Конструирование означает приведение во взаимоположение предметов частей, элементов. Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта. В дошкольном учреждении дети конструируют из игрового строительного материала, из бумаги, из мягкого картона, природного материала. Как показывают тифлопедагогические исследования, продуктивная деятельность детей с нарушением зрения развивается своеобразно. В дошкольном возрасте, когда не все функции зрительной системы сформированы, нарушение зрения ведет, прежде всего, к снижению центрального зрения, как правило, бывает более выражено на одном глазу. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазных двигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении связей и отношений между предметами. Нарушаются прослеживающие функции глаз. Все это вызывает нарушения пространственной ориентировки детей. В этих условиях требуется специальный подход к обучению конструированию. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения не разработана, и ведущими тифлопедагогами: Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.И.Киселёвой разработаны методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию. Обучение детей с нарушением зрения должно начинаться с подготовительных занятий. Задачи подготовительного этапа: – Выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки. – Подготовить к занятиям по конструированию на каждом возрастном этапе. Сформулировать задачи на занятиях для всех возрастных групп: – Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-двигательную координацию. Развивать мышцы – глаз, фиксацию взора. – Учить воспринимать сенсорные эталоны. – Учить выделять объемные предметы в пространстве, учить соотносить форму объемных предметов и эталоны формы. – Учить расчленять сложную форму на составные части. – Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами. – Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировке, классификации. Педагогу при фронтальной работе наряду с программными требованиями следует учитывать рекомендации тифлопедагога по организации и проведению занятия. Индивидуальность подхода на занятиях: – В выборе пособий. У детей с низкой остротой зрения, меньше 0,04 строительные детали должны быть крупными, более 10 сантиметров, а у детей с остротой зрения больше 0,04 строительные детали могут быть меньше 10 сантиметров. У педагога строительные детали на первых этапах крупные, в середине года средних размеров, а в конце года могут быть такого же размера как у детей. В младшей и средней группах цвет деталей образца должен совпадать с цветом деталей постройки. – В выборе посадки. Занятия желательно проводить с подгруппами детей. Нельзя детей усаживать полукругом, так как крайние дети видят под углом. Необходимо усаживать детей справа и слева около образца. Детей усаживать таким образом, чтобы они видели образец со стороны лучше видящего глаза. Педагог находится за постройкой. Конструирование в первой младшей группе. Программа. – Учить узнавать, соотносить по форме, цвету куб, кирпич, пластину. – Способствовать умению создавать небольшие конструкции: заборчик, дорожки. – Учить работать с бумагой. Мять, формировать линию сгиба. Виды строительных материалов: – Напольный крупный строитель. – Настольный мелкий строитель. – Бумага. – Двигатели-конструкторы: стержни с нанизывающимися колечками, желательно пластиковыми, не стучат, легкие. Приемы работы: – Знакомство с материалом. Обследование деталей проводится приемом "рука в руке". Необходимо помнить о том, что дети плохо различают начало и конец детали. Горизонтальную плоскость необходимо показывагь слева направо пальчиками. Затем следует обыграть обследование исходя из программных задач с целью закрепления понятия. Далее проводится обследование вертикальной плоскости (сверху вниз), пальчиками. Широкая плоскость обследуется ладошкой, узкая – пальчиками. Эта работа проводится в течение года, поэтапно, в зависимости от успешности усвоения материала. – Напоминание. Задаются короткие вопросы, как показать широкую плоскость, узкую и т.д. Оценка показа положительная. – Подбор наглядности. Образец. Части образца более 10 сантиметров. Предварительная работа. – Учить рассматривать предмет. Учить рассматривать фронтальную иллюстрацию. У детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Учить рассматривать образец. Учить анализировать конструирование идентичной постройки рядом с образцом. Учить анализу в целом, затем по крупным деталям, далее по мелким деталям и снова проводить анализ в целом. Оценка деятельности детей положительная. В конце года вводится отрицательная оценка в отношении самостоятельности ребенка. Конструирование во второй младшей группе. Программа. – Учить конструировать из четырех частей. – Учить строить дорогу и заборчик. – Одноэтажные дома. – Ворота. – Мебель: стол, стул, диван. – Мост. – Горки. – Учить работать с природным материалом. – Учить работать с бумагой: складывать двухстороннюю цветную бумагу, формировать линию сгиба, совмещать стороны. Первые два-три занятия проверочные. При необходимости один-полтора месяца работать по программе 1 младшей. Виды строительного материала: – Напольный строитель. Добавляются детали: пирамиды, круги разных размеров. – Мелкий конструктор в форме цветных кирпичиков и кубов (четыре основных цвета + оранжевый цвет). – Пластиковый строитель с пупырышками, белым и голубым (для конца года). – Природный материал в конце года. – Бумага. Приемы работы: – Показ: полный, поэтапный, с объяснением (совместная работа). – Рассматривание (в конце года). Самостоятельная работа.
– Прием напоминания. – Творческий прием: в форме совета подсказать творчество. Предварительная работа. – Учить рассматривать предмет. – Учить рассмтривать иллюстрацию (у детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Рассматривание иллюстрации обязательно, так как дети, не имеющие бинокулярного зрения постройку видят в плоскости. Иллюстрацию можно выполнить при помощи аппликации). Напольное конструирование. Рядом с образцом педагог выполняет постройку, анализируя этапы. Затем дети выполняют постройку при помощи педагога. Можно выполнить общую постройку. При анализе педагог показывает положение деталей ладонью. Дети повторяют показ. В концегода в анализ включается оценка по цвету, по деталям. Обращается внимание на эстетичность выполнения. Настольное конструирование. При настольном конструировании показ можно провести в двух вариантах. 1-й вариант. Педагог показывает образец на столе.Дети находятся справа и слева от образца, со стороны лучше видящего глаза. 2-ой вариант. Показ на фронтальном фланелеграфе издеталей более 10 см. Фон контрастный. Конструирование в средней группе. Программа. Учить конструировать из 5-6 частей. – Заборы, дорожки, этажные дома, ворота (в начале года повторяются, но при этом используются другие детали.) – Мебель: стол, стул, диван, кровать, стеллаж. Домики двух и трёх этажные. – Гаражи разной модификации, мосты, горки. – Транспорт наземный, водный, воздушный. – Коллективные постройки по подгруппам одновременно, но с разной тематикой. – Учить работать с природным материалом. – Учить работать с бумагой. Сгибать двухцветную бумагу, совмещать стороны, углы, формировать линию сгиба. Виды строительных материалов. – Куб, кирпич, пластина, призма, брусок, цилиндр. Возможно использование конусов, пирамиды, но без названия и обследования. – Пластилин. – Бумага. – Природный материал. Приёмы работы: – Учить обследованию деталей. – Учить определять три размера деталей: большой, средний, маленький. – Учить определять устойчивость деталей. – Учить планировать последовательность постройки. – Показ. Вначале года сохраняется поэтапный показ, со словесным объяснением. В середине года при показе объединяются два-три элемента. Во второй половине года полный показ с анализом, затем воспроизведение по запоминанию. В конце года самостоятельная постройка по напоминанию. – Анализ работы. Направлять детей на самостоятельное выделение основных частей, затем мелких деталей по величине, цвету, форме и пространственному расположению относительно друг-друга. – Подбор деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме, величине. – Творческий. Учим детей самостоятельному отбору игрового материала. При этом обращается внимание детей на цвет, величину, форму и эстетичность. – Работа с бумагой. Учить сгибать двухцветную бумагу, соединяя углы или стороны. Место сгиба педагог отмечает видимой ребёнку линией. В дальнейшем место сгиба можно отмечать пунктиром. Дополнительно можно использовать клей, цветные карандаши и ножницы для оформления постройки. – В оценке деятельности детей учитывать способность ребёнка доводить работу до конца, умение подчинять свой интерес и желания поставленной общей работе. Конструирование в старшей группе. Программа. – Учить называть точным словом и уметь использовать новые формы деталей. – Усложнение качества: уметь показать в постройке красоту симметрии по форме, цвету, пространственному расположению. – Учить передавать точность натурального предмета. – Во втором полугодии ввести сюжетные постройки: аэропорт, магазин, зоопарк. – Постройки в двух, трёх вариантах. Продолжать учить работать с бумагой: в соответствии с лексическими темами. Виды строительного материала: Используются те материалы, что использовались при конструировании в средней группе. Дополнительно вводятся новые объёмные формы: цилиндр, конус, арки, половины кубов и шаров. Подготовительная работа: Выясняются возможности детей к конструированию, их знания, умения, навыки.Детально обследуются натуральные предметы, представленные для постройки. Согласно возможностям детей формируются подгруппы для занятий. Приёмы работы. – Учить сравнивать образец в объёмном и плоскостном изображении. – Учить выделять самостоятельно крупные и мелкие детали, определять их форму, величину, пространственные отношения. – Учить планировать этапы создания постройки и запоминать последовательность. – Учить видоизменять постройку путём замены деталей. – Учить создавать нужную деталь из частей. – Учить строить по словесному указанию на основе наблюдения изображения. – Продолжать учить работать с бумагой. Учить читать простейшие схемы изготовления поделок, познакомить с обозначениями, принятыми в Оригами. – Творческий приём. – Оценка. Конструирование в подготовительной группе. Программа. Учить конструировать из 10-12 частей. – Транспорт во взаимодействии с окружающими предметами. – Мосты. Здания. – Работа с бумагой. Изготовление поделок в соответствии с лексическими темами. Этапы конструирования соотносить со схематичным изображением. Виды строительного материала. – К материалам, что использовались в старшей группе, добавляются строители «ПСКОВ», «РУСЬ», «НОВГОРОД». Подготовительная работа. – Знакомство с содержанием сюжета постройки через наблюдение реальных событий, экскурсии, чтение книг. – Наблюдение объектов и анализ деталей. – Сравнение похожих объектов и сравнение деталей этих объектов. Приёмы работы. – Учить читать чертёж, определяя пространственное положение деталей, их величину. – Учить определять на глаз, какие детали по форме и величине подходят для данной постройки. Выбирать цвет деталей. – Продолжать учить планировать весь ход строительства. – Учить сооружать постройки во взаимосвязи, выполняя сюжетную постройку. – Даются словесные указания при самостоятельной работе. – Ставятся задачи на развитие конструкторских способностей. – Можно использовать приём поэтапного показа при выполнении сложных построек. – При работе с бумагой использовать приём поэтапного показа.
Количество занятий. 1 младшая группа. в первом полугодии – 1 раз в месяц. Во втором полугодии – 2 раза в месяц. 2 младшая группа – 2 раза в месяц. Средняя группа – 2 раза в месяц. Старшая и подготовительная группы – 4 раза в месяц. Литература: Плаксина. Л.И. Плаксина Методические рекомендации для коррекционной- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию. Л.И. Киселёва. Методические рекомендации для коррекционной- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. 3.В.Лиштван. Конструирование. Москва, 1981 г. Т.С. Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Москва «Просвещение» 1985. 3.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва «Просвещение» 1992. |