Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Гнев (Злость)»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
- Определение основных эмоциональных состояний;
- Обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса;
- Формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.
- Обучение сопереживанию;
- Развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью;
- Обогащение невербальных средств коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gnev_zlost_2_star.gr_._2020g.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»
Советский район
уровень: Муниципальный
наименование мероприятия:
Конспект организованной образовательной деятельности на тему:
«Гнев (Злость)»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составила и подготовила:
воспитатель 1к.к. группы №2
«Веселые ребята»
Золотарёва И.И
Воронеж 2020
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- Определение основных эмоциональных состояний;
- Обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса;
- Формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.
- Обучение сопереживанию;
- Развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью;
- Обогащение невербальных средств коммуникации.
Использованные технологии занятия: «Магнитофон, запись музыки Е. Ботлярова «Драчун» имузыки В. Гаврилина «Крот и червяк»; «Магнитная доска (наборное полотно);«Сюжетная картина «Гнев»;«Серия сюжетных картин «Крокодил Гена, Чебурашка и Шапокляк»; «Карточка с условным обозначением эмоциональногоотношения» (смайлик в гневе); «Мишень, большая картонная труба, наполненная поролоном» (для погашения звука); «Сломанные» игрушки, «волшебная палочка»; «Картинка рыбы-ежа»; Два воздушных шарика, набор для выдувания мыльных пузырей, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребенка); «Волшебная палочка»; «Набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка). Медальки.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Планируемые результаты: Ребёнок умеет делать выводы, имеет предпосылки к поисковой деятельности, умеет работать в коллективе: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении поставленных задач, выражает положительные эмоции.
Ход занятия:
Педагог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картину «Крокодила Гены, Чебурашки и Шапокляк» и говорит:
- Утром Крокодил Гена и Чебурашка наводили порядок в доме. Они вытирали пыль, подметали пол, поливали цветы. Когда уборка закончилась, Крокодил Гена пошел ремонтировать сломанный велосипед, который стоял в мастерской, а Чебурашка чуть позже взял корзинку и отправился в соседний магазин за фруктами для компота.
Педагог: прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картину в соответствии сюжета и продолжает:
- А в это время их соседка Шапокляк была очень сердита. Она разозлилась, потому что Крокодил Гена и Чебурашка не пригласили ее в гости. Увидев, что друзья вышли из дома, Шапокляк решила действовать. Посмотрите и расскажите, что она натворила. (Дети составляют рассказ по картине.) Довольная Шапокляк убежала, а крокодил вернулся домой. Увидев беспорядок, он разозлился и сердито воскликнул: «Неужели это все Чебурашка сделал?!»
- «Посмотри, какие фрукты!» — сказал Чебурашка, входя в дом. Но Крокодил начал топать ногами и громко кричать на него. Чебурашка не понял, почему Гена гневается, и сильно огорчился. Друзья не разговаривали весь день.
Педагог: прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Гнев».
Педагог говорит:
- Какой был Гена, когда увидел беспорядок? (Злой, сердитый, разгневанный.)
- Как можно узнать разгневанного или злого человека?
Ответы детей.
- Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты.
- Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.
Педагог:
- Изобразите гневного, злого человека. (Дети выполняют задание.)
- Покажите друг другу.
- Постарайтесь зло сказать фразу: «Сегодня шел дождь».(Дети выполняют задание.)
Педагог: прикрепляет к магнитной доске Мишень с гневным смайликом, на столике психолога - большая картонная труба, наполненная поролоном. Перед каждым ребенком - два воздушных шарика, набор для выдувания мыльных пузырей, мешочек с фасолью.
Детям объясняется значение символа, затем педагог говорит:
- Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, злиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы детей.)
- Мне кажется, что сердитый человек похож на эту рыбу.(Показывает детям картинку рыбы-ежа.) Вам хочется дружить с такой рыбой?
- Я хочу вам открыть страшную тайну: взрослые тоже злятся, только умеют это делать, не причиняя никому вреда.
Вспомните, что сделала Шапокляк, когда разозлилась на Гену и Чебурашку?
Ответы детей:
- Она устроила беспорядок в их доме и поссорила их друг с другом.
Педагог:
- Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижая. Надуйте воздушный шарик и держите его так, чтобы он не сдувался. (Дети выполняют задание.)
- Представьте себе, что шарик — это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость.
- Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)
- Отпустите шарик и проследите за ним. (Дети отпускают шарик, он быстро перемещается из стороны в сторону.)
- Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым?
- Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может даже обидеть или ударить кого-нибудь.
- Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Дети выполняют задание.)
- Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)
- А что происходит с гневом внутри шарика?
- Можно им управлять? (Он выходит из шарика, но медленно, этим гневом можно управлять.)
- Если гнев еще остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей. Давайте попробуем! (Дети выполняют задание.)
- Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы станут сначала теплыми, потом горячими, потому что через них выходит наш гнев. Давайте потопаем. (Дети выполняют задание.)
- Можно представить, что мы собрали остатки нашего гнева в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувствуете, какой тяжелый гнев? Сожмите его и со всей силы киньте в мишень. (Дети выполняют задание.)
- А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)
- Вы почувствовали, как стало легко и весело? Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.
Примечание. «Ребенку нужно научиться различным способам выражения гнева в любой приемлемой для мира взрослых форме». Он должен «позволить себе осознавать и понимать свой гнев», принимать его, но ни в коем случае не избегать. Это первый шаг к тому, чтобы чувствовать себя сильным и цельным».
Звучит запись музыки Е. Ботлярова «Драчун». Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик, лист бумаги.
Педагог: предлагает детям нарисовать свой гнев или то, что они чувствуют или делают в состоянии гнева, вспомнить, на что или на кого был похож гнев. Может быть, на животное или на бесформенное облако? Дети выполняют задание, а затем рассказывают, что они нарисовали.
Примечание. Каждому ребенку необходимо дать возможность рассказать, что он нарисовал, обсудить с ним, что он хотел бы сделать с этим гневом. Что он чувствовал, когда злился? Как мог бы ребенок сейчас изменить то, что произошло с ним? Важно поощрять и подбадривать ребенка, используя вербальные и тактильные формы одобрения. При необходимости педагог помогает придумать позитивное окончание рассказа.
Звучит запись музыки В. Гаврилина «Крот и червяк». Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картину «Гена, Чебурашка и Шапокляк».
В углу сложены игрушки из группы: растрепанная кукла, пирамидка с перепутанными кольцами, сломанные машинки.
Педагог:
- Когда друзья помирились, они тоже, как и вы, научились сердиться, не причиняя никому вреда. Крокодил Гена и Чебурашка пригласили к себе в гости Шапокляк. Они пили чай с тортом и объясняли своей соседке, что надо делать, когда сердишься. Это очень понравилось Шапокляк. Она рассказала, как неправильно вела себя раньше, когда сердилась на кого-нибудь.
- А теперь посмотрите - в углу лежат сломанные игрушки из вашей группы. Их кто-то сломал, когда сердился. Сегодня у нас необычный день. В этот день игрушки могут заговорить. Сейчас я с помощью «волшебной» палочки превращу каждого из вас в выбранную вами игрушку.
Психолог дотрагивается до каждого «волшебной» палочкой и проводит беседу. Примерные вопросы беседы:
- Расскажите, кто ты.
- Как тебя называли дети?
- Кто с тобой чаще играл?
- Как ты попал в детский сад?
- Хорошо ли тебе здесь было?
- Что ты чувствовал, когда с тобой играли?
- А когда не играли с тобой, о чем ты думал?
- Какое место в группе у тебя самое любимое?
- Что ты почувствовал, когда тебя сломали?
По окончании беседы педагог говорит:
- А сейчас я обратно превращу вас в девочек и мальчиков. Давайте все вместе починим все игрушки.(Дети приводят в порядок и чинят игрушки.)
Педагог:
- Можно ли нам гневаться? (Можно, только надо это делать так, чтобы никого не обижать.)
- Кто у нас сегодня гневался лучше всех? (Ответы детей.)
- Давайте расскажем, как можно злиться, не причиняя никому вреда.
Педагог обращается к каждому ребёнку:
- Ты сегодня научился справляться со своим гневом! За это я тебя награждаю медалью! (Дарит ребёнку медаль заранее подготовленную.)
- Покажите, вам понравилось занятие или нет? (Дети улыбаются если «ДА» или махают головой если «НЕТ».)
- Улыбнитесь друг другу, ведь вы самые замечательные дети на свете!
- Давайте попробуем вместе с вами ещё раз дать характеристику гневу:
Дети:- Гнев - это старый мужчина. Живет долго, пока не станет добрым. Гнев можно уберечь - передать другому. А избавиться можно, если расскажешь кому-то о нем.
Педагог: - Где живет гнев?
Дети: - Внутри человека; в доме страшном; в замке.
Педагог: - Враги гнева?
Дети: - свет, доброта, добрый человек, радость.
Педагог: - Какие вы сегодня все молодцы, давайте прощаться с нашими героями, и займёмся другими делами.
Литература
1. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.; Воронеж: 1998.
2. Изард К.Э. Психология эмоций. — Спб.: 1999.
3. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб.: 1996.
4. Карманная энциклопедия социо - игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общ.ред. В.М. Букатова. — СПб.; М.: 2008.
5. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: 2000.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.: 1997.
7. Современные образовательные програмы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М.: 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».
Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя
конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)
Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)
Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая
данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...