Развитие психофизических процессов у детей с ТНР через игровой стретчинг.
консультация по физкультуре
Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_dlya_vystupleniya.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Турцева Ольга Николаевна
Инструктор по физической культуре (бассейн)
Высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 73» г. Нижнекамск
Развитие психофизических процессов у детей с ТНР
через игровой стретчинг
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения), при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности. А оно, в свою очередь, влияет на психику.
Необходимо отметить, что Физическое состояние и двигательные возможности ребенка во многом определяют компенсаторные резервы организма в преодолении имеющихся нарушений. Дети с ТНР нередко соматически ослаблены, физически невыносливы, поэтому важно уделить внимание коррекции моторного развития детей: нормализации мышечного тонуса; развитию статистической выносливости; упорядочению темпа движений; синхронного взаимодействия между движениями и речью; запоминанию последовательности выполнения действий; воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции; развитию тонких двигательных координаций.
У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Как правило, дети ОНР повторяют движения правильно, т.к. у них очень хорошо зрительское восприятие. Дети ОНР утомляются быстрее не физически, а психически.
У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Объем зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. С понижение уровня речевого развития, понижается уровень слуховой памяти.
По состоянию невербального интеллекта выделяют три группы детей. 1. Дети, у которых невербальный интеллект несколько отличается от нормы, но не зависит от речевой патологии (9%)
- дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27%)
- дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы (63%)
Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.
Им характерны- недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость воображения.
Именно дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В настоящее время разработано много интересных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих технологий. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Игровой стретчинг –творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, причем все упражнения и занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, воспитывается выносливость и старательность, повышается общая двигательная активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки.
Стретчинг раскрепощает детей, что ОЧЕНЬ ВАЖНО ИМЕННО НАШИМ ДЕТЯМ, делая их открытыми и жизнерадостными. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие,
Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится до 35 мин.
Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Упражнения подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц.
В заключительной части занятия решается задача восстановления организма после физических нагрузок
Упражнение на релаксацию выполняется под музыкальное сопровождение.
Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:
- Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.
- Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
- Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
- Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
- Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
- Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-дидактические игры»
Игры для интеллектуального развития дошкольников учат мыслить, планировать и анализировать свои действия. А еще работать в команде или проявлять лидерские качества. Малыши приобщаются к ...
Развитие психофизических процессов ребенка 3-4 лет
Развитие психофизических процессов ребенка 3-4 лет...
Презентация "Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой"
Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей,обладающих ...
Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»
Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...
Социальный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в процессе развития мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...
Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна «Игра — это искорка, зажи...
Дипломная работа "Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой"
Воспитание детей в процессе ознакомления с природой в настоящее время очень актуально. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются осно...