Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
В статье подробно описаны направления деятельности ПМПк ДОУ по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальные направления деятельности ПМПк
в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Калин Ольга Петровна
педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №1 «Росинка»
В настоящее время в России намечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало решительные шаги в сторону гуманизации общества. В России приняты международные документы, гарантирующие права детей с ОВЗ на образование, развитие и социальное обеспечение; созданы законодательные документы, реализована Государственная программа «Доступная среда», создается безбарьерныйо бразовательный континум для детей с ОВЗ в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
Особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с нарушениями развития в условиях сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие необходимо для реализации качественного образования для детей с ОВЗ. При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность ребенку осваивать образовательную программу определенного уровня.
Задачи, решаемые в условиях сетевого взаимодействия
- Организационные задачи
- Методические задачи
- Финансово-экономические задачи.
На экране представлена модель внешнего сетевого взаимодействияпо обеспечению доступного образования детей с ОВЗ и инвалидов МДОУ №1 «Росинка»
МДОУ «Детский сад №1 «Росинка» осуществляет взаимодействие со следующими организациями:
ОО АКМР
Функция: координация деятельности, создание условий для получения образования детям с ОВЗ и детям -инвалидам
ТПМПК
Функция: определение вида обучения и направлений оказания психолого-педагогической помощи
ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю»
Функция: установление инвалидности, разработка ИПР
ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ»
Функция: обследование, оказание медицинской помощи
УТСЗН АКМР СК(Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края).
Функция: правовая поддержка.
МОУ СОШ №4
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Наша задача обеспечить преемственность дошкольного и школьного образования.
Завод стр. смеси Баз-техник
Спонсорская помощь по созданию адаптированной под особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
На базе нашего дошкольного учреждения функционирует три специальных (коррекционных) группы (две группы детей с общим недоразвитием речи и одна группа с задержкой психического развития). Детский сад посещают 7 детей-инвалидов; один ребенок по состоянию здоровья находится на домашнем обучении.
С целью организации целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Росинка» работает психолого-медико-педагогический консилиум.
Деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с этим документом решает следующие задачи:
- выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) отклонений в развитии, их характера и причин, сопутствующих состояний;
- комплексное обследование детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
- составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
- подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
- консультирование педагогов и родителей в решении сложных или конфликтных ситуаций;
- организация профессионального взаимодействия между специалистами, направление ребенка, в случае необходимости, на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков.
Основные направления деятельности ПМПк:
- Диагностическое – предполагает диагностическое обследование ребенка воспитателем, педагогом-психологом, учителем - логопедом, педагогом-дефектологом.
- Коррекционно-развивающее – реализация индивидуальной образовательной программы ребенка с отклонениями в развитии.
- Консультативно-методическое – включает консультирование и просвещение родителей, педагогов и других участников образовательного процесса по всем вопросам, входящим в компетенцию ПМПк.
Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа
- подготовительный (сентябрь);
- промежуточный (ноябрь, февраль);
- итоговый (май)
В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов. С каждым из родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении и заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Этим занимается председатель ПМПк в лице заведующего ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.
На этом же заседании ПМПк оформляются:
- журнал записи детей на ПМПк;
- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк (в т.ч. коллегиального заключения), который заполняется на каждом заседании.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей в состав ПМПк дошкольного учреждения включены следующие специалисты:
- заведующий;
- старший воспитатель;
- педагог-психолог;
- два логопеда;
- педагог-дефектолог;
- медицинский работник
- два воспитателя (логопедической и массовой групп)
Каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например, педагог-психолог на основе результатов скрининговой диагностики выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующем возрастной норме. Далее с ними проводится углубленная диагностика психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.); развития эмоционально-личностной сферы.
Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей, выявляя дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Воспитатели составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях. Медицинский работник представляет справку о состоянии здоровья дошкольников.
На детей составляется представление специалистов ПМПк.
В ноябре на плановом заседании (промежуточный этап) обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.
После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк. Вырабатывается согласованные решения по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка. При необходимости, дети направляются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) с которой заключен договор о взаимодействии.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. После этого осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми.
В феврале проводится третье плановое (промежуточное) заседание ПМПк, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Для детей с низкими показателями изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.
В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены ПМПк анализируют результаты корррекционно-развивающей работы за учебный год и подводят итоги.
Взаимодействие всех специалистов ДОУ помогает добиваться положительных результатов.
Таким образом, деятельность ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает достижение ребенком с отклонениями в развитии, планируемых результатов освоения образовательной программы своего возрастного периода, организует коррекцию и компенсацию дефектов развития, обеспечивает профилактику сопутствующих нарушений, реабилитацию и социализацию детей.
Система специального (коррекционного) образования, выстроенная в ДОУ, призвана решить проблему успешной интеграции в общество ребенка с особыми образовательными потребностями. Работа ПМПк выступает, как процесс и результат предоставления ребенку с ограниченными возможностями здоровья прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни общества наравне и вместе с остальными, компенсирует отставание в развитии в условиях обозначенных требованиями ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ
Опыт построения интеграционного воздействия учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководитееля при коррекции речевых нрушений в группе детей с кратковременным пребыванием....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»
В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ
В статье рассматривается опыт интегрированного коррекционного воздействия при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на базе группы кратковременного пребывания при Центре ди...
Презентация "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Приложение к статье "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
«Доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Значительное внимание в последние годы уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опираясь на научные источники литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличаетс...