Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым»
Консультация для педагогов
«Методические рекомендации для коррекционнопедагогической работы при обучении конструированию
детей с нарушением зрения»
Подготовила: учитель-дефектолог Качарава Мария Александровна
г.Евпатория
Конструирование означает приведение во взаимоположение предметов частей, элементов. Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта.
В дошкольном учреждении дети конструируют из игрового строительного материала, из бумаги, из мягкого картона, природного материала.
Как показывают тифлопедагогические исследования, продуктивная деятельность детей с нарушением зрения развивается своеобразно. В дошкольном возрасте, когда не все функции зрительной системы сформированы, нарушение зрения ведет, прежде всего, к снижению центрального зрения, как правило, бывает более выражено на одном глазу. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазных двигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении связей и отношений между предметами. Нарушаются прослеживающие функции глаз. Все это вызывает нарушения пространственной ориентировки детей.
В этих условиях требуется специальный подход к обучению конструированию. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения не разработана, и ведущими тифлопедагогами: Л.И. Плаксиной, JI.B. Рудаковой, Л.И.Киселёвой разработаны методические рекомендации для коррекционнопедагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Обучение детей с нарушением зрения должно начинаться с подготовительных занятий.
Задачи подготовительного этапа:
- Выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки.
- Подготовить к занятиям по конструированию на каждом возрастном этапе. Сформулировать задачи на занятиях для всех возрастных групп:
- Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-двигательную координацию. Развивать мышцы - глаз, фиксацию взора.
- Учить воспринимать сенсорные эталоны.
- Учить выделять объемные предметы в пространстве, учить соотносить форму объемных предметов и эталоны формы.
- Учить расчленять сложную форму на составные части.
- Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.
- Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировке, классификации.
Педагогу при фронтальной работе наряду с программными требованиями следует учитывать рекомендации тифлопедагога по организации и проведению занятия. Индивидуальность подхода на занятиях:
- В выборе пособий.
У детей с низкой остротой зрения, меньше 0,04 строительные детали должны быть
крупными, более 10 сантиметров, а у детей с остротой зрения больше 0,04 строительные детали могут быть меньше 10 сантиметров. У педагога строительные детали на первых этапах крупные, в середине года средних размеров, а в конце года могут быть такого же размера как у детей. В младшей и средней группах цвет детаией образца должен совпадать с цветом деталей постройки.
- В выборе посадки.
Занятия желательно проводить с подгруппами детей.
Нельзя детей усаживать полукругом, так как крайние дети видят под углом. Необходимо усаживать детей справа и слева около образца. Детей усаживать таким образом, чтобы они видели
образец со стороны лучше видящего глаза. Педагог находится за постройкой. Конструирование в первой младшей группе.
Программа.
- Учить узнавать, соотносить по форме, цвету куб, кирпич, пластину.
- Способствовать умению создавать небольшие конструкции: заборчик, дорожки.
- Учить работать с бумагой. Мять, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов:
- Напольный крупный строитель.
- Настольный мелкий строитель.
- Бумага.
- Двигатели-конструкторы: стержни с нанизывающимися колечками, желательно пластиковыми, не стучат, легкие.
Приемы работы:
- Знакомство с материалом.
Обследование деталей проводится приемом "рука в руке".
Необходимо помнить о том, что дети плохо различают начало и конец детали.
Горизонтальную плоскость необходимо показывагь слева направо пальчиками. Затем следует обыграть обследование исходя из программных задач с целью закрепления понятия. Далее проводится обследование вертикальной плоскости (сверху вниз), пальчиками.
Широкая плоскость обследуется ладошкой, узкая - пальчиками.
Эта работа проводится в течение года, поэтапно, в зависимости от успешности усвоения материала.
- Напоминание.
Задаются короткие вопросы, как показать широкую плоскость, узкую и т.д. Оценка показа положительная.
- Подбор наглядности.
Образец. Части образца более 10 сантиметров.
Предварительная работа.
- Учить рассматривать предмет.
Учить рассматривать фронтальную иллюстрацию. У детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации.
Учить рассматривать образец. Учить анализировать конструирование идентичной
постройки рядом с образцом. Учить анализу в целом, затем по крупным деталям, далее по мелким деталям и снова проводить анализ в целом. Оценка деятельности детей положительная. В конце года вводится отрицательная оценка в отношении самостоятельности ребенка.
Конструирование во второй младшей группе.
Программа.
- Учить конструировать из четырех частей.
- Учить строить дорогу и заборчик.
- Одноэтажные дома.
- Ворота.
- Мебель: стол, стул, диван.
- Мост.
-Горки.
- Учить работать с природным материалом.
- Учить работать с бумагой: складывать двухстороннюю цветную бумагу, формировать линию сгиба, совмещать стороны.
Первые два-три занятия проверочные. При необходимости один-полтора месяца работать по программе 1 младшей.
Виды строительного материала:
- Напольный строитель. Добавляются детали: пирамиды, круги разных размеров.
- Мелкий конструктор в форме цветных кирпичиков и кубов (четыре основных цвета + оранжевый цвет).
- Пластиковый строитель с пупырышками, белым и голубым (для конца года).
- Природный материал в конце года.
- Бумага.
Приемы работы:
- Показ: полный, поэтапный, с объяснением (совместная работа).
- Рассматривание (в конце года). Самостоятельная работа.
- Прием напоминания.
- Творческий прием: в форме совета подсказать творчество.
Предварительная работа.
- Учить рассматривать предмет.
- Учить рассмтривать иллюстрацию (у детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Рассматривание иллюстрации обязательно, так как дети, не имеющие бинокулярного зрения постройку видят в плоскости. Иллюстрацию можно выполнить при помощи аппликации).
Напольное конструирование.
Рядом с образцом педагог выполняет постройку, анализируя этапы. Затем дети выполняют постройку при помощи педагога. Можно выполнить общую постройку.
При анализе педагог показывает положение деталей ладонью. Дети повторяют показ. В
концегода в анализ включается оценка по цвету, по деталям. Обращается внимание на эстетичность выполнения.
Настольное конструирование.
При настольном конструировании показ можно провести в двух вариантах.
- -й вариант.
Педагог показывает образец на столе.Дети находятся справа и слева от образца, со стороны лучше видящего глаза.
2-ой вариант.
Показ на фронтальном фланелеграфе издеталей более 10 см. Фон контрастный.
Конструирование в средней группе.
Программа.
Учить конструировать из 5-6 частей.
- Заборы, дорожки, этажные дома, ворота (в начале года повторяются, но при этом используются другие детали.)
- Мебель: стол, стул, диван, кровать, стеллаж. Домики двух и трёх этажные.
- Гаражи разной модификации, мосты, горки.
- Транспорт наземный, водный, воздушный.
- Коллективные постройки по подгруппам одновременно, но с разной тематикой.
- Учить работать с природным материалом.
- Учить работать с бумагой. Сгибать двухцветную бумагу, совмещать стороны, углы, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов.
- Куб, кирпич, пластина, призма, брусок, цилиндр. Возможно использование конусов, пирамиды, но без названия и обследования.
- Пластилин.
- Бумага.
- Природный материал.
Приёмы работы:
- Учить обследованию деталей.
- Учить определять три размера деталей: большой, средний, маленький.
- Учить определять устойчивость деталей.
- Учить планировать последовательность постройки.
- Показ. Вначале года сохраняется поэтапный показ, со словесным объяснением. В середине года при показе объединяются два-три элемента. Во второй половине года полный показ с анализом, затем воспроизведение по запоминанию. В конце года самостоятельная постройка по напоминанию.
- Анализ работы. Направлять детей на самостоятельное выделение основных частей, затем мелких деталей по величине, цвету, форме и пространственному расположеник относительно друг-друга.
- Подбор деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме, величине. *
- Творческий. Учим детей самостоятельному отбору игрового материала. При этом обращается внимание детей на цвет, величину, форму и эстетичность.
- Работа с бумагой. Учить сгибать двухцветную бумагу, соединяя углы или стороны. Место сгиба педагог отмечает видимой ребёнку линией. В дальнейшем место сгиба можно отмечать пунктиром.
Дополнительно можно использовать клей, цветные карандаши и ножницы для оформления постройки.
- В оценке деятельности детей учитывать способность ребёнка доводить работу до конца, умение подчинять свой интерес и желания поставленной общей работе. Конструирование в старшей группе.
Программа.
- Учить называть точным словом и уметь использовать новые формы деталей.
- Усложнение качества: уметь показать в постройке красоту симметрии по форме, цвету, пространственному расположению.
- Учить передавать точность натурального предмета.
- Во втором полугодии ввести сюжетные постройки: аэропорт, магазин, зоопарк.
- Постройки в двух, трёх вариантах.
Продолжать учить работать с бумагой: в соответствии с лексическими темами.
Виды строительного материала:
Используются те материалы, что использовались при конструировании в средней группе. Дополнительно вводятся новые объёмные формы: цилиндр, конус, арки, половины кубов и шаров.
Подготовительная работа:
Выясняются возможности детей к конструированию, их знания, умения,
навыки.Детально обследуются натуральные предметы, представленные для постройки.
Согласно возможностям детей формируются подгруппы для занятий.
Приёмы работы.
- Учить сравнивать образец в объёмном и плоскостном изображении.
- Учить выделять самостоятельно крупные и мелкие детали, определять их форму, величину, пространственные отношения.
- Учить планировать этапы создания постройки и запоминать последовательность.
- Учить видоизменять постройку путём замены деталей.
- Учить создавать нужную деталь из частей.
- Учить строить по словесному указанию на основе наблюдения изображения.
- Продолжать учить работать с бумагой. Учить читать простейшие схемы изготовления поделок, познакомить с обозначениями, принятыми в Оригами.
- Творческий приём.
- Оценка.
Конструирование в подготовительной группе.
Программа.
Учить конструировать из 10-12 частей.
- Транспорт во взаимодействии с окружающими предметами.
- Мосты. Здания. ♦
- Работа с бумагой. Изготовление поделок в соответствии с лексическими темами. Этапы конструирования соотносить со схематичным изображением.
Виды строительного материала.
- К материалам, что использовались в старшей группе, добавляются строители «ПСКОВ», «РУСЬ», «НОВГОРОД».
Подготовительная работа.
- Знакомство с содержанием сюжета постройки через наблюдение реальных событий, экскурсии, чтение книг.
- Наблюдение объектов и анализ деталей.
- Сравнение похожих объектов и сравнение деталей этих объектов.
Приёмы работы.
- Учить читать чертёж, определяя пространственное положение деталей, их величину.
- Учить определять на глаз, какие детали по форме и величине подходят для данной постройки. Выбирать цвет деталей.
- Продолжать учить планировать весь ход строительства.
- Учить сооружать постройки во взаимосвязи, выполняя сюжетную постройку.
- Даются словесные указания при самостоятельной работе.
- Ставятся задачи на развитие конструкторских способностей.
- Можно использовать приём поэтапного показа при выполнении сложных построек.
- При работе с бумагой использовать приём поэтапного показа.
Количество занятий.
- младшая группа.
в первом полугодии - 1 раз в месяц.
Во втором полугодии - 2 раза в месяц.
- младшая группа - 2 раза в месяц.
Средняя группа - 2 раза в месяц.
Старшая и подготовительная группы - 4 раза в месяц.
Литература:
Плаксина. Л.И. Плаксина Методические рекомендации для коррекционной- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Л.И. Киселёва. Методические рекомендации для коррекционной- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
З.В.Лиштван. Конструирование. Москва, 1981 г.
Т.С. Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Москва «Просвещение» 1985.
З.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва «Просвещение» 1992.
%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.
В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...
Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»
Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»...
Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...
Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...
Методические рекомендации по коррекционно-педагогической работе при обучении конструированию детей с нарушением зрения
Методические рекомендации для педагогов ДОУ компенсирующего вида по коррекционно-педагогической работе при обучении конструированию детей с нарушением зрения...
Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.
Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движени...