Рекомендации для педагогов и родителей: «Физическое воспитание и дети с нарушением зрения: польза или вред?»
консультация

Зуева Яна Борисовна

     Физическое воспитание детей с нарушением зрения включает в себя ряд специальных коррекционных задач, направленных на преодоление недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultura_i_deti_s_narusheniem_zreniya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическое воспитание и дети с нарушением зрения:

 польза или вред?»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

 

     Физическое воспитание детей с нарушением зрения включает в себя ряд специальных коррекционных задач, направленных на преодоление недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой:

  • достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировки в пространстве, координации движений;
  • коррекция физического развития детей с помощью специальных средств и методов, способствующих укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
  • преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства);
  • активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания.

     Физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевческого характера с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения.

       Особое внимание следует уделять развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

      В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки.

     Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра; и общего психического развития детей.

      Содержание спортивных и подвижных игр должно предусматривать развитие зрительно-двигательных навыков.

      Для лучшей ориентировки детей в пространстве необходимо использовать световые, цветовые атрибуты, сигналы и ориентиры.

      Необходимо осуществлять страховку детей с низкой остротой зрения при выполнении таких основных видов движений: лазание по гимнастической лестнице, ползание и хождение по ограниченной поверхности, спрыгивание и т. п.

      Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе.

     По согласованию с врачом-офтальмологом можно практиковать замену некоторых упражнений.

      При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (работа с мячом, лазание, равновесие), чтобы ребенок ощутил движение своего тела, не боялся упасть, получить ушиб, т. к. заклейка ограничивает свободу движения.

     На физкультурном занятии следует использовать замедленный показ движений, чтобы дети успели запомнить движение.

     Необходимо чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.

       Следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной целей. Размер цели должен быть больше, чем для нормально видящих детей.

      На физкультурных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве. Необходимо также учитывать темп движения детей.

     На физкультурных праздниках можно снимать окклюзию, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"...

Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения

Адаптивная образовательная программа по физической культуре  для детей с нарушением зрения...

Физические нагрузки для детей с нарушениями зрения

В материале отражены показания и противопоказания по физическим нагрузкам для детей с нарушениями зрения (с опорой на офтальмологическое заключение)...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»...