Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
статья на тему

Четверикова Светлана Александровна

Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четверикова С.А.,

(учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 83, г. Бийск)

Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек, и как будет формироваться его характер.

Наше образовательное учреждение работает с детьми с особыми возможностями здоровья (нарушения речи, нарушения зрения). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, чрезмерная подвижность и возбудимость. Все это требует создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка, как в детском саду, так и дома. Это возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей детей с ОВЗ. ФГОС ДО ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: участие в реализации адаптированных программ, создание в семье благоприятных условий для общего развития ребенка, взаимодействие с педагогами по преодоления нарушений в развитии детей. Родители воспитанников становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса, а не только сторонними наблюдателями.

 Роль логопеда состоит не только в том, чтобы организовать  коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую, правильно подобранную,  для работы информацию в доступной форме.

В первую очередь необходимо найти контакт с родителями воспитанников. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Работа с родителями планируется заранее. Начинаем работу с анализа ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать её эффективной.

Используем следующие формы работы логопеда с родителями в ДОУ:

- Общие родительские собрания

- Консультации (подгрупповые и индивидуальные)

- Открытые занятия

- Собрания-практикумы

- Домашние задания

- Оформление стенгазет, информационных листов, буклетов.

Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание». На обзорном родительском собрании родители рассказывают о своем ребенке, особенностях его характера, интересах, делятся своими ожиданиями от пребывания ребенка в детском саду. Такая форма общения позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с условиями и особенностями семейного воспитания, составить своеобразный портрет ребенка и его семьи. Логопед и воспитатели, в свою очередь, рассказывают об основных задачах работы и должностных обязанностях специалистов. К преимуществам такой формы относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях родители делятся опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях уместны демонстрации  презентаций, где доступно освещены важные вопросы.

Обязательным моментом в работе с родителями, является проведение родительского собрания с показом логопедического занятия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Особенно полезно присутствие родителей на занятиях по коррекции звукопроизношения, где родители вместе с детьми учатся выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения.

На консультациях и совместных занятиях родители знакомятся с логопедическими приемами (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятными для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращается на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

 На индивидуальной консультации более подробно останавливаемся на структуре нарушения конкретного ребенка, родители знакомятся с методами и формами работы с уже поставленным звуком, необходимыми при работе дома.

При выполнении «Домашних заданий» проводится работа по индивидуальным тетрадям, под контролем взрослых. Перед зеркалом выполняются артикуляционные упражнения и упражнения для закрепления появившихся у ребёнка звуков. От родителей требуется соблюдение речевого режима дома (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях).

Налаживать связь детского сада и семьи позволяет сайт дошкольного учреждения. Здесь родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещены консультации специалистов на различные темы, информация о значимых мероприятиях и достижениях педагогов и воспитанников.

На базе ДОУ организован «Консультационный пункт» для родителей детей, не посещающих детский сад или посещающих общеобразовательные группы. Родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультативного пункта. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере. Консультирование родителей проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от сути проблемы.

Целью всех этих форм работы с родителями является создание условий для привлечения родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы, возникновения понимания того, что:

- Своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей позволяет предупредить возникновение вторичных нарушений (нарушения чтения и письма), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.

- Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий.

- Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса.

Литература:

  1. Вершина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: спр.-метод. материалы [текст] / сост. Н.Б. Вершина, Т.И. Суханова – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Горшенина, В.В., Самошкина, И.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. [текст] / В.В.Горшенина, И.В. Самошкина– М.: Глобус, 2009.
  3. Давидович, Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? [текст] / Л.Р.Давидович -  Москва, ГНОМ и Д, 2005.
  4. Иванова-Инина Т. Н., Спирягина Л. П. Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы) // Молодой ученый. [текст] / Т.Н.Иванова-Инина, Л.П. Спирягина — 2015. — №12.
  5. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. [текст] / А.А.Майер, О.И. Давыдова, Н.В.  Воронина — М., ТЦ Сфера, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....

"Использование камешков «марблс» в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

На занятиях можно использовать разнообразные камешки, которые размещаются в вазы, банки, либо контейнеры: круглые большие и маленькие, квадратные, разноцветные. При первой встрече с ними дети ожи...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...