Индивидуальная коррекционно-развивающая и образовательная программа воспитанника
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предлагаемый индивидуальный маршрут поможет эффективно выстраивать работу специалистов коррекционой направленности (дефектолог, логопед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv_programma_arnautova.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № …… «,,,,,,,,,,,,,»
Индивидуальная коррекционно-развивающая и образовательная программа
воспитанника
ФИО___________________________________________
Дата рождения__________________________________
Группа_________________________________________
(срок реализации _______ –________ )
СОГЛАСОВАНО
на заседании ППк
МБДОУ д/с № …. «…………….»
Протокол №______________
от «____» _____________ 20___г.
ОЗНАКОМЛЕНЫ
родители воспитанника(цы)
_________________________
_________________________
«____»________20____г.
Данная программа является частью основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, и определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Программа направлена оказание помощи ребёнку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в том числе и инвалидов в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.
Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает:
- осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения ребёнком с ОВЗ основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
Структура индивидуальной программы:
- общие сведения о ребёнке;
- медико-психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ППк ДОУ и городской ПМПК;
- коррекционно-развивающий маршрут (план);
- предполагаемые результаты;
- пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ООП);
- планирование деятельности по реализации индивидуальной программы;
- промежуточные и итоговые результаты;
- заключение специалистов и педагогов
Задачи:
- создать условия для эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ;
- проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, уровня его социализации и формирования у него интегративных качеств;
- планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка, его соматического и физического состояния, с учётом показателей медико-психолого-педагогического обследования и на основе мониторинга его развития;
- оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
- подготовить ребёнка к обучению в начальной школе, предупредить возможную тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни;
- оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
- Сведения о ребёнке:
Ф.И.О.________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________________________________________________________
Адрес, дом. телефон____________________________________________________________________________________________________________
Посещает МБДОУ ________________________________________________________________________ с________________________20_________г.
Из какого МБДОУ поступил_____________________________________________________________________________________________________
2. Социальный статус семьи: полная, не полная (нужное подчеркнуть)
Ф.И.О. родителей (законных представителей):
Мать (лицо её заменяющее)_______________________________________________________________________________________________________
Образование_____________________место работы, должность_________________________________________________________________________
Контактные телефоны____________________________________________________________________________________________________________
Отец (лицо его заменяющее)______________________________________________________________________________________________________
Образование_____________место работы, должность_________________________________________________________________________________
Контактные телефоны____________________________________________________________________________________________________________
Родственники, участвующие в воспитании ребёнка:
Ф.И.О._________________________________________________________________________________, степень родства_________________________
Ф.И.О._________________________________________________________________________________, степень родства_________________________
Ф.И.О._________________________________________________________________________________, степень родства_________________________
3. Заключение городской ПМПК________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации городской ПМПК_________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные медицинского обследования_____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Данные психолого – педагогического обследования
20_____20____уч.г. | 20_____20____уч.г. | 20_____20____уч.г. | |||||||
I. Медицинское сопровождение | |||||||||
Группа здоровья, диагноз | |||||||||
Лечебно-оздоровительные мероприятия | |||||||||
Коррекция нарушений: | |||||||||
II. Познавательная деятельность | |||||||||
1. Восприятие | |||||||||
а) целостное восприятие («Чего не хватает?», «Пересекающиеся линии») | |||||||||
б) выделение в предмете существенных деталей, частей. («Части предметов») | |||||||||
в) восприятие величины, формы («Тест Когана») | |||||||||
г) восприятие цвета («Разложи по цвету») | |||||||||
д) восприятие пространства, времени ( «Где стоит?», «Когда это бывает») | |||||||||
2. Внимание | |||||||||
а) длительность сосредоточения, продуктивность | |||||||||
б) устойчивость | |||||||||
в) истощаемость | |||||||||
3. Память | |||||||||
а) кратковременная слуховая «10 слов» | |||||||||
б) долговременная слуховая | |||||||||
в) зрительная «Что изменилось» | |||||||||
г) опосредованная «Спрячь слова в картинки» | |||||||||
4. Мышление | |||||||||
а) невербальная классификация («Что исчезло?», «Подбери пару») | |||||||||
б) способность к обобщению («4-ый лишний») | |||||||||
в) классификация («Разложи по группам») | |||||||||
г) последовательность событий (с 6 лет)(«Что сначала, что потом») | |||||||||
д) загадки (с 5 лет) | |||||||||
е) устанавливает ли причинно-следственные связи («Нелепицы», с 5 лет) | |||||||||
III. Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
5. Реакция на одобрение | |||||||||
6. Реакция на замечание | |||||||||
7. Работоспособность | |||||||||
8. Характер деятельности | |||||||||
9. Понимание эмоционального смысла иллюстраций | |||||||||
IV. Речевое развитие | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
V.Развитие элементарных математических представлений | |||||||||
| |||||||||
2. Счет обратный | |||||||||
3. Название предыдущего и последовательного числа | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
9. Нахождение суммы и остатка (в пределах первого десятка чисел) | |||||||||
VI. Физическое развитие | |||||||||
1. Развитие движений (моторика): | |||||||||
а) ведущая рука | |||||||||
б) развитие манипулятивной функции рук | |||||||||
в) скоростно-силовые качества | |||||||||
г) выносливость | |||||||||
д) гибкость | |||||||||
е) ловкость | |||||||||
VII. Эстетическое развитие | |||||||||
1. Создание художественных образов выразительными средствами (цвет, форма, композиция) | |||||||||
2. Способность к созданию нового рисунка (оригинальность, вариативность) | |||||||||
3. Музыкальное развитие: | |||||||||
а) слушание музыки | |||||||||
б) пение | |||||||||
в) музыкальная игра | |||||||||
г) музыкально-ритмические движения |
5. Дополнительная информация об особенностях развития, поведении ребёнка; особенности социализации и интеграции
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сильные стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слабые стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Коррекционно-развивающий маршрут
Направления ПМП сопровождения | 20__- 20__г. | 20__- 20__г. | 20__- 20__г. | 20__- 20__г. | 20__- 20__г. | 20__- 20__г. |
Медицинское (формы и сроки сопровождения специалистами ДОУ и поликлиники) | ||||||
Психологическое (психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения) | ||||||
Специальное (дефектологическое) (формы и сроки сопровождения) | ||||||
Специальное (логопедическое) (речевые процессы, формы и сроки сопровождения) | ||||||
Педагогическое (педагогические процессы, формы и сроки сопровождения) | ||||||
Социализация и интеграция |
К – консультации
Ф – фронтальная форма сопровождения
И – индивидуальная форма сопровождения
ИНТ – интерактивная форма сопровождения в присутствии родителей или лиц их заменяющих
Д – сопровождение в домашних условиях
С коррекционно-развивающим маршрутом ознакомлен(а)_____________________________________
(подпись родителей, расшифровка подписи)
Дата «_____»_________20______г.
7. Прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности
Направления ПМП сопровождения | Предполагаемые итоговые результаты | Фактические результаты при выпуске ребёнка из ДОУ |
Медицинское (формы и сроки сопровождения специалистами ДОУ и поликлиники) |
( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.)_________________
|
( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.)_______________________
|
Психологическое (психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения) |
|
Другое_____________________________________________________________________ |
Специальное (логопедическое) (речевые процессы, формы и сроки сопровождения) |
Другое_______________________________________________________________ |
Другое_____________________________________________________________________ |
Специальное (дефектологическое) (формы и сроки сопровождения) |
Другое_______________________________________________________________ |
Другое_____________________________________________________________________ |
Педагогическое |
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
|
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
|
Социализация и интеграция |
|
|
8. Специальные условия и особенности организации ПП сопровождения
ребёнка с ОВЗ в ДОУ
8.1 Программно-методическое обеспечение
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы | Раздел «Средняя группа» от 4 до 5 лет |
2. Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей ред. С.Г.Шевченко | |
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта | М.: Просвещение, 2005. – 272 с. |
- 8.2 Методическое обеспечение диагностического процесса (нужное отметить, необходимое добавить)
Педагогическая диагностика | |
1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии» | М.: ИЦ «Академия»,1998 |
2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии» | СПб.: «Речь»,2008 |
3. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика» | М.: «Гном», 2008 |
4. Ноткина Н.А. «Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста» | СЧб.: «Детство-пресс»,2008 |
5. Немов Р.С. «Психология (психодиагностика)» | М.: «ВЛАДОС», 2001 |
Диагностика НПР (психологическая) | |
1.Э.Д. Гейци Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста | Новосибирск, 2006 |
2.Т.Д. Маруинковская Диагностика психологического развития детей | М.: Линка-Пресс, 1997 |
Специальная (дефектологическая) диагностика | |
1. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР» | СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 |
2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (серия «Коррекционная педагогика») | М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,2008 |
3.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии» | М.: ИЦ «Академия»,1998 |
4. С.Д. Забрамная «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» | М.: «Просвещение»,1997 |
Специальная (логопедическая) диагностика | |
1. Раннее выявление и коррекция речевой недостаточности. Г.В.Чиркина, О.Е.Громова | М.: Просвещение, 2003 |
2. Специальная диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Е.А.Стребелева | М.: Просвещение, 2005 |
3. И. Д. Коненкова Обследование речи дошкольников с ЗПР | М.: ГНОМ и Д, 2004 |
- 8.3 Методическое обеспечение педагогического сопровождения (основные методики и технологии)
1. Т.И.Бобкова, В.Б.Красносельская идр. «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» | М.: ТЦ «Сфера»,2008 |
2.С.Г.Рыбакова «Арт-терапия для детей с ЗПР» | СПб.: «Речь»,2007 |
3.И.Е.Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений» | М.: «ЭКСМОПресс»,2001 |
4.Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» | М.: «Просвещение»,1990 |
5. З.А.Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду» | М.: «Просвещение»,1988 |
6.Т.Г.Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» | М.:»Просвещение»,1996» |
7. Е.В.Прима, Л.В. Филиппова и др. «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (Здоровьесберегающая педагогика) | М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2002 |
- 8.4 Методическое обеспечение психологического сопровождения (основные методики и технологии)
1. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке | |
2.Изучение способов выражения эмоций | |
3. Изучение понимания эмоций, переживаемых другими людьми | |
4. Узнавание фигур | |
5. 10 слов | |
6. Разрезные картинки |
- 8.5 Методическое обеспечение специального (логопедического, дефектологического) сопровождения (основные методики и технологии)
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие | М.: ТЦ Сфера, 2008г. |
2. Жукова Р.А. Развитие речи. Средняя группа. Разработки занятий | Волгоград: Корифей,2006 |
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФНР | М.: Просвещение, 1993 |
4. Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет | М.: Теревинф, 2007 |
5. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей | СПб.: Детство-пресс, 2005 |
6. Е. В. Колесникова Программа «Математические ступеньки» | М.: Издательство «ТЦ СФЕРА»,2013 |
7. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Занятия по развитию речи в специальном детском саду» | М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006 |
8. Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» | М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 |
9. Л.В.Фомина «Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет» | М.: ТЦ «СФЕРА», 2001 |
10. «Комплексное планирование для групп детей разноуровнего развития» авт-составит. Ж.И.Старовойтова, Е.А.Костромина, Н.А.Жданова и др. | Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 |
9. Распределение нагрузки на ребёнка в рамках непосредственной образовательной деятельности и коррекционно-развивающей деятельности на неделю
№ п/п | Образовательная область | Наименование дисциплины | Специалисты | Количество учебных часов в неделю | ||
средняя | старшая | подготовит. | ||||
1 | Познание | РЭМП | Учитель-дефектолог | 1 | 2 | 2 |
Ознакомление с окружающим миром | Учитель-дефектолог | 1 | 1 | 1 | ||
2 | Коммуникация | Подготовка к обучению грамоте | Учитель-логопед | - | - | 2 |
Развитие речи | Учитель-дефектолог, учитель-логопед | 1 | 1 | 1 | ||
Развитие речевого (фонематического) восприятия | Учитель-логопед | 1 | 1 | - | ||
3 | Художественное творчество | Рисование | Воспитатели | 1 | 1 | 1 |
Лепка | Воспитатели | 1 | 1 | 1 | ||
Конструирование/Аппликация | Воспитатели | 1 | 1 | 1 | ||
4 | Физическая культура | Физкультура | Инструкторы по физической культуре | 1 | 1 | 1 |
Плавание | 2 | 2 | 2 | |||
5 | Музыка | Музыка | Музыкальный руководитель | 2 | 2 | 2 |
6 | Дополнительная образовательная деятельность | Кружок «Умелые ручки» | Воспитатели | 1 | 1 | 1 |
7 | Коррекционно-развивающая деятельность | Во всем образовательном процессе | Весь педагогический коллектив | |||
Общее количество в неделю | 13 | 14 | 15 |
10. Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности
№ п/п | Направление деятельности | Специалист | Сроки |
1. | Игровая деятельность | Воспитатели | Ежедневно |
2. | Сенсорное воспитание | Дефектолог | По графику |
3. | Воспитание КГН и формирование навыков самообслуживания | Воспитатели | Ежедневно |
4. | Нравственное воспитание | Воспитатели | Ежедневно |
5. | Трудовое воспитание | Воспитатели | Ежедневно |
6. | Социализация | Дефектолог, воспитатели | Ежедневно |
7. | Коррекционные занятия с учителем-логопедом | Логопед | По графику |
8. | Коррекционные занятия с педагогом - психологом | Психолог | Среда, пятница |
9. | Коррекционные занятия с учителем-дефектологом | Дефектолог | По графику |
10. | Дополнительная образовательная деятельность | Воспитатели | Среда |
- Расписание занятий
2013 – 2014 уч.г.
День недели | Вид деятельности | Время |
понедельник | Плавание Конструирование | 8.00-8.45 9.00-9.15 |
вторник | Ознакомление с окружающим Изобразительная деятельность Музыкальное развитие | 9.00-9.15 9.25-9.40 15.30-15.45 |
среда | РЭМП Плавание | 9.00-9.15 11.15-12.00 |
четверг | Развитие фонетического восприятия Изобразительная деятельность Музыкальное развитие | 9.00-9.15 9.25-9.40 15.30-15.45 |
пятница | Развитие речи Физкультура | 8.50-9.05 9.20-9.35 |
- План коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по познавательному развитию
ФИО ребенка
на 1 период – 18 недель (сентябрь-декабрь) 2013-2014 уч. г.
Психические процессы и познавательная деятельность | Краткая характеристика уровня развития психических процессов и познавательного развития | Цель и задачи коррекционной работы |
Восприятие | Находит и называет из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в их интерпретации по причине недостаточности знаний, опыта. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях. | 1.Развитие умений: -воспринимать объекты целостно, выделять индивидуальное своеобразие объектов, их детали; -узнавать объекты в разном положении, а также объекты, изображенные разными способами; -выделять основные признаки объекта, его главные части, второстепенные признаки. 2.Развитие специализации движений рук, точности тактильного обследования предметов, пространственного анализа и синтеза. |
Внимание | Объем внимания резко снижен (способен воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Не способен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после повторения, показа. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость). | 1.Развитие концентрации, переключения, устойчивости внимания. 2.Стимулирование работоспособности, снижение утомляемости. |
Память | Объем памяти узкий (зрительная в пределах 3 образов, слуховая 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Память непроизвольная. | Развитие умения описывать предметы с использованием карт-моделей и приводить для этого примеры из своего опыта, литературы, собственных наблюдений. |
Мышление | Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов. Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Помощь использует. Действует на наглядном уровне. Мышление несамостоятельное. Не понимает значение символики. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно. | Развитие умений: -сравнивать предметы по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению; -классифицировать предметы по их свойствам, качествам, назначению и происхождению; -устанавливать причинно-следственные связи |
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | Недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда охотно занимается, на занятиях малоактивен, работает только по вызову). Индифферентен к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические. Затрудняется в самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и неосознанное желание обучаться. Познавательная активность зависит от характера деятельности и знаний (проявляет избирательность). | Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью. Формировать интерес к окружающему миру, любознательность. 1.Уточнение, расширение, обогащение представлений о себе, окружающем предметном и социальном мире; 2.Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать обобщения и простые выводы, использовать знания в повседневной жизни. -Уточнение и обогащение словарного запаса; -Формирование основ экологических знаний. |
РЭМП | Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале (до 5). Выполняет арифметические действия. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Геометрические формы знает, но определить качественные характеристики не может. На плоскости ориентируется слабо. | Развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления; приобщать к математическому материалу, развивать воображение и интеллект, эмоциональную сферу ребенка. -Знакомство с математическими понятиями, с образованием чисел в пределах 5-10, обучение счету (количественный и порядковый), (прямой и обратный). -Развитие умений в сравнении множеств, определении состава чисел(один-много-ни одного; прямой счет, обратный счет, порядковый счет, соотнесение множеств, представление о цифрах, решение простых задач) -Развитие умений ориентировки на листе бумаги и на плоскости, в пространстве(стороны собственного тела, вверху-внизу, справа-слева, впереди-сзади (от себя, относительно предмета); во времени (части суток, времена года,вчера-сегодня-завтра, дни недели) -Формирование представлений о геометрических фигурах и их свойствах, развитие зрительного гнозиса, идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина). |
- План коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по познавательному развитию
ФИО ребенка
на II период – 20 недель (январь – май)) 2013-2014 уч. г.
Психические процессы и познавательная деятельность | Краткая характеристика уровня развития психических процессов и познавательного развития | Цель и задачи коррекционной работы |
Восприятие | Находит и называет из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в их интерпретации по причине недостаточности знаний, опыта. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях. | 1.Развитие зрительного рассматривания, зрительного анализа и синтеза. 2.Развитие умений определять, характеризовать и сопостовлять свойства и признаки знакомых объектов как на основе непосредственного восприятия, так и с использованием готовых моделей. 3.Развивать сенсорные эталоны, перцептивные действия (восприятие цвета-красн, син, желт, зел, корич, черн, бел, розов, голуб.; формы- сличение, выделение по слову, называние- круг,квадрат, треуг,прямоуг,овал;величины-Б-М,Д-К,В-Н,Ш-У,Т-Т; собирание пирамидки- возрастающий и убывающий порядок) |
Внимание | Объем внимания резко снижен (способен воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Не способен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после повторения, показа. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость). | 1.Развитие концентрации, переключения, устойчивости – внимания.(«Найди отличия»-кол-во, «Что неправильно?»-кол-во, продуктивная деятельность-время) 2.Стимулирование работоспособности, снижение утомляемости. 3.Развитие самоконтроля как произвольного внимания. |
Память | Объем памяти узкий (зрительная в пределах 3 образов, слуховая 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Память непроизвольная. | 1.Развитие умения использовать в мнемических целях алгоритмы, приемы ассоциации, аналогии, сравнения, классификации, обобщения. 2.Формировать -соотношение произвольной и непроизвольной памяти -непроизвольное активное запоминание -произвольное запоминание. |
Мышление | Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов. Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Помощь использует. Действует на наглядном уровне. Мышление несамостоятельное. Не понимает значение символики. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно. | 1.Развитие умений: -выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений; -сравнивать предметы по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению; -классифицировать предметы по их свойствам, качествам, назначению и происхождению; -устанавливать причинно-следственные связи; 2.Осуществление преобразования объектов в процессе как практического, так и мысленного экспериментирования. |
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | Недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда охотно занимается, на занятиях малоактивен, работает только по вызову). Индифферентен к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические. Затрудняется в самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и неосознанное желание обучаться. Познавательная активность зависит от характера деятельности и знаний (проявляет избирательность). | Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью. Формировать интерес к окружающему миру, любознательность. Развивать представления об окружающем мире через: -формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве; -накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях; -формирование представлений о здоровом образе жизни. -повышение уровня сенсорного и умственного развития; -обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. |
РЭМП | Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале (до 5). Выполняет арифметические действия. Геометрические формы знает, но определить качественные характеристики не может. На плоскости ориентируется слабо. | 1.Учить сравнивать количество предметов, различать, один – много предметов. 2.Учить устанавливать равенство/неравенство предметов, понимать слова столько-сколько, поровну, больше, меньше. 3.Учить называть числительные по прядку в пределах 5, согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже. 4.Учить сравнивать предметы по величине, высоте, ширине, длине. 5. Обучать счету с использованием всех анализаторов. 6. Формировать представления о временных отрезках (время года, части суток), умение ориентироваться в них. 7. Формировать представления о геометрических фигурах и их свойствах, признаках предметов: цвет, форма, величина. |
Выводы и заключения по окончании________________года реализации программы
( заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):
Специалисты | Выводы и заключения |
Медицинский работник | |
Воспитатели | |
Педагог-психолог | |
Учитель – дефектолог | |
Учитель-логопед | |
Руководитель ФВ | |
Музыкальный руководитель |
Коллегиальное заключение и рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и заключения по окончании________________года реализации программы
( заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):
Специалисты | Выводы и заключения |
Медицинский работник | |
Воспитатели | |
Педагог-психолог | |
Учитель – дефектолог | |
Учитель-логопед | |
Руководитель ФВ | |
Музыкальный руководитель |
Коллегиальное заключение и рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и заключения по окончании________________года реализации программы
( заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):
Специалисты | Выводы и заключения |
Медицинский работник | |
Воспитатели | |
Педагог-психолог | |
Учитель – дефектолог | |
Учитель-логопед | |
Руководитель ФВ | |
Музыкальный руководитель |
Коллегиальное заключение и рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_______________________________(Попова О.В.)
Учитель – дефектолог________________________(Арнаутова Л.В.)
Учитель-логопед___________________________(Прокофьева Л.В.)
Воспитатели_________________________________(Полякова Г.А.)
_________________________________(Яковлева Т.Н.)
Руководитель ФВ_________________________(Прибыткова Ю.О.)
Муз.руководитель_____________________________(Жорова О.П.)
Медицинский работник________________(___________________)
«________»___________20_____г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)
Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного ...
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.
П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ....
Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей...
Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.
В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной про...
Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...