Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»
статья на тему

Туренко Ольга Алексеевна

Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Организационно-педагогические условия обучения детей

 с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»

Выполнила:

Педагог-психолог I категории

                                                                                               Туренко Ольга Алексеевна        

                                                                                         МБДОУ д/с № 13 «Звёздочка»

г. Зеленогорск, 2018 г.

«Для того чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет с ним, а не о

том, что тебя с ним разъединяет»

Л. Н. Толстой

По данным министра здравоохранения и социального развития, численность детей-инвалидов в России составляет 638,2 тысяч человек, из них 12% детей проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Число детей-инвалидов за пять лет с 2011 по 2016 годы увеличилось на 10%. Поэтому инклюзивное образование является актуальной проблемой в наши дни.

      Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации.

      С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Л.С. Выгодский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.

      Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

      Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько - то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

      Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем.

      Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Обучение детей с ОВЗ средствами инклюзивного образования предполагает понимание инклюзии как новой философии образования, которая формирует современный гуманистический подход к образованию, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей ребенка не как проблемы, а как возможности для обогащения совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ. Отличие инклюзивного образования от интегративного заключается, во первых, в адаптировании образовательной среды к индивидуальным особенностям ребенка, во-вторых, в доступности образования для всех детей, независимо от тяжести нарушения психофизического развития, в-третьих, в использовании ресурса не только взросло-детской, но и детской совместной деятельности, в-четвертых, построении педагогом особых действий для организации совместной деятельности детей с ОВЗ и обычных детей.

      Реализация инклюзивного образования с учетом его отличительных особенностей возможна только при создании специальных организационно педагогических условий обучения и связана с преодолением следующих противоречий в образовательной практике: увеличением детей с ОВЗ и отсутствием специальной образовательной среды, неразработанностью этапов постепенного включения в общеобразовательные учреждения детей с ОВЗ, отсутствием специальной подготовки педагогов, родителей и обычных детей по принятию ребенка с ОВЗ.

      В обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития,  подразделяются на:

·      Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.

·      Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения). Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентов этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

·      Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, включая прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.

·      Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.

·          Организационные и организационно-педагогические условия. В целом этот компонент условий ориентирован на полноценное и эффективное освоение образовательной программы всеми учащимися инклюзивной группы/класса. Непосредственно в рамках образовательного процесса необходимо создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной  учебной мотивации. Обязательно применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала (в рамках разработки адаптированной образовательной программы).

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

  1. Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, готовых прийти в детские сад;
  2. Психологическая готовность коллектива образовательного учреждения (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  3. Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов) является важным условием при организации работы в группах компенсирующей направленности;
  4. Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
  5. Возможность повышения квалификации педагогов.

      Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач:

  • создание ребенку с ОВЗ условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

      Создание организационно-педагогических условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования всеми обучающимися;
  • использования обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников дошкольного учреждения и родителей (их законных представителей);
  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
  • целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
  • включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),
    педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы дошкольного образования, проектирование и развитие дошкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

Организационное обеспечение

      Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов,

обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

      Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров.

      Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения). Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка.

Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.

      Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОМ результатов.

      Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

      Материально техническое обеспечение. Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения; санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие раздевалок, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Организационно-педагогические условия

      Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации.

  1. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОМ), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
  2. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном

            сообществе, организация образовательной деятельности, направленной на  

            раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности

            в самовыражении, участии в жизни группы, детского сада.

  1. Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОМ, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
  2. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике.
  3. Кадровое обеспечение. Требования к кадровым условиям реализации инклюзивного образования включают следующие положения: укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии. Непрерывность  профессионального развития работников образовательного учреждения, должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. При поступлении в образовательную организацию ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т.д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме. Воспитанники, имеющие особенности физического и психического развития, или ограниченные возможности здоровья, как правило, нуждаются в сопровождении специалистами. Задача дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего специалист проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и т.п. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Коррекционная работа с воспитанниками, имеющими интеллектуальную недостаточность в образовательных учреждениях нуждается в наличии дефектологов – олигофренопедагогов, слуха – сурдопедагогов, зрения — тифлопедагогов. Роль психолога в общеобразовательном учреждении заключается в проведении психологической диагностики; осуществлении коррекционной работы; консультировании родителей и учителей; психологическом просвещении и профилактике. В ходе коррекционных занятий психолог может скорректировать особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление. Задачами логопеда является диагностика и коррекция проблем, связанных с речью. В случае если такие специалисты отсутствуют, образовательное учреждение должно быть включено в систему комплексного взаимодействия учреждений образования различного уровня с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, обеспечения медицинского обслуживания, получения своевременной квалифицированной консультативной помощи всеми нуждающимися субъектами образовательной деятельности. Невозможно говорить об инклюзивной практике в дошкольной организации, если отсутствует взаимодействие со специалистами.

Программно-методическое обеспечение

      Программно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми воспитанниками образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

  • программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,
  • адаптированной основной общеобразовательной программе,
  •  адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

      В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы образовательной организации и должна обеспечить:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

      Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

      Адаптированная основная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

      Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

      Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

      Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными            возможностями здоровья в группе сверстников, организация образовательной деятельности с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни группы, детского сада, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений.

      Реализация организационно-педагогических условий обучения детей с ОВЗ позволяет достичь следующих результатов: во-первых, снизить количество обучающихся, не успевающих по итогам учебного года, сократить количество школьников, направляемых образовательными учреждениями в ТПМПК, уменьшить количество выявленных детей с интеллектуальными нарушениями, с задержкой психического развития, увеличить количество детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных школах. Во-вторых, организация совместной деятельности здоровых детьми и детей с ОВЗ позволяет учителям не только изменить взгляд на возможности их совместного обучения в общеобразовательных школах, но и овладеть новыми профессиональными умениями. В-третьих, происходит принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как нового позитивного ресурса как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.

      Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная от предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» ‒ от обще специфических до индивидуально-ориентированных. Таким образом, можно представить всю совокупность условий в виде «матрешки», где каждый из предыдущих «уровней» условий включается-проявляется в   последующих.

Список литературы:

  1. Бурмистрова Н.И. Как вы относитесь к совместному обучению детей с различными стартовыми возможностями? // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» - 2011.-№ 10.-с.56-60.
  2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. К Кутеповой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  4. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (Методические рекомендации)- М.: Русское слово,2014.
  5. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями (Планирование работы со старшими дошкольниками имеющими трудности в обучении) Т.А.Ткачева- М.: Издательство ГНОМ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.

В последние годы проблеме коррекции отклоняющегося развития детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами изобразительного искусства уделяется большое внимание. Изобразительная д...

Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Программно – методический материал «Тьюторское сопровождение младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных образовательных условиях»

Программно – методический материал«Тьюторское сопровождение младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных образовательных условиях»...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном воспитатльно-образовательном пространстве

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Составила: социальный педагог, Никитенкова Вероника Владимировна...