (по картинкам): - затылок; - подбородок; - ступня; - бедро; - шасси; - иллюминаторы; - нос; - хвост; - мачта; - парус; - якорь. | ||||
Предикативный. | Скажи, кто что делает (по картинкам): - учит; - лечит; - тушит; - дрессирует; - регулирует; - варит; - строит; - ремонтирует; - продаёт. | |||
Скажи, кто как передвигается, кричит (по картинкам): - блеет; - ржёт; - мекает; - кукарекает; - каркает; - крякает; - ухает; - чирикает; - кудахчет. | ||||
Атрибутивный. | Назови, какого цвета: - голубой; - оранжевый; - фиолетовый; - розовый; - серый; - коричневый. | |||
Назови, какой формы предмет: - круглый; - квадратный; - овальный; - треугольный; - прямоугольный. | ||||
Антонимы. | Сравни рисунки, скажи наоборот: - мелкий; - густой; - чёрствый; - тупой; - глубоко; - неряшливая; - прямые. | |||
Синонимы. | Как сказать по-другому: - маленький (крохотный); - большой (огромный, громадный); - грустный (хмурый). | |||
Предлоги. | Скажи, где находится: - за; - из-за; - под; - из-под; - между; - через. | |||
Оценка: |
- Грамматический строй речи.
Оценка | Состояние словоизменения | Инструкция | Баллы | ||
н | к | ||||
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех задание. 4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка). 2 – большинство заданий не выполняются. 1 – невыполнение. | Единственное и множественное число существительных. | Скажи, что это: - глаза; - листья; - стулья; - воробьи; - книги; - пни; - деревья. | |||
Единственное и множественное число глаголов. | Скажи, что делают: - учат; - лечат; - тушат; - варят; - строят; - продают. | ||||
Употребление имён существительных в косвенных падежах | Винительный падеж, единственное число. | Что (кого) нарисовал художник: - корову; - льва; - паука; - мяч. | |||
Родительный падеж, единственное число. | Догадайся, чьи это хвосты: - льва; - белки; - волка; - павлина. | ||||
Дательный падеж, единственное число. | Расскажи, как Даша угощала гостей (кому, что дала): - ежу; - козе; - пчеле. | ||||
Творительный падеж, единственное число. | С помощью чего животные будут делать свою работу: - сачком; - удочкой; - тряпкой; - ножом. | ||||
Предложный падеж, единственное число. | Помоги найти камни и расскажи, где ты их нашёл: - в башмаке; - на полке; - в букете; - на шкафу. | ||||
Родительный падеж, множественное число. | Скажи, чего много: - карандашей; - вёдер; - собак. | ||||
Дательный падеж, множественное число. | Помоги разобраться, кому достанутся игрушки: - жукам; - бабочкам; - зайцам; - воробьям; - белкам. | ||||
Творительный падеж, множественное число. | Расскажи, кто за кем едет: - за оленями; - за тиграми; - за птицами; - за котами. | ||||
Предложный падеж, множественное число. | Расскажи, на чём можно передвигаться: - на мотоциклах; - на автобусах; - на самокатах; - на оленях. | ||||
Согласование нескольких частей речи в различных падежах. | Ответь на вопросы: - двух полосатых котят; - за двумя полосатыми котятами; - два полосатых котёнка; - двум полосатым котятам; - о двух полосатых котятах. | ||||
Согласование числительных 2 и 5 с существительным. | Назови по картинкам: - два пня; - пять пней; - два воробья; - пять воробьёв; - две книги; - пять книг; - два ведра; - пять вёдер. | ||||
Согласование прилагательных с существительными. | Назови по картинкам: - розовое платье; - серая ворона; - фиолетовый колокольчик. | ||||
Оценка: |
- Словообразование.
Оценка | Словообразование | Инструкция | Баллы | |
н | к | |||
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. 4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка). 2 – большинство заданий не выполняется. 1 – невыполнение. | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных). | Назови предметы (детёнышей животных) ласково, ведь они такие маленькие: - пальчик; - избушка; - крылечко; - креслице; - телёнок; - жеребёнок; - щенок; - ягнёнок; - барсучонок. | ||
Относительные прилагательные. | Расскажи, из чего сделаны предметы и как они называются: - меховой; - глиняный; - соломенная; - клюквенный; - черепичная; - яблочный; - творожная; - металлическая. | |||
Притяжательные прилагательные. | Чья часть: - лисий; - медвежий; - кошачий; - волчий; - заячий; - лошадиный; - петушиный. | |||
Приставочные глаголы. | Расскажи, как девочка Маша в лес ходила: - пошла; - подошла; - обошла; - зашла; - вышла; - отошла; - перешла; - сошла; - пришла. | |||
Глаголы несовершенного вида. | Расскажи, что делали и сделали дети: - строит-построила; - красит-покрасил. | |||
Родственные слова. | Подбери слова похожие на моё слово: - снег (снеговик, снежинка, снегурочка, снегирь, снегоход); - вода (водяной, водоросли, водолаз). | |||
Оценка: |
- Связная речь.
Оценка | Навыки | Баллы | |
н | к | ||
5 – предложение развёрнутое, составлено самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм. 4 – предложение составлено с не значительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы), в основном соблюдаются грамматические нормы, недостаточная развёрнутость. 3 – предложение составлено с помощью (наводящие вопросы), фраза простая, аграмматизмы. 1 – недоступно. | Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам. | ||
5 – самостоятельно составлен рассказ, имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. 4 – рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов, допускаются не резко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов. 3 – составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла, связность рассказа нарушена. 2 – составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдается неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов. 1 – рассказ недоступен. | Составление рассказов по картине. | ||
Составление рассказа-описания. | |||
Составление рассказа на основе личного опыта. | |||
5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. 4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов, допускаются не резко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов. 3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла, связность рассказа нарушена. 2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдается неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов. 1 – рассказ недоступен. | Составление рассказов по серии сюжетных картин. | ||
5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм, полностью передаётся содержание текста, соблюдаются связность, последовательность изложения употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. 4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы), в основном соблюдаются грамматические нормы, отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания. 3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы), отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений. 2 – пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена, отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов. 1 – пересказ даже по вопросам недоступен. | Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа). | ||
Оценка: |
Заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:______________________ | Учитель дефектолог __________________________ Подпись:_____________________________________ |
Профиль развития
5 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Начало года | Конец года |
Параметры обследования:
- Моторная сфера.
- Психофизические процессы.
- Импрессивная речь.
- Общее звучание речи.
- Артикуляционная моторика.
- Звукопроизношение.
- Слоговая структура слов.
- Фонематический слух.
- Языковой анализ и синтез.
- Лексика.
- Грамматический строй.
- Словообразование.
- Связная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика психических процессов у дошкольников(мышление,память,внимание,восприятие)
Данные таблицы позволяют продиагностировать дошкольников по психическим процессам....
Диагностика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Диагностика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста....
Развитие психофизических процессов ребенка 3-4 лет
Развитие психофизических процессов ребенка 3-4 лет...
Диагностика психофизических процессов детей 4-5 лет
ДИАГНОСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ребёнка 3-4 лет...
Диагностика психофизического развития ребёнка 5-6 лет
Диагностика психофизического развития ребёнка 5-6 лет...
Развитие психофизических процессов у детей с ТНР через игровой стретчинг.
Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности. Именно дошкольный возраст считаетс...
Методы диагностики психофизического развития детей до 3-х лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формировани...
- Мне нравится (1)