Развитие психофизических процессов у детей с ТНР через игровой стретчинг.
консультация по физкультуре

Турцева Ольга Николаевна

Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности.  

Именно дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В настоящее время разработано много интересных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих технологий. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_vystupleniya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Турцева Ольга Николаевна

Инструктор по физической культуре (бассейн)

Высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 73»  г. Нижнекамск

Развитие психофизических процессов у детей с ТНР

 через игровой  стретчинг

Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения), при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Дети с тяжелыми нарушениями речи  являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности. А оно, в свою очередь, влияет на психику.

Необходимо отметить, что Физическое состояние и двигательные возможности ребенка во многом определяют компенсаторные резервы организма в преодолении имеющихся нарушений. Дети с ТНР нередко соматически ослаблены, физически невыносливы, поэтому важно уделить внимание коррекции моторного развития детей: нормализации мышечного тонуса; развитию статистической выносливости; упорядочению темпа движений; синхронного взаимодействия между движениями и речью; запоминанию последовательности выполнения действий; воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции; развитию тонких двигательных координаций.

У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Как правило, дети ОНР повторяют движения правильно, т.к. у них очень хорошо зрительское восприятие. Дети ОНР утомляются быстрее не физически, а психически.

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Объем зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. С понижение уровня речевого развития, понижается уровень слуховой памяти.

По состоянию невербального интеллекта выделяют три группы детей. 1. Дети, у которых невербальный интеллект несколько отличается от нормы, но не зависит от речевой патологии (9%)

  1. дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27%)
  2. дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы (63%)

Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.

Им характерны- недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость воображения.

Именно дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В настоящее время разработано много интересных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих технологий. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  

Игровой стретчинг –творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, причем все упражнения и занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, воспитывается выносливость и старательность, повышается общая двигательная активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки.

 Стретчинг раскрепощает детей, что ОЧЕНЬ ВАЖНО ИМЕННО НАШИМ ДЕТЯМ, делая их открытыми и жизнерадостными. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие,

Упражнения выполняются  в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Занятие с детьми  старшего дошкольного возраста проводится до 35 мин.

Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Упражнения подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц.

В заключительной части занятия  решается задача восстановления организма после физических нагрузок

Упражнение на релаксацию выполняется под музыкальное сопровождение.

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

  1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.
  2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
  3. Систематичность.  Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
  4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
  5. Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
  6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-дидактические игры»

  Игры для интеллектуального развития дошкольников учат мыслить, планировать и анализировать свои действия. А еще работать в команде или проявлять лидерские качества. Малыши приобщаются к ...

Развитие психофизических процессов ребенка 3-4 лет

Развитие психофизических процессов ребенка 3-4 лет...

Презентация "Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей,обладающих ...

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...

Социальный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в процессе развития мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...

Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна «Игра — это искорка, зажи...

Дипломная работа "Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Воспитание детей в процессе ознакомления с природой в настоящее время очень актуально. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются осно...