Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
В последнее время в российских образовательных учреждениях становятся значимыми принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование нацелено в первую очередь на активную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение полноценной социальной жизни, а также формирование у здоровых детей терпимого отношения к своим «особым» сверстникам.
С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья.
Для нормально развивающегося ребенка детский сад – место для совместных с друзьями игр, общения, занятий по интересам, другое дело ребенок с ОВЗ.
Для таких детей детский сад становится местом, где они могут адаптироваться, приспосабливаться к жизни и полноценно развивaться. Это происходит за счет специально разработанной коррекционно-развивающей программы в ДОУ. Реализация такой программы обеспечивает развитие и социaлизацию ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей.
В настоящее время тема инклюзивного образовании в России является актуальной. Инклюзивное (франц. inclusif включающий в себя, от лат. include заключаю,
включаю) или включенное образование- термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.
В основу инклюзивного образования положены принципы, которые обеспечивают равное отношение ко всем людям, но создают особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на
рубеже 1980-1990 гг.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной
педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа
инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).
ФГОС говорит о том, что стартовые возможности всех воспитанников дошкольных обрaзоватeльных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в первый класс школ, должны быть выравнены.
Основные аспекты ФГОС предназначены обеспечить возможность включения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждении и их инклюзивное обучение. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на устранение недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание им необходимой помощи в освоении основной образовательной программы.
Инклюзия помогает формировать у здоровых детей терпимость к психическим или физическим недостаткам своих сверстников, стремление к сотрудничеству, развивает потребность к взаимопомощи, чувство принятия окружающих людей такими, какие они есть.
В свою очередь, у детей с особыми образовательными потребностями инклюзия способствует формированию адекватного поведения в социуме, выработке положительного отношения к другим детям и максимально глубокому развитию и обучению.
Инклюзивное обучение предполагает равный доступ к получению образования и создание специальных условий для достижения максимального результата в обучении всеми детьми.
Реализация инклюзивного образования в ДОУ требует гибкого подхода для каждого воспитанника с ОВЗ, так как не все дети с особыми образовательными потребностями, могут успешно адаптироваться среди здоровых сверстников.
Рекомендации для коррекционной работы с каждым конкретным ребенком должны давать специалисты ЦПМПК в своём заключении.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение и развитие детей с ОВЗ должно проходить по адаптированным рабочим программам.
Для каждого воспитанника с ОВЗ в ДОУ разрабатывается специальная индивидуальная программа развития – СИПР.
В законе «Об образовании в Российской Федерации»в ст.79 п.3 сказано, что
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья..»
Для достижения наилучших результатов в освоении ребенком с ОВЗ специальной индивидуальной программы развития все специалисты психолого-педагогического сопровождения выстраивают свою коррекционно-образовательную работу с воспитанником в едином тематическом планировании.
К специалистам, организующим коррекционно-образовательную работу с в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ относятся:
Педагог – это основной участник образовательного процесса. Именно педагог реализует процессы инклюзии ребенка с ОВЗ среди здоровых детей, создает необходимые условия для успешной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в социальную среду и образовательное пространство.
Педагог-психолог – специалист, оказывающую психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям и педагогам), Педагог-психолог проводит психологические диагностики, проводит коррекционную работу, в ходе которой происходит изменения особенностей поведения, эмоциональной сферы и развитие всех психических процессов ребенка с ОВЗ.
Учитель-дефектолог - специалист, коррекционный педагог, обеспечивающий максимально успешное освоение образовательной программы, занятия с ним способствуют познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, обогащают знания, умения и опыт ребенка с ОВЗ, что повышает возможность его комфортного включения в жизнь общества. Важным направлением работы дефектолога является адаптация содержания общей образовательной программы к возможностям воспитанника с ОВЗ и оказание в этом вопросе методической помощи педагогу.
Наиболее действенные формы организации обучения и воспитания в инклюзивной группе ДОУ дефектолог выбирает во взаимодействии с логопедом и тьютором.
Учитель-логопед – коррекционный педагог, который занимается выявлением, устранением и профилактикой нарушений речевого развития и коммуникации у детей.
Деятельность учителя-логопеда в рамках инклюзивного образования и воспитания в ДОУ имеет особое значение. Она ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с ОВЗ, но также на их адаптацию и социализацию среди здоровых и нормально развивающихся сверстников.
Тьютор - специалист, выполняющий роль проводника ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.
Тьютор сопровождает ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ в течение всего учебного дня. Работа тьютора направлена на оказание помощи не только непосредственно воспитаннику с ОВЗ, но и его родителям, педагогам, т.е всем участникам образовательного процесса такого ребенка.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях - это возможность избежать многих трудностей социально-психологического характера, с которым в настоящее время в нашей стране сталкивается большинство детей-инвалидов.
Можно с уверенностью скaзать, что инклюзивное образование увеличивает, расширяет личностные возможности всех детей, помогает формированию таких качеств, как толерантность, гуманность, терпимость к чужому образу жизни, поведению, способствует усвоению всеми участниками образовательного процесса в инклюзивной группе системы нравственных и социальных установок, предполагающих необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. готовности к помощи.
Инклюзивное образование в нашей стране является принципиально новой системой, в которой и педагоги , и воспитанники, и родители работают над одной общей целью – сделать качественное образовани доступным и для всех без исключения детей.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
- Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования. Педагогический журнал. 2013, № 1 (44).
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова – М.:
- www.nsportal.ru
- www.infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глоссарий по теме: "Теоретиченские и практические вопросы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью раннего и дошкольного возраста"
теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста...
Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы
Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...
Индивидуально-ориентированной подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере...
Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементов фитнес – технологий».
Программа перспективного развития профессиональной компетентности инструктора по физической культуре на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоро...
Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...
Материалы Городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме»
Рассматриваются пракические приемы применения сказкотерапии в работе с дошкольниками "Сказкотерапия как метод формирования толерантности в группе детского сада" ....
Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие успешной социализации в обществе
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профе...