Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Качарава Мария Александровна

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым»

Консультация для педагогов

«Методические рекомендации для коррекционнопедагогической работы при обучении конструированию

детей с нарушением зрения»

Подготовила: учитель-дефектолог Качарава Мария Александровна

г.Евпатория

Конструирование означает приведение во взаимоположение предметов частей, элементов. Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта.

В дошкольном учреждении дети конструируют из игрового строительного материала, из бумаги, из мягкого картона, природного материала.

Как показывают тифлопедагогические исследования, продуктивная деятельность детей с нарушением зрения развивается своеобразно. В дошкольном возрасте, когда не все функции зрительной системы сформированы, нарушение зрения ведет, прежде всего, к снижению центрального зрения, как правило, бывает более выражено на одном глазу. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазных двигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении связей и отношений между предметами. Нарушаются прослеживающие функции глаз. Все это вызывает нарушения пространственной ориентировки детей.

В этих условиях требуется специальный подход к обучению конструированию. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения не разработана, и ведущими тифлопедагогами: Л.И. Плаксиной, JI.B. Рудаковой, Л.И.Киселёвой разработаны методические рекомендации для коррекционнопедагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.

Обучение детей с нарушением зрения должно начинаться с подготовительных занятий.

Задачи подготовительного этапа:

  • Выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки.
  • Подготовить к занятиям по конструированию на каждом возрастном этапе. Сформулировать задачи на занятиях для всех возрастных групп:
  • Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-двигательную координацию. Развивать мышцы - глаз, фиксацию взора.
  • Учить воспринимать сенсорные эталоны.
  • Учить выделять объемные предметы в пространстве, учить соотносить форму объемных предметов и эталоны формы.
  • Учить расчленять сложную форму на составные части.
  • Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.
  • Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировке, классификации.

Педагогу при фронтальной работе наряду с программными требованиями следует учитывать рекомендации тифлопедагога по организации и проведению занятия. Индивидуальность подхода на занятиях:

  • В выборе пособий.

У детей с низкой остротой зрения, меньше 0,04 строительные детали должны быть

крупными, более 10 сантиметров, а у детей с остротой зрения больше 0,04 строительные детали могут быть меньше 10 сантиметров. У педагога строительные детали на первых этапах крупные, в середине года средних размеров, а в конце года могут быть такого же размера как у детей. В младшей и средней группах цвет детаией образца должен совпадать с цветом деталей постройки.

  • В выборе посадки.

Занятия желательно проводить с подгруппами детей.

Нельзя детей усаживать полукругом, так как крайние дети видят под углом. Необходимо усаживать детей справа и слева около образца. Детей усаживать таким образом, чтобы они видели

образец со стороны лучше видящего глаза. Педагог находится за постройкой. Конструирование в первой младшей группе.

Программа.

  • Учить узнавать, соотносить по форме, цвету куб, кирпич, пластину.
  • Способствовать умению создавать небольшие конструкции: заборчик, дорожки.
  • Учить работать с бумагой. Мять, формировать линию сгиба.

Виды строительных материалов:

  • Напольный крупный строитель.
  • Настольный мелкий строитель.
  • Бумага.
  • Двигатели-конструкторы: стержни с нанизывающимися колечками, желательно пластиковыми, не стучат, легкие.

Приемы работы:

  • Знакомство с материалом.

Обследование деталей проводится приемом "рука в руке".

Необходимо помнить о том, что дети плохо различают начало и конец детали.

Горизонтальную плоскость необходимо показывагь слева направо пальчиками. Затем следует обыграть обследование исходя из программных задач с целью закрепления понятия. Далее проводится обследование вертикальной плоскости (сверху вниз), пальчиками.

Широкая плоскость обследуется ладошкой, узкая - пальчиками.

Эта работа проводится в течение года, поэтапно, в зависимости от успешности усвоения материала.

  • Напоминание.

Задаются короткие вопросы, как показать широкую плоскость, узкую и т.д. Оценка показа положительная.

  • Подбор наглядности.

Образец. Части образца более 10 сантиметров.

Предварительная работа.

  • Учить рассматривать предмет.

Учить рассматривать фронтальную иллюстрацию. У детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации.

Учить рассматривать образец. Учить анализировать конструирование идентичной

постройки рядом с образцом. Учить анализу в целом, затем по крупным деталям, далее по мелким деталям и снова проводить анализ в целом. Оценка деятельности детей положительная. В конце года вводится отрицательная оценка в отношении самостоятельности ребенка.

Конструирование во второй младшей группе.

Программа.

  • Учить конструировать из четырех частей.
  • Учить строить дорогу и заборчик.
  • Одноэтажные дома.
  • Ворота.
  • Мебель: стол, стул, диван.
  • Мост.

-Горки.

  • Учить работать с природным материалом.
  • Учить работать с бумагой: складывать двухстороннюю цветную бумагу, формировать линию сгиба, совмещать стороны.

Первые два-три занятия проверочные. При необходимости один-полтора месяца работать по программе 1 младшей.

Виды строительного материала:

  • Напольный строитель. Добавляются детали: пирамиды, круги разных размеров.
  • Мелкий конструктор в форме цветных кирпичиков и кубов (четыре основных цвета + оранжевый цвет).
  • Пластиковый строитель с пупырышками, белым и голубым (для конца года).
  • Природный материал в конце года.
  • Бумага.

Приемы работы:

  • Показ: полный, поэтапный, с объяснением (совместная работа).
  • Рассматривание (в конце года). Самостоятельная работа.
  • Прием напоминания.
  • Творческий прием: в форме совета подсказать творчество.

Предварительная работа.

  • Учить рассматривать предмет.
  • Учить рассмтривать иллюстрацию (у детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Рассматривание иллюстрации обязательно, так как дети, не имеющие бинокулярного зрения постройку видят в плоскости. Иллюстрацию можно выполнить при помощи аппликации).

Напольное конструирование.

Рядом с образцом педагог выполняет постройку, анализируя этапы. Затем дети выполняют постройку при помощи педагога. Можно выполнить общую постройку.

При анализе педагог показывает положение деталей ладонью. Дети повторяют показ. В

концегода в анализ включается оценка по цвету, по деталям. Обращается внимание на эстетичность выполнения.

Настольное конструирование.

При настольном конструировании показ можно провести в двух вариантах.

  1. -й вариант.

Педагог показывает образец на столе.Дети находятся справа и слева от образца, со стороны лучше видящего глаза.

2-ой вариант.

Показ на фронтальном фланелеграфе издеталей более 10 см. Фон контрастный.

Конструирование в средней группе.

Программа.

Учить конструировать из 5-6 частей.

  • Заборы, дорожки, этажные дома, ворота (в начале года повторяются, но при этом используются другие детали.)
  • Мебель: стол, стул, диван, кровать, стеллаж. Домики двух и трёх этажные.
  • Гаражи разной модификации, мосты, горки.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Коллективные постройки по подгруппам одновременно, но с разной тематикой.
  • Учить работать с природным материалом.
  • Учить работать с бумагой. Сгибать двухцветную бумагу, совмещать стороны, углы, формировать линию сгиба.

Виды строительных материалов.

  • Куб, кирпич, пластина, призма, брусок, цилиндр. Возможно использование конусов, пирамиды, но без названия и обследования.
  • Пластилин.
  • Бумага.
  • Природный материал.

Приёмы работы:

  • Учить обследованию деталей.
  • Учить определять три размера деталей: большой, средний, маленький.
  • Учить определять устойчивость деталей.
  • Учить планировать последовательность постройки.
  • Показ. Вначале года сохраняется поэтапный показ, со словесным объяснением. В середине года при показе объединяются два-три элемента. Во второй половине года полный показ с анализом, затем воспроизведение по запоминанию. В конце года самостоятельная постройка по напоминанию.
  • Анализ работы. Направлять детей на самостоятельное выделение основных частей, затем мелких деталей по величине, цвету, форме и пространственному расположеник относительно друг-друга.
  • Подбор деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме, величине.        *

  • Творческий. Учим детей самостоятельному отбору игрового материала. При этом обращается внимание детей на цвет, величину, форму и эстетичность.
  • Работа с бумагой. Учить сгибать двухцветную бумагу, соединяя углы или стороны. Место сгиба педагог отмечает видимой ребёнку линией. В дальнейшем место сгиба можно отмечать пунктиром.

Дополнительно можно использовать клей, цветные карандаши и ножницы для оформления постройки.

  • В оценке деятельности детей учитывать способность ребёнка доводить работу до конца, умение подчинять свой интерес и желания поставленной общей работе. Конструирование в старшей группе.

Программа.

  • Учить называть точным словом и уметь использовать новые формы деталей.
  • Усложнение качества: уметь показать в постройке красоту симметрии по форме, цвету, пространственному расположению.
  • Учить передавать точность натурального предмета.
  • Во втором полугодии ввести сюжетные постройки: аэропорт, магазин, зоопарк.
  • Постройки в двух, трёх вариантах.

Продолжать учить работать с бумагой: в соответствии с лексическими темами.

Виды строительного материала:

Используются те материалы, что использовались при конструировании в средней группе. Дополнительно вводятся новые объёмные формы: цилиндр, конус, арки, половины кубов и шаров.

Подготовительная работа:

Выясняются возможности детей к конструированию, их знания, умения,

навыки.Детально обследуются натуральные предметы, представленные для постройки.

Согласно возможностям детей формируются подгруппы для занятий.

Приёмы работы.

  • Учить сравнивать образец в объёмном и плоскостном изображении.
  • Учить выделять самостоятельно крупные и мелкие детали, определять их форму, величину, пространственные отношения.
  • Учить планировать этапы создания постройки и запоминать последовательность.
  • Учить видоизменять постройку путём замены деталей.
  • Учить создавать нужную деталь из частей.
  • Учить строить по словесному указанию на основе наблюдения изображения.
  • Продолжать учить работать с бумагой. Учить читать простейшие схемы изготовления поделок, познакомить с обозначениями, принятыми в Оригами.
  • Творческий приём.
  • Оценка.

Конструирование в подготовительной группе.

Программа.

Учить конструировать из 10-12 частей.

  • Транспорт во взаимодействии с окружающими предметами.
  • Мосты. Здания.        ♦

  • Работа с бумагой. Изготовление поделок в соответствии с лексическими темами. Этапы конструирования соотносить со схематичным изображением.

Виды строительного материала.

  • К материалам, что использовались в старшей группе, добавляются строители «ПСКОВ», «РУСЬ», «НОВГОРОД».

Подготовительная работа.

  • Знакомство с содержанием сюжета постройки через наблюдение реальных событий, экскурсии, чтение книг.
  • Наблюдение объектов и анализ деталей.
  • Сравнение похожих объектов и сравнение деталей этих объектов.

Приёмы работы.

  • Учить читать чертёж, определяя пространственное положение деталей, их величину.
  • Учить определять на глаз, какие детали по форме и величине подходят для данной постройки. Выбирать цвет деталей.
  • Продолжать учить планировать весь ход строительства.
  • Учить сооружать постройки во взаимосвязи, выполняя сюжетную постройку.
  • Даются словесные указания при самостоятельной работе.
  • Ставятся задачи на развитие конструкторских способностей.
  • Можно использовать приём поэтапного показа при выполнении сложных построек.
  • При работе с бумагой использовать приём поэтапного показа.

Количество занятий.

  1. младшая группа.

в первом полугодии - 1 раз в месяц.

Во втором полугодии - 2 раза в месяц.

  1. младшая группа - 2 раза в месяц.

Средняя группа - 2 раза в месяц.

Старшая и подготовительная группы - 4 раза в месяц.

Литература:

Плаксина. Л.И. Плаксина Методические рекомендации для коррекционной- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.

Л.И. Киселёва. Методические рекомендации для коррекционной- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

З.В.Лиштван. Конструирование. Москва, 1981 г.

Т.С. Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Москва «Просвещение» 1985.

З.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва «Просвещение» 1992.

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Методические рекомендации по коррекционно-педагогической работе при обучении конструированию детей с нарушением зрения

Методические рекомендации для педагогов ДОУ компенсирующего вида по коррекционно-педагогической работе при обучении конструированию детей с нарушением зрения...

Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движени...